Владимир Залесский - Генрих Мореплаватель, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян дель Кано, Гонсало-Гомес де Эспиноса, Фрэнсис Дрейк. Порядок и импровизация. Очерк
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Генрих Мореплаватель, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян дель Кано, Гонсало-Гомес де Эспиноса, Фрэнсис Дрейк. Порядок и импровизация. Очерк"
Описание и краткое содержание "Генрих Мореплаватель, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян дель Кано, Гонсало-Гомес де Эспиноса, Фрэнсис Дрейк. Порядок и импровизация. Очерк" читать бесплатно онлайн.
Очерк посвящен деятельности Генриха Мореплавателя, участников первого и второго кругосветных плаваний: Фернана Магеллана, Хуана Себастьяна дель Кано, Гонсало-Гомеса де Эспиносы, Фрэнсиса Дрейка. Что важнее для успеха: «порядок» или «импровизация»? Некоторые ответы автор находит в биографиях названных выдающихся людей.
Генрих Мореплаватель, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян дель Кано, Гонсало-Гомес де Эспиноса, Фрэнсис Дрейк
Порядок и импровизация. Очерк
Владимир Владимирович Залесский
© Владимир Владимирович Залесский, 2017
ISBN 978-5-4483-5746-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Посвящается пятисотлетию со дня начала первого кругосветного плавания.
«В понедельник, 8 сентября, мы бросили якорь у набережной Севильи и дали залп из всех наших пушек. Во вторник все мы в рубахах и на босу ногу, держа каждый свечу в руке, отправились на богомолье в храм Св. Марии Победы и в храм Св. Марии Древности.
Покинув Севилью, я направился в Вальядолид, где преподнес его священному величеству дону Карлу не золото и не серебро, а предметы, гораздо более ценимые столь могущественным государем. Между прочими предметами я дал ему книгу, собственноручно мною написанную и содержащую описание всего того, что происходило изо дня в день на всем протяжении нашего плавания».
Рыцарь Антонио Пигафетта.
1. Предисловие
Чтение книг о выдающихся путешественниках, мореходах, привело меня к размышлениям о «порядке» и об «импровизации» в морском деле.
Понятия эти – обобщающие. Под «порядком» понимаются рациональность, интеллектуальность, планомерность, организованность, дисциплина и т. д. Под «импровизацией» – интуитивность, индивидуальная талантливость, внезапность и другие понятия этого ряда.
На одном «полюсе» появилась фигура Генриха Мореплавателя, персонифицировавшего системность, рациональность, интеллектуальность, планомерность, организованность, дисциплину, порядок.
На другом – фигура Фрэнсиса Дрейка, персонифицировавшего интуитивность, индивидуальную талантливость, внезапность, импровизацию.
Насколько правомерно сопоставление фигур Генриха Мореплавателя и Фрэнсиса Дрейка?
Ясно, что это фигуры различного цивилизационного значения.
Основоположник культуры дальних океанских плаваний, с одной стороны.
С другой стороны, второй в истории кругосветный мореплаватель, удачливый моряк и воин, а возможно, и «пират». Добавим к произнесенному «капитан», а, может быть, и – «флотоводец».
И Генрих Мореплаватель, и Фрэнсис Дрейк были людьми успешными. Может быть, сопоставление отдельных черт, слагаемых параметра успешности – допустимо.
Отметим – для исторической отчетливости – что португальский принц Генрих Мореплаватель (1394 – 1460) жил существенно раньше английского моряка Фрэнсиса Дрейка (ок. 1540 – 1596), родившегося примерно через 80 лет после завершения жизненного пути великого португальского принца.
Естественно, Генрих Мореплаватель не мог воспользоваться чем-либо из опыта или из открытий сэра Фрэнсиса Дрейка.
Наоборот, и в ходе второго в истории кругосветного плавания (1577—1580), и в ходе иных экспедиций Фрэнсис Дрейк так или иначе использовал тот культурный потенциал, формированию которого дал старт Генрих Мореплаватель. В плаваниях Фрэнсиса Дрейка мы видим, что стали реальностью и новая «техника» и новый культурный «формат» мореплавания.
Как ни привлекательны интуитивность, импровизационность, внезапность Дрейка, но Фрэнсис Дрейк не смог бы совершить сколько-нибудь дальнее плавание без тех планомерности, рациональности, дисциплины, интеллектуальности (активного использования знаний и умений), которые в результате цивилизационных усилий Генриха Мореплавателя сделали из корабля не просто плавательное средство, а небольшую территорию единой (христианской в то время) Европы.
Понятно, что элемент противопоставления, с одной стороны, дисциплины, планомерности, интеллектуальности, и, с другой, – импровизации, интуитивности, удачливости, – отчасти условен, иллюстративен.
Ясно, что Генрих Мореплаватель, снаряжая все новые и новые экспедиции вдоль Африканского побережья, действовал отчасти интуитивно, а Фрэнсис Дрейк не мог обойтись в своих плаваниях без порядка, дисциплины и расчета.
Рассмотрение темы «порядок и импровизация», рассмотрение деятельности Генриха Мореплавателя и Фрэнсиса Дрейка естественным образом делает предметом внимания действия участников первого кругосветного плавания: Фернана Магеллана, Хуана Себастьяна дель Кано, Гонсало-Гомеса де Эспиносы.
Исторически за Генрихом Мореплавателем (годы жизни: 1394 – 1460) следовали Фернан Магеллан (годы жизни: ок. 1480 – 1521), Хуан Себастьян дель Кано (годы жизни: 1486—1526), Гонсало Гомес де Эспиноса (один из предположительных вариантов датировки рождения и смерти: ок.1490 – после 1550), а за ними – Фрэнсис Дрейк (годы жизни: ок.1540—1596).
2. Генрих Мореплаватель (рациональность и планомерность, дисциплина)
С именем Генриха Мореплавателя связан культурный переворот в европейском (и мировом) мореплавании.
Во-первых, прибрежные морские относительно краткие плавания на весельных судах (галерах) постепенно стали уходить в прошлое (или отходить на второй план). На смену им пришли дальние, океанские – дальние и долгие – плавания на парусных судах (каравеллах).
В этом пункте рассуждения мы вправе вспомнить о викингах и об их дальних океанских плаваниях. Те наиболее древние образцы кораблей викингов, которые сохранились до настоящего времени, датируются IX веком. Они предназначены как для гребли, так и для хода под парусом [Симпсон Ж. С. 85, 87]. Но в XI веке у викингов были и чистые парусники (наряду с весельно-парусными кораблями) [Симпсон Ж. С. 96].
«Благодаря мастерству своих моряков и искусству кораблестроителей викинги были повелителями морей, и их смелые указания мореплавателям продолжают уверенно звучать сквозь века: «От Хернара в Норвегии плыви прямо на запад, в Гренландию…» [Симпсон Ж. С. 106].
Культура дальних морских плаваний викингов была элементом достаточно особенной этно-религиозной культуры.
Воспоминание о дальних океанских плаваниях викингов отчетливо показывает еще одну культурную заслугу Генриха Мореплавателя – заслугу, может быть, превосходящую «техническую» замену галер на каравеллы.
Во-вторых, Генрих Мореплаватель сделал корабль территорией общеевропейской культуры, небольшой территорией большой (христианской в то время) Европы.
Тезисы об «общеевропейской культуре», о «европейском сообществе» применительно к рубежу 1400-х – 1500-х годов могут кому-то показаться гипотетическими. Однако состав дальних морских экспедиций, в том числе экспедиции Магеллана, позволяет использовать такие термины. Значительная часть личного состава первой кругосветной экспедиции – испанцы. Руководитель – Фернан Магеллан – португалец. Антонио Пигафетта, составивший дневник экспедиции, – итальянец.
С Магелланом в экспедицию отправилось «много иностранцев: по меньшей мере тридцать семь португальцев, семнадцать итальянцев, пять фламандцев (главным образом бомбардиров), несколько немцев, англичане, негры, арабы, баски, греки, жители Азорских островов и Мадейры» [Кунин К. И.].
Так или иначе, участники экспедиции понимали друг друга, сотрудничали, совместно преодолевали значительные трудности.
«Благодаря скрещению династических линий Карл получил в наследство огромные территории в Западной, Южной и Центральной Европе, доныне никогда не объединявшиеся… (…) Де-факто Карл был первым правителем единой Испании в 1516—1556 годах… Сам Карл официально был королём Арагона (как Карл I, исп. Carlos I, 1516—1556), а в Кастилии был регентом своей матери…» [«Карл V (император Священной Римской империи)»].
Возможно, существуют основания для вывода об общеевропейском составе первой кругосветной экспедиции.
Корабль на рубеже 1400-х – 1500-х годов стал местом веры, дисциплины, накопления знаний.
Корабль уходил в дальнее плавание с определенными целями, капитан получал достаточно подробные инструкции. В плавании действовали определенные правила, поддерживающие дисциплину, сплачивающие экипаж, направляющие его к достижению поставленных целей. Не имевший связи с родиной корабль, тем не менее, в целом придерживался норм и правил, выработанных (обще) европейской практикой; возвратившись из плавания, экипаж экспедиции обогащал полученными знаниями европейское общество в целом. Отметим, что к моменту начала первой кругосветной экспедиции уже существовали те старейшие университеты, в которых прослушал циклы лекций в XIX веке Генрих Шлиман: Парижский университет, основанный в 1215 году, и Неаполитанский (Неапольский) университет, основанный в 1224 году. Ориентировочно 1440 годом датируется начало европейского книгопечатания (Иоганн Гутенберг).
Обсерватория и мореходная школа Генриха Мореплавателя привели в действие колоссальные, глобальные процессы.
3. Фернан Магеллан (талант, интуиция, решительность, дисциплина)
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Генрих Мореплаватель, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян дель Кано, Гонсало-Гомес де Эспиноса, Фрэнсис Дрейк. Порядок и импровизация. Очерк"
Книги похожие на "Генрих Мореплаватель, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян дель Кано, Гонсало-Гомес де Эспиноса, Фрэнсис Дрейк. Порядок и импровизация. Очерк" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Залесский - Генрих Мореплаватель, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян дель Кано, Гонсало-Гомес де Эспиноса, Фрэнсис Дрейк. Порядок и импровизация. Очерк"
Отзывы читателей о книге "Генрих Мореплаватель, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян дель Кано, Гонсало-Гомес де Эспиноса, Фрэнсис Дрейк. Порядок и импровизация. Очерк", комментарии и мнения людей о произведении.