» » » Клаус Фопель - Психологичеcкие принципы обучения взрослых. Проведение воркшопов: семинаров, мастер-классов


Авторские права

Клаус Фопель - Психологичеcкие принципы обучения взрослых. Проведение воркшопов: семинаров, мастер-классов

Здесь можно купить и скачать "Клаус Фопель - Психологичеcкие принципы обучения взрослых. Проведение воркшопов: семинаров, мастер-классов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, личное, издательство Издательство «Теревинф»17028ede-509d-102c-9c5b-e8b0b7836b8f, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Клаус Фопель - Психологичеcкие принципы обучения взрослых. Проведение воркшопов: семинаров, мастер-классов
Рейтинг:
Название:
Психологичеcкие принципы обучения взрослых. Проведение воркшопов: семинаров, мастер-классов
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-98563-423-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психологичеcкие принципы обучения взрослых. Проведение воркшопов: семинаров, мастер-классов"

Описание и краткое содержание "Психологичеcкие принципы обучения взрослых. Проведение воркшопов: семинаров, мастер-классов" читать бесплатно онлайн.



Про развитие и становление детей написано множество книг, а психологическим закономерностям жизни взрослого человека посвящено значительно меньше изданий. Между тем у молодых людей, вступающих во взрослую жизнь, нередко отсутствует представление о том, что она собой представляет, у них нет «карты взрослости» с описанием дорог, ведущих к счастливому браку, гармоничным отношениям, удовлетворенности своей судьбой и т. п.

Предлагаемая книга может помочь читателю «сориентироваться» в собственной жизни. Автор описывает закономерности развития человека во взрослом возрасте, основные кризисы, процесс становления отношений с собой и другими – супругами, детьми, друзьями.

Для психологов, а также для широкого круга читателей.






Активное оценивание не должно проходить исключительно в конце работы группы; по своей сути, это постоянное прорабатывание собственного опыта в учебном процессе. Мы хотели бы, чтобы участники научились (в том числе и по собственной инициативе) останавливаться и размышлять о том, что́ они только что пережили и что означает это переживание. Иногда люди слишком быстро делают определенные выводы и формулируют гипотезы, которые мешают более глубокому пониманию. Поначалу на внутреннюю «проверку» может уходить достаточно много времени. Иногда нам нужно «пространство» для такого рода рефлексии. В качестве примера можно привести первые впечатления участников об остальных членах группы. Каждый быстро строит предположения об особенностях других участников. Первое впечатление может существенно измениться, если члены группы займут в ней иное место или проведут несколько минут рядом с незнакомым участником.

Активное оценивание может происходить различными путями, например, посредством рефлексии, созерцания или творческой смены перспективы.


РЕФЛЕКСИЯ

В процессе рефлексии участники размышляют о своем учебном опыте и пытаются осознать его значение. Существуют различные типы рефлексии:

♦ Рефлексия по отношению к обратной связи, полученной от других людей: в ходе совместной работы постоянно возникают ситуации, когда обсуждается поведение кого-либо из участников. Те, чьи действия комментируются в группе, могут поразмышлять о том, что вызвало именно такую обратную связь, а также дополнить или углубить понимание собственных действий.

♦ Рефлексия в конце какого-либо группового действия: по окончании ролевых игр или упражнений участники могут проанализировать, что произошло, что прояснилось. Обе формы рефлексии предоставляют каждому возможность сравнить свое поведение и свой образ мыслей с поведением и образом мыслей остальных. Участники смогут решить для себя, что можно извлечь из такого сравнения. При этом всегда существуют характерные ответы: «Я доволен своими действиями… В этой области я хотел бы изучить… В следующий раз я хотел бы…»

♦ Рефлексия без посторонней помощи: иногда бывает полезно, чтобы каждый подумал о своем учебном опыте и сделал выводы, не обсуждая ничего с остальными. Это может происходить по-разному. Например, общее молчание в течение нескольких минут предоставляет возможность для личного анализа. Другой вариант: каждый участник записывает свои размышления. Для такой письменной оценки также существуют различные формы, к примеру, записи в ежедневнике (сравните с «Личным дневником» в главе 70) или же письменные резюме: что я понял… что я не понял… что я хотел бы изменить…

♦ Рефлексия собственного развития: участники пытаются сопоставить свое поведение в учебной ситуации и свое личностное развитие. Они размышляют о том, что думали, чувствовали или делали в определенной ситуации, насколько они придерживались старых способов реагирования, как часто появлялось что-то новое. Можно составить «баланс» собственных сильных и слабых сторон, отметить для себя важные цели. Возможно, участник осознает, что он воспринимал ситуацию в группе как состояние войны и что он завидует тем, кто может рассматривать взаимодействие с другими как игру. Возможно, он решит выяснить, что́ эта метафора «войны» означала для него раньше.


СОЗЕРЦАНИЕ

Если рефлексия учебного процесса содержит аналитический компонент, то в случае созерцания речь идет, скорее, об интуитивных процессах.

Прекрасный пример созерцания – медитация. Мы концентрируемся на чем-то, что хотели бы понять, и пассивно ждем, какие картины и мысли возникнут в нашей душе, не делая никаких оценок и не пытаясь каким-либо образом решить проблему.

Еще одну возможность предоставляет техника фокусирования. В этом случае мы просто концентрируемся на некой идее, концепции или процессе и мысленно наблюдаем их, не анализируя и не делая выводов. Такая позиция часто приводит к пониманию чего-либо, что до тех пор ускользало от быстрого «интеллектуального натиска».


ТВОРЧЕСКАЯ СМЕНА ПЕРСПЕКТИВЫ

Иногда мы понимаем свое собственное поведение, поведение других людей или какую-либо проблему лучше, если пробуем оценивать их из новой перспективы. Порой бывает достаточно просто сменить положение тела. Это весьма наглядно демонстрируется в фильме «Клуб мертвых поэтов» – когда учитель, которого играет Робин Уильямс, предлагает своим ученикам встать на столы и посмотреть на мир с новой позиции. С тем же успехом мы можем предложить участникам идентифицироваться с кем-то другим и увидеть ситуацию его глазами.

Можно передать учебный опыт в иной форме, например, изобразить его на рисунке, с помощью пантомимы или танца. Такое преобразование часто приводит к появлению нового взгляда, так как происходит отказ от привычных вербальных интерпретаций.

Еще одна возможность – работа с метафорой: «В этой ситуации я вел себя как еж, которого облаивает собака. Я свернулся и защищался с помощью иголок». Эта метафора совершенно естественным образом выражает личную потребность в защите – и такого понимания многим участникам трудно достичь напрямую, так как оно, возможно, не соответствует их представлению о себе.

10. Планирование воркшопа

Даже если вы предпочитаете гибкий стиль работы и любите импровизировать, необходимо спланировать воркшоп заранее. Представьте себе, как мог бы проходить воркшоп с начала до конца, и учтите, что возможны два или три различных «сценария». Так как каждая группа уникальна, мы всегда принимаем в расчет возможные неожиданности, но подготовка дает нам ощущение уверенности. Тогда у нас возникает приятное чувство, что мы настроились на группу, на тематику, на множество интересных экспериментов и действий и в крайнем случае сможем использовать что-то из того, что заготовили заранее. С другой стороны, мы верим в то, что в случае каких-либо неожиданностей у нас спонтанно возникнут идеи новых учебных процедур.

В основном подготовка продолжается столько же, сколько сам воркшоп. В случае трудных или новых для нас тем можно даже исходить из соотношения 1:2 (на 1 час воркшопа – 2 часа подготовки).


АНАЛИЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ УЧАСТНИКАХ

Самое важное – заранее настроиться на участников группы и их потребности. Вначале мы проводим что-то типа «маркетингового исследования» и спрашиваем себя: «Кто участники? Есть ли сходство с предыдущими группами? Что здесь будет по-другому?» и т. п. Можно использовать следующий список вопросов, чтобы собрать максимум информации об участниках:

• Каков стиль мышления большинства участников – эмпирически-естественнонаучный или логико-математический? Развит ли у них межличностный интеллект? (Подробнее о типах интеллекта см. главу 42.)

• Насколько знакома участникам предложенная тема?

• С какими новыми идеями, способами поведения, стратегиями вы хотели бы ознакомить участников? Легко ли будет усвоить их членам этой группы?

• Является ли участие в воркшопе добровольным или это обязанность?

• Какими ресурсами располагают участники?

• Какие нерешенные проблемы они могут принести с собой?

• Почему они участвуют в воркшопе?

• Что участники ожидают получить на воркшопе в личном и профессиональном планах?

• Что общего у членов группы?

• Чем они различаются?

• Происходят ли между участниками конфликты?

• Каков возраст участников и соотношение мужчин и женщин в группе?

• Есть ли у членов группы опыт участия в воркшопах?

• Какого стиля работы ожидают члены группы от ведущего? Предпочитают ли они директивный стиль ведения? Готовы ли они экспериментировать? Может быть, они больше ориентированы на безопасность?

• Какие личные убеждения, жизненную философию, «деловую» культуру приносят с собой участники?

• Какие учебные процедуры больше всего подходят для работы по теме воркшопа?

• Какие концепции, понятия, язык близки и понятны данным участникам?

• Какой временной режим работы выбрать? (Продолжительность каждой встречи, длительность и периодичность перерывов и т. п.)

• Что необходимо участникам, чтобы после работы на воркшопе они возвращались домой довольными?

• Насколько участники нуждаются в поддержке, одобрении, заботе?

• Есть ли среди них особенно незащищенные?

• Кто из участников особенно важен для вас как для ведущего?

• Планируете ли вы пригласить кого-то, кто может вдохновить участников?


СОСТАВЛЕНИЕ «КАРТЫ» ВОРКШОПА

Представьте все свои знания и соображения об участниках и о воркшопе в виде «карты» (mindmapping) (см. главу 46). Эта техника предоставит вам возможность учесть максимальное количество факторов и усилит ваши творческие способности. Вы сможете наглядно отобразить всевозможные связи между интересами участников и спонсоров, учебными целями, обучающими приемами и техниками и переносом опыта в повседневную жизнь. В результате у вас получится подобие карты, которая будет поддерживать вашу маневренность во время воркшопа. Кроме того, это поможет вам запомнить подробности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психологичеcкие принципы обучения взрослых. Проведение воркшопов: семинаров, мастер-классов"

Книги похожие на "Психологичеcкие принципы обучения взрослых. Проведение воркшопов: семинаров, мастер-классов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Клаус Фопель

Клаус Фопель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Клаус Фопель - Психологичеcкие принципы обучения взрослых. Проведение воркшопов: семинаров, мастер-классов"

Отзывы читателей о книге "Психологичеcкие принципы обучения взрослых. Проведение воркшопов: семинаров, мастер-классов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.