Петр Котельников - Неаполь Скифский
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Неаполь Скифский"
Описание и краткое содержание "Неаполь Скифский" читать бесплатно онлайн.
Почему столицу Скифии вдруг назвали, очень странным для кочевников словом? «Неаполь» по-гречески означает «новый город». Конечно, вряд ли скифы назвали бы одну из своих крепостей греческим именем?
Неаполь Скифский
Петр Петрович Котельников
© Петр Петрович Котельников, 2016
Редактор Олег Петрович Котельников
ISBN 978-5-4483-3730-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Возможно?.. Все возможно!
Большинство современных ученых отождествляет Неаполь с городищем Керменчик на окраине современного Симферополя, на месте которого некогда располагалась столица скифского царства. Но «Неаполем» могло бы называться и одно из двух других крупнейших поселений центральной части крымской скифии – Булганак или Усть-Альма? А Керменчик в древности мог носить имя Хабеев?
Хабееи, наряду с Неаполем – одна из двух «царских крепостей» скифов, упомянутых в херсонесском декрете в честь полководца Диофанта (конец II в. до н. э.). Неаполь находился где-то в глубине Скифии. Прославленный полководец дважды осаждал эту крепость. Обе компании завершались успехом, и оба раза побежденные скифы признавали над собой власть понтийского царя Митридата VI Евпатора, от имени которого действовал Диофант. Вероятно, в Неаполе располагалась одна из резиденций скифских царей.
Предположим, что Неаполь Скифский локализуется на юго-восточной окраине Симферополя, где на высоком плато Петровские высоты (или иначе у горы Керменчик) расположено крупнейшее в Крыму скифское городище
Когда едешь из Симферополя на Ялту, справа будут видны круто обрывающиеся «Петровские скалы», из ноздреватого светло коричневого, словно загоревшего на южном ярком солнце, камня. На треугольном мысу между скалами и Петровской балкой находился прежде Неаполь Скифский, город легендарных скифских царей Скилура и Палака. Внизу хорошо просматривается долина реки Салгира, несущего серебристые журчащие воды куда-то на север Крыма; севернее видны степи, а на западе – виднеется третья горная гряда. Лучшего места для строительства города в те времена, когда ожидать нападения врага должно было в любое время, выбрать было невозможно. Площадь, избранная под постройку его, возвышалась над местностью, подходы трудно одолимы. Только с южной стороны она была открыта. Идеальное с точки зрения защиты место. Любой строящийся в то время город, прежде всего, должен был быть крепостью, крепостью хорошо защищенной, способной выдержать не только краткое временное нападение врага, но и длительную осаду. Место положение Неаполя Скифского было великолепным и с точки зрения связей его с другими местностями. Здесь находилось пересечение дорог, идущих от Перекопа к Херсонесу, и от Пантикапея и Феодосии к Керкинитиде (нынешней Евпатории) и Калос-Лимену (Прекрасной гавани), на месте которого находится современный пос. Черноморское
Точное время основания города неизвестно. Наибольшего расцвета он достиг во II веке до н. э., а прекратил существование после нашествия готов (III век н. э.).
Почему столицу Скифии вдруг назвали, очень странным для кочевников словом? «Неаполь» по-гречески означает «новый город». Конечно, вряд ли скифы назвали бы одну из своих крепостей греческим именем? Скорее всего, греки слышали название этой крепости на скифском языке и переделали его на свой манер, превратив в понятное им слово «Неаполь». Такое бывает часто, когда местные названия переводятся на язык пришельцев. Так речка Кара-су («черная вода») превратилась в Карасевку.
Первую часть имени города разобрали. Остается подробнее остановиться на второй части его – «Скифский». Понятно, что принадлежал он скифам. А кто такие скифы? Откуда они здесь, в центральной части Крыма оказались? Куда они ушли?
В VII – VI веках до нашей эры по степным просторам Евразии волнами идут передвижения кочевых народов в Восточную Европу. В это же время племена Восточной Европы вступили в соприкосновение с народами Кавказа, Малой и Передней Азии, с древневосточным и античным миром. Пришли тогда в Крым и скифы. Откуда они? Что за люди? Что нам известно о скифах? Не спросишь у них самих: «Как вы жили на земле причерноморской? Откуда вы пришли в Крым?» Может, доверимся «отцу истории» Геродоту? Все-таки давно жил, многое знал! Пока ясно одно, пришли скифы откуда-то с востока. По роду занятий – скотоводы. Но широких степей в Крыму в тот период времени не было. Больше леса да перелески… Произрастали здесь дуб, клен, ясень. Каково пришлось здесь первым степнякам? Может, пришлось жечь лес для создания простора?
Сверкнул луч солнца и погас.
Собрались на ночлег.
Короток отдых, в ранний час
Опять начнется бег.
Из года в год, из века в век,
Голодны или сыты?
Но начинают свой набег.
Идут на запад скифы.
Стоит из войлока шатер,
Вокруг пасутся кони,
Разводят небольшой костер,
Ко сну сидящих клонит…
По словам Геродота, у самих скифов существовало предание об их происхождении: на безлюдной земле, где гуляли буйные ветры, гнулись высокие травы, шумели листвой редкие деревья, только звери были, да в небесах птицы парили. Прогуливалась как-то степью широкой красавица юная. Заметил ее Зевс, зоркий взгляд у бога, не мог пропустить девушку, гибкую, стройную. У бога богов Зевса от дочери Борисфена (так древние греки называли Днепр), а была ею та девушка, которую заметил царь богов, родился первый человек. Звали его Таргитай. Было у первого человека три сына – Липоксай, Арпоксай и Колаксай. Выросли парни, крепкими стали, вошли в силу мужскую, пошли в степь широкую, разгуляться, силушку попробовать. Вдруг зашумело, засвистело. Птицы стаями взлетели, понеслись прочь над землей. Травы к земле пригнулись. От свиста уши заложило у парней, пригнулись, глаза закрыли. Глухой удар. Открыли глаза и увидели, лежат на земле четыре золотых предмета: плуг, ярмо, секира и чаша. Лежат, ярко блестя под лучами солнца. Пытались старший и средний братья взять эти предметы, да не дались они им в руки, а вот младший смог и взять их, и унести с собой. Приняли старшие братья случившееся, как знак, свыше данный, и отдали бразды правления младшему. Мирно жили старшие братья, не тяготясь властью младшего. От трех братьев и пошли роды скифские… Перечисление предметов, упавших с небес свидетельствует о том, что скифы стали переходить к оседлому образу жизни, а скотоводство стало уступать земледелию.
Что было прежде, и теперь?
Иная вышла доля.
Шатров уж нет, окно и дверь…
И воля уж – неволя!
Степных просторов просто нет.
Что делать скотоводу?
И пережив немало бед,
На хлеб садиться, воду…
Пусть тот же войлочный колпак,
Меч, лук, колчан и стрелы…
С землей сродниться не пустяк —
Совсем иное дело…
Пшеницу сеять и овес,
Ходить весной за плугом.
Такое скифу довелось —
Кормить зерном округу!
Есть еще одна легенда происхождения скифов. Судя по содержанию, создали ее древние греки. Вот она: Геракл, перегоняя стада Гериона, попал в безлюдную степь. Дело шло к ночи, а случилось это зимой. Застигли его мороз и метель. Что делать? Куда спрятаться? На три шага ничего не видно за стеной снега. Чтобы не замерзнуть, плотно завернулся Геракл в львиную шкуру, снятую им когда-то с Немейского льва, заснул. Пока спал, его лошади исчезли. Проснулся – нет лошадей! Пошел их искать. Долго скитался по заснеженной степи, пока не набрел на пещеру. Духом живым от той пещеры тянет. Заглянул в нее герой, удивился… Жила в той пещера змеедева, с красивым женским телом до чресл, а ниже их – туловище змеи. Лицо нежное, прекрасное. Глаза голубые, голубые, как только может быть голубым небо в ясный летний день! Улыбнулась приветливой улыбкой Гераклу. Спросил ее сын Зевса: «Не видала ль ты табун лошадей? Не проскакал ли он мимо?» Змеедева не стала отпираться, заявив, что лошади у нее, но отдаст она их ему только после того, как он вступит с ней в любовную связь. Похоже, Геракл был не слишком разборчив, да и тело титаниды призывно манило… Дал согласие. От брака его со змеедевой родилось три сына. Уходя, Геракл оставил змееногой богине лук и пояс, сказав: «Когда сыны вырастут, пусть попробуют лук натянуть. Кто справится с этой задачей, будет хозяином этой земли. Остальные, не справившиеся, должны покинуть ее. Когда сыновья выросли, мать протянула лук им, передав приказание отца. Ни старший Агафирс, ни средний Гелон с задачей отца не справились. И только младшему сыну, Скифу, удалось выполнить завет отца. Он опоясался поясом Геракла и стал хозяином степи.
Каков быт у скифов. Склад характера?
Письменности у скифов не было. Кочевой образ жизни не совместим с ремеслом, которое могло бы напрямую дать ответ на поставленные вопросы. Приходится собирать сведения о скифах из сочинений эллинов о них. А в них хоть в какой-то степени образ скифа эллинизируется. Кроме того следует понимать, что сталкиваясь по пути движения с другими народами, облик скифа претерпевал изменения, теряя свой национальный облик. Раньше всего это произошло с западными скифами под влиянием германцев и фракийцев. Восточные (Заднепровские) «держались» продолжительнее, но и тоже изменились, ославянились.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Неаполь Скифский"
Книги похожие на "Неаполь Скифский" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Петр Котельников - Неаполь Скифский"
Отзывы читателей о книге "Неаполь Скифский", комментарии и мнения людей о произведении.