» » » Алла Московкина - Семейное воспитание детей с различными нарушениями в развитии


Авторские права

Алла Московкина - Семейное воспитание детей с различными нарушениями в развитии

Здесь можно купить и скачать "Алла Московкина - Семейное воспитание детей с различными нарушениями в развитии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Беременность, ожидание детей, издательство ЛитагентВладосdeb3a7bd-f934-11df-8c7e-ec5afce481d9, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алла Московкина - Семейное воспитание детей с различными нарушениями в развитии
Рейтинг:
Название:
Семейное воспитание детей с различными нарушениями в развитии
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-691-02176-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Семейное воспитание детей с различными нарушениями в развитии"

Описание и краткое содержание "Семейное воспитание детей с различными нарушениями в развитии" читать бесплатно онлайн.



Учебник содержит сведения о принципах и современных гуманистических технологиях семейного и общественного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): сенсорными нарушениями, интеллектуальной недостаточностью, речевыми расстройствами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы и поведения. Особое внимание уделяется взаимодействию специалистов и родителей детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, формам его организации.

Наряду с практическими вопросами рассматриваются теоретические аспекты семейного и общественного образования детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями (ООП).






Следовательно, образ жизни отдельной семьи и семейные взаимодействия опосредуются идеалами и принципами, по которым живет общество, к которому принадлежит семья.

Структура и функции семьи

Каждая семья по-своему уникальна: ее состав и характеристики членов семьи, процесс семейных взаимодействий различны в разных семьях и в разные периоды ее существования. При этом в контексте теории семейных систем наличие в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья рассматривается не как единственная, а лишь как одна из многочисленных особенностей структуры семьи.

Стиль взаимодействия специалистов с семьей в свою очередь опосредуется культурной и идеологической парадигмой семьи. Это особенности, связанные с этническими и расовыми факторами, различиями в религиозной принадлежности, социально-экономическим и образовательным статусом, верованиями и убеждениями, ценностными ориентациями и адаптивностью поведения.

Так в семьях с финансовой нестабильностью низкий уровень планирования будущего. В семьях, в которых умственное развитие и образование не являются главной ценностью, предпочтут оставить ребенка с ограниченными возможностями дома, если обучение сопряжено с расставанием или дальностью поездок. Авторитарный стиль воспитания реже наблюдается у представителей среднего класса, предпочитающих развивать у своих детей внутренний контроль как альтернативу слепому подчинению власти.

Преодолевая хронический стресс, связанный с воспитанием нестандартного ребенка, семья использует различные стратегии. Однако выбор той или иной стратегия семейной жизни зависит от оценки ситуации в аспекте возможностей ее изменения. Если это невозможно, приходится изменить ракурс восприятия данной ситуации, т. е. примириться с ней. Все стратегии можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние стратегии:

• Пассивная позиция. Такая позиция близка к фаталистической. Она заключается в отсутствии попыток найти решение проблемы. Такое поведение основано на уверенности, что все как-то уладится само собой. Если что-то случилось – значит так и должно было случиться – такая уж судьба.

• Активная позиция. Такая позиция заключается в способности определить, какие условия можно изменить, и активной деятельности по их изменению, а также в способности идентифицировать условия, которые в данной ситуации изменить невозможно, но, вероятно, это можно будет сделать в будущем, и принять их временно как данность.

Внешние стратегии:

• Такие стратегии основываются на умении опираться на экстрасемейные подсистемы, на индивидуумов и учреждения, не входящие в систему семьи, т. е. задействовать социально-экологическую систему семьи как можно шире.

• Очень важно умение контактировать с окружающими, находить и использовать помощь других людей – соседей, друзей, других семей, имеющих или не имеющих сходные проблемы, но стремящихся помочь.

• Полезной оказывается способность находить духовную поддержку – советы и помощь религиозных деятелей, участие в работе религиозных институтов.

• Необходимо также умение использовать ресурсы государственной поддержки.

• Выполнение семейных функций является важным условием существования любой семьи и требует ее определенной независимости от экстрасемейной подсистемы.

Существует множество классификаций семейных функций как в отечественной литературе, так и в зарубежной. Однако не многие из них учитывают специфику функций семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития.

Приведем одну из классификаций семейных функций. В соответствии с ней основными являются следующие: экономическая, связанная с заработной платой, оплатой банковских счетов, банковскими вкладами, и другими финансовыми операциями. Удовлетворение физиологических потребностей членов семьи, связанных с интимной близостью, приобретением и приготовлением пищи, покупкой одежды, лечением и профилактикой болезней, уходом за домом. Восстановительная функция по организации индивидуального и семейного отдыха, хобби ее членов. Социализация детей, связанная с развитием социальных навыков и межличностных отношений. Самоидентификация детей. Семья помогает детям увидеть свои сильные и слабые стороны, способствует развитию чувства принадлежности. Велика и воспитательная роль семьи. Именно в семье ребенок познает, что такое «хорошо и что такое плохо», учится различать добро и зло, познает, что такое любовь, дружба, верность. И что особенно важно, семья формирует систему ценностей ребенка, выполняя тем самым судьбоносную мировоззренческую функцию. Образовательная функция семьи связана с образованием детей и продолжением образования родителей. Наконец, семья играет важную роль в профессиональной подготовке и решении проблем, связанных с профессиональной деятельностью. Для семьи, воспитывающей «особого» ребенка, важны еще такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которых является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижение им материальной независимости и социальной адаптации.

Таким образом, понимание семьи как целостной системы позволяет распространить на нее положения, относящиеся к функционированию системных объектов:

• Семья обладает сложным внутренним строением, своей психологической структурой и специфическими функциями.

• Семья как целое определяет некоторые характеристики входящих в нее индивидов.

• Семейная система не является простой суммой составляющих ее элементов.

• Каждый индивид семейной системы влияет на других индивидов и сам находится под их влиянием.

• Семейная система обладает способностью к саморегуляции.

Понимание семьи как системы приводит, в свою очередь, к пониманию необходимости применения комплексного подхода к организации абилитации, реабилитации, клинико-психолого-педагогической коррекции нарушений развития детей, психофизиологической системы мать-ребенок, всей семейной системы в целом.

Модели семейных взаимодействий

Семейные взаимоотношения можно рассматривать в системе четырех понятий: подсистема, сплоченность, адаптивность, коммуникация. Внутри каждой семьи выделяют четыре подсистемы:

• Супружеская (муж – жена); в однополых браках (супруг № 1 – супруг № 2).

• Родительская (родитель – ребенок).

• Сибсовая (брат – сестра).

• Расширенная семейная (экстрасемейная) – взаимодействие с друзьями, профессионалами и др.

При этом нарушение хотя бы одной из подсистем вызывает изменение и во всех остальных. Появление ребенка с ограниченными возможностями влияет на все четыре подсистемы.

Подсистемы описывают, кто и с кем взаимодействует в семье, а сплоченность и адаптивность определяет то, как происходит это взаимодействие. Сплоченность обычно описывается с помощью двух полярных состояний: переплетенность (запутанность) – разобщенность.

Семьи, имеющие слабые границы между подсистемами, являются сильно переплетенными (запутанными). Такие семьи обычно характеризуются воспитанием детей по типу гиперопеки. Для членов такой семьи характерна гипервовлеченностью в жизнь друг друга. Такая семья, имеющая ребенка-инвалида, испытывает сильный страх перед самостоятельными действиями ребенка. Это мешает развитию у него способности действовать и жить независимо в будущем. Напротив, разобщенные семьи имеют слабые границы между подсистемами. Вовлеченность некоторых членов семьи в жизнь друг друга, больного ребенка и всех, кто его окружает, сводится до минимума. Нередко отец под разными предлогами (занятость на работе) избегает супружеских отношений, а также устраняется от родительских взаимодействий. Он оберегает себя от травм и проблем, связанных с нарушениями в развитии ребенка, а в дальнейшем при первой же возможности уходит из семьи.

Нормально функционирующие семьи характеризуются балансом между переплетенностью и разобщенностью. В зависимости от обстоятельств члены такой семьи способны как на тесные связи, так и на определенную автономность (золотая середина).

Адаптивность (гибкость) семьи связана со способностью изменяться в ответ на стрессовую ситуацию. Ригидные семьи испытывают трудности, приспосабливаясь к новой ситуации, связанной с необходимостью менять весь привычный уклад жизни в связи с необходимостью заботиться о ребенке со значительными нарушениями развития. Например, жесткая роль отца-кормильца не позволяет ему разделить с женой тяжесть домашних хлопот, занятий с ребенком, если он считает это ниже своего достоинства. В этом случае мать, заботясь о ребенке, будет вынуждена посвящать ему все свои силы, оставляя без внимания проблемы остальных членов семьи, в том числе, и свои. Могут возникать конфликты между супругами. Такая семья окажется подверженной дисфункциональным состояниям. Повышается риск распада семьи.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Семейное воспитание детей с различными нарушениями в развитии"

Книги похожие на "Семейное воспитание детей с различными нарушениями в развитии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алла Московкина

Алла Московкина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алла Московкина - Семейное воспитание детей с различными нарушениями в развитии"

Отзывы читателей о книге "Семейное воспитание детей с различными нарушениями в развитии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.