Илья Стефанов - Золотой ларец. Повесть рыбака Маруфа
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Золотой ларец. Повесть рыбака Маруфа"
Описание и краткое содержание "Золотой ларец. Повесть рыбака Маруфа" читать бесплатно онлайн.
Основой данного стихотворного повествования является «Книга тысячи и одной ночи». Свободное поэтическое переложение части её рассказов представлено в виде одной повести от лица рыбака Маруфа. Перед читателем проходят сцены от семейных ссор до взаимоотношений царя и его подданных, рассматриваются темы богатства и бедности, разбоя и войны, темы от наслаждения дарами природы до мук угрызений совести и, конечно же, темы страсти и любви. Ценители поэзии поразятся разнообразием стихотворных форм.
Золотой ларец
Повесть рыбака Маруфа
Илья Стефанов
КНИГА ПУСТЬ НЕ ПОПАДАЕТ В РУКИ
НИ ДЕТЕЙ, НИ СПЛЕТНИЦ, НИ ГЛУПЦОВ
© Илья Стефанов, 2017
ISBN 978-5-4483-6506-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Вступительное слово
ЗОЛОТОЙ ЛАРЕЦ (Поветь рыбака Маруфа) представляет собой переложение части рассказов «КНИГИ ТЫСЯЧИ И ОДНОЙ НОЧИ» в стихи. Такой жанр средневековая арабская критика называла «акд» (по системе заимствований аль-Казвани). Стремясь сделать перевод как можно ближе к языку «КНИГИ…», я допускал дословное использование текста (приём «тадмин»). Сюжетные линии рассказов «КНИГИ…» я позволял себе несколько видоизменять.
Приступая к работе над «Повестью…», я ставил перед собой задачу собрать наиболее красочные по языку места знаменитого сказания. Я подумал также, что, несмотря на разнообразие тем, все рассказы могут естественно объединяться вокруг одного главного героя.
После названия каждого рассказа я указываю место «КНИГИ…», которое было переложено в стихи (номер тома восьмитомного перевода М. Салье и страницы). В качестве эпиграфов использованы отдельные фразы или стихи «КНИГИ…». Из неё же взяты почти все пояснительные сноски в тексте «Повести…». (В противном случае они отмечены словом – Автор).
После любящих слово АРАБОВ
И замечательного переводчика М. А. САЛЬЕ
Прославляет ИХ ТРУД
Удачливый в рифмах Илья СТЕФАНОВ
Слово о Повести Маруфа
Предисловие
VII, 5—12
Если бы душа моя была в моих руках,
и я отдал бы её тебе за эту повесть,
моё сердце на это бы согласилось.
Царь царей, властитель Хорасана,
Чтил среди придворных мудрецов
Знатоков Хадиса1 и Корана,
А средь слуг – рассказчиков-чтецов.
Он любил старинные преданья
О царях и витязях лихих,
И рассказы, повести, сказанья
О делах великих и простых.
Каждый, у кого рассказ был строен,
В душу проникал, тоску леча,
Похвалой был царской удостоен
И халатом с царского плеча.
Если ж выходил рассказ прекрасным,
Царь дарил подарок дорогой:
Тысячу динаров хорасанских
И коня в исправе золотой!
Лучшими рассказами в те годы
Были те, что сочинил Синдбад:
Книга приключений Морехода —
Словно волшебства цветущий сад!
В ней, однако, правды маловато,
А придумке-вымыслу – простор.
Где Синдбад найти мог столько злата,
Никому не ясно до сих пор.
Но дошла до царственного уха,
Завладев державной головой,
Весть о чудной повести Маруфа,
Сухопутным звался он молвой.
Говорили, что его рассказы —
Как из моря мудрости улов.
Говорили, что тесны там связи
Правды жизни с краской звучных слов.
Повесть ту читают не от скуки.
В ней – предупрежденье для чтецов:
Книга пусть не попадает в руки
Ни детей, ни сплетниц, ни глупцов.
Царь вскричал: «Найти мне повесть эту,
Записать, доставить в Хорасан!»
И, два года рыская по свету,
Разыскал её купец Хасан.
Царь назвал ту повесть сущим кладом,
А другие слушать не хотел!
Он купца осыпал чистым златом
И в одежды царские одел.
Дал коня. На нём была исправа
В злате вся, от стремя до удил.
Землю дал с селеньями и справа
От себя Хасана посадил!
Клад волшебный, утешенье в слове,
Царь велел в златом ларце замкнуть.
И с тех пор он слушал чудо-повесть
Всякий раз, когда стеснялась грудь.
Слово о Маруфе
Вступление
V, 263—268
Шёл по городу Багдаду человек
С ношей дров на поседевшей голове.
По тому, что он имел худую плоть,
Видно было, позабыл о нём Господь.
Гнёт-усталость и густой полдневный зной
Мир пред взором застилали пеленой.
Наш носильщик от таких злых дел размяк,
И в печали рассуждал примерно так:
«Неужели служит наша голова,
Чтоб носить на ней то пищу, то дрова?
Хорошо, конечно, что под ношей тень,
Но в такой тени не сладко в жаркий день!
А сегодня над Багдадом злющий зной,
На песок нельзя ступить босой ногой!
Я в жару под тяжким грузом изнемог,
Стал неверным шаг свинцом налитых ног.
Всё! Нет мочи! Отдохну. Да, решено!
Здесь как раз полито и подметено,
Воздух ровный – сам стремится влиться в рот.
И скамья зовёт на отдых у ворот!
Где ты, молодость, и где былая стать?
Нет, мне надо отдохнуть и подышать.
Ах, блаженство – шевелить ступнями ног,
Ощущая телом нежный ветерок!
Да к тому же здесь и музыка слышна.
О мой Бог, какая звучная струна!
И слышны под лютню звуки голосов
В чтеньи, пеньи ли чарующих стихов.
А стихам (о, что творит кудесник чтец!)
Вторят птицы (научил их петь Творец!).
Ох ты, господи! да что ж за праздник там?
Подойду немного ближе к воротам.
Сад – из лучших, из ухоженных садов,
Между зеленью – зеркальный блеск прудов.
А из окон, с ароматом сада слит,
Запах кушаний дурманит и манит!
О мой Бог, наш Господин, творец всего!
Наделяешь Ты без счёта одного,
А другого – он хоть лоб себе разбей! —
Оставляешь Ты без милости своей!
Как же так? В грехах своих, о славный мой,
Я раскаивался сразу пред Тобой.
Правда, я сопротивлялся злой судьбе,
Но ведь я и не выигрывал в борьбе!
Я не лезу своевольно в Твой чертог,
Властен Ты во всякой вещи, о мой Бог.
Потрудился Ты! Одних обогатил,
А других забыл – на всех не стало сил!
Тех возвысил – ну и что? Ты так хотел,
А других унизил – много сделал дел!
Ты велик, Творец, и власть Твоя сильна.
Власть же делать, что ей хочется, вольна!
Ты судил жить в счастье-радости одним,
В унижении-усталости – другим.
На земле, о сколько их, других, живёт
Под палящим солнцем дня во мгле забот!
Я и сам – о годы-бремя, жизнь-беда! —
Так живу, клонясь под тяжестью труда.
Давит сердце ноша тяжкая моя,
А другой так не трудился даже дня!
В наслажденьях и веселье он живёт,
И во славе, и довольстве ест и пьёт.
Правда, странно, что из капли мы одной,
И подобны, и равны мы меж собой,
Только есть у нас различие, оно
Разнит строго нас, как уксус и вино.
Но поверь, мой Бог, всегда я говорил:
Мудрый Ты и справедливо поступил!»
Над Багдадом, между тем, спустилась ночь,
И носильщик уходить собрался прочь.
Но старик-слуга вдруг вышел из ворот.
Он сказал: «Мой господин тебя зовёт».
И носильщик, поразмыслив только миг,
Сделал то, о чём просил его старик.
Ношу бросив и вздохнув разок-другой,
Он пошёл, сопровождаемый слугой.
Дом приветливостью встретил от дверей,
И, казалось, он был создан для гостей.
Всё там было, чтоб мир-отдых ощущать,
И на всём была достоинства печать.
Наш носильщик проведён был в светлый зал,
Где гостей блестящий круг пестрел-сиял.
Зал просторен был, красив – предел мечты!
Меж колоннами кругом ковры, цветы,
А на скатертях стояло для гостей
Много кушаний роскошных и сластей.
И стояли там среди букетов роз
Чудо-вина из отборных красных лоз.
Всё там было, что бывает на пирах,
А средь всех сидел хозяин на коврах.
Он в годах был, но спина была ровна,
Щёк его едва коснулась седина.
Он красив был, как влюбившийся узрит2,
И имел как царь величественный вид.
Наш носильщик древним кратким словом «Мир»
Поприветствовал собравшихся на пир.
А хозяин попросил его присесть
И велел подать ему попить-поесть.
Наш носильщик съел цыплёнка, съел хурму,
Выпил что-то, и вернулся дух к нему.
Тут хозяин молвил: «Брось стесненья плен!
День прихода твоего благословен.
Кто ты, ставший провидения послом,
И скажи, каким ты занят ремеслом?»
«Я Маруф. Я здесь носильщиком служу.
Я за плату с рынка тяжести ношу».
А хозяин возразил: «А я Синдбад.
Я про жизнь твою услышать был бы рад.
Ты красиво говорил там, у ворот.
Но не жил я без труда. Наоборот!
Я семь раз прошёл края заморских стран,
Умирал от горя, ужаса и ран.
Но предписанное всё свершится в срок.
И не стоит нам роптать, судьба ведь – Бог!
Да, Маруф, я рос в богатстве. Мой отец
Знатный был и уважаемый купец.
Путь окончив, предначертанный судьбой,
Много злата он оставил за собой.
Годы шли. Я беззаботно, сладко жил,
Ни свой ум не напрягал, ни струны жил,
Разъезжал по чудным, сказочным краям
И пиры давал знакомым и друзьям.
Но однажды я, очнувшись, увидал,
Что ушёл, исчез, пропал мой капитал!
Не укрылся я от паники огня,
Ведь исчезло всё, что было у меня!
И навеки б стал беззвучен мой карман,
Но помог – мир с ним! – великий Сулейман3.
Помогли мне мысли чудо-мудреца.
Я впервые их услышал от отца.
Вот слова, мудрей которых в мире нет,
В них и предостереженье, и совет:
«Есть три вещи, те, что лучше трёх других.
Знай: день смерти лучше жизни дней пустых.
Лучше пёс живой, чем мёртвый царь зверей,
И могила лучше бедности – ей-ей!»
(Я уверился, объехав много стран, —
Трижды прав был сын Дауда, Сулейман!)
Понял я: грозит мне бедности беда,
Коль и дальше буду жить я без труда.
Труд – ограда нам от всех житейских бед.
Не сказать об этом лучше, чем поэт:
«Лишь трудом достигнуть можно гор высот.
Кто стремится вверх, не спит ночами тот.
Чтоб собрать жемчужин горсточку одну,
Утомляются нырять к морскому дну».
Я ходил купцом за море каждый год,
И за то меня прозвали «Мореход».
О Маруф, ты не из тех, кто глуп-ленив.
Ты трудом и утомленьем, видно, жив.
Хорошо ты говорил там, у ворот!
Складный слог тебе – от Господа щедрот.
В доме этом в вечеров спокойный час
Любим мы послушать чей-нибудь рассказ.
О Маруф! Поведай нам свой путь борьбы
За достоинство в превратностях судьбы».
«Да, мне есть, что рассказать, – сказал Маруф, —
В разных землях я испытывал свой дух.
Я родился близ Каира, у реки.
И отец, и дед мой были рыбаки.
Проявляя норов, ловкость в деле том,
Они часто приносили рыбу в дом.
Только трудно рыбаку разбогатеть!
Умерев, отец оставил мне лишь сеть.
Я усердно дело правил, сеть кидал,
Но удачи в рыбной ловле не видал:
То ли дело было в горе-рыбаке,
То ли рыбы поубавилось в реке.
Я тогда уже два года был женат,
Но жене, злодейке-ведьме, был не рад.
Я увидел, что черна моя стезя,
Что беднее и несчастней жить нельзя.
Только прежде, чем дать Господу ответ,
Я решил узнать получше белый свет.
Посетил я – Бог свидетель – много стран.
Перенёс – не счесть числа! – душевных ран.
Много в жизни я загадок разгадал.
Счастлив был, но чаще бедствовал, страдал.
О себе предстать с рассказом, о Синдбад,
Пред вниманьем добрых лиц я буду рад.
Только вижу я, устали господа,
Утомила их беседа и еда».
Но хозяин возразил: «Начни сейчас,
А в другие дни порадуй снова нас».
И Маруф стал сказы сказывать в стихах
У Синдбада на беседах-вечерах.
Сказы те и про добро, и про порок.
Всё в них – правда, истый жизненный урок!
Было так! А лучше знает лишь сам Бог.
КНИГА
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Золотой ларец. Повесть рыбака Маруфа"
Книги похожие на "Золотой ларец. Повесть рыбака Маруфа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Илья Стефанов - Золотой ларец. Повесть рыбака Маруфа"
Отзывы читателей о книге "Золотой ларец. Повесть рыбака Маруфа", комментарии и мнения людей о произведении.