А. Снитко - Товароведение, экспертиза и стандартизация

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Товароведение, экспертиза и стандартизация"
Описание и краткое содержание "Товароведение, экспертиза и стандартизация" читать бесплатно онлайн.
В учебнике изложены общетеоретические вопросы товароведения, экспертизы и стандартизации, а также рассмотрены классификация, ассортимент, потребительские свойства, показатели качества, требования к качеству однородных групп непродовольственных товаров. Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент» и «Торговое дело», а также для практических работников, чья деятельность связана с товароведением и экспертизой товаров.
Наличие автоматизированной системы к которой подключены компьютерные контрольно-кассовые машины со считывателями (сканерами) штрихового кода (так называемые POS-терминалы от англ. Point of Sale – пункты продажи) и штрихового кода на всех товарах позволяет:
–сократить время обслуживания покупателей;
–в любой момент времени оценить реальный объем продаж того или иного товара, уровень спроса на те или иные изделия (конкретные модели, артикулы);
–обеспечить своевременное пополнение запасов товаров по мере их реализации.
Контрольные вопросы и задания1. Что собой представляет классификация товаров? В каких целях она осуществляется?
2. В чем разница между иерархическим и фасетным методом классификации товаров?
3. Что понимается под ассортиментом товаров?
4. Что собой представляет укрупненный, развернутый, простой и сложный ассортимент?
5. Что понимается под широтой, структурой, полнотой, устойчивостью и обновлением ассортимента?
6. С какой целью осуществляется кодирование товаров?
7. Охарактеризуйте методы кодирования товаров.
8. Какова структура кодов продукции, применяемых в ОКП и ТН ВЭД?
9. Охарактеризуйте типы штриховых кодов EAN. Какова их структура?
Глава 4. Качество товаров
4.1. Понятие о качестве товаров
В течение многих веков “качество” является одной из фундаментальных философских, технических, социально-экономических и политических категорий, определяющих образ жизни и социально-экономическую основу развития как конкретного человека, так и общества в целом.
Аристотель (III в. до н. э.) использовал эту категорию для различий между предметами, Гегель (ХIХ в. нашей эры) – для объяснения существования именно этого предмета, а не какоголибо другого.
Определение понятия “качество” в ХХ в. изменялось в зависимости от уровня развития человеческого сознания и потребностей общества.
Филипп Кроссби определял качество как “соответствие требованиям”.
У. Э. Деминг считал, что “качество может быть определено в терминах конкретного лица”, а “управление качеством не означает достижения совершенства. Оно означает получение такого уровня качества, на который рассчитывает рынок”4.
У. А. Шухарт выделял “…два аспекта качества. Один связан с представлением о качестве вещи как объективной реальности, которая не зависит от существования человека. Другой аспект – с тем, что мы думаем, чувствуем и ощущаем в отношении этой объективной реальности”5.
Дж. М. Джуран определял качество как “соответствие назначению” и отмечал две стороны этой категории: “качество заключается в тех свойствах продукции, которые удовлетворяют потребности потребителей и поэтому обеспечивают их удовлетворенность этой продукцией и качество заключается в отсутствии несоответствий”6.
А. В. Фейгенбаум понимал под качеством “совокупность сложных рыночных, технических, производственных и эксплуатационных характеристик изделия (или услуги), благодаря которым используемое изделие (или услуга) отвечает ожиданиям потребителя”7.
Американское общество по контролю качества и Американский национальный институт стандартов определяют качество как “совокупность свойств и характеристик изделия (или услуги), которые определяют его (ее) способность удовлетворять определенные потребности”8.
В 3-м издании словаря Н. Уэбстера качество определяется как “степень совершенства”. При этом под совершенством понимается удовлетворение или превышение требований потребителей и обеспечение стабильных характеристик без оговорок или исправлений по такой цене, которую они могут себе позволить, и тогда, когда они нуждаются в соответствующем изделии или услуге.
В соответствии с международным стандартом ИСО 9000 “Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь” под качеством понимают степень соответствия присущих характеристик требованиям.
Динамика стандартизированных определений понятия качества представлена в табл. 1.1.
Из обобщения выше изложенных определений понятия “качество” можно сделать следующие выводы:
1. Качество многомерно, его невозможно определить только по одной отдельно взятой характеристике или свойству. Оно определяется совокупностью характеристик и свойств продукции, способных удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.
Таблица 1.1
Динамика стандартизированных определений понятия “качество”
2. Качество объективно и субъективно одновременно, т. е.
имеет две стороны. Качество непосредственно связано с какимлибо объектом, существует само по себе и определить его можно только с философской точки зрения: “Качество есть определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов”9. Субъективность качества определяется потребностями конкретного человека и степенью их удовлетворения.
3. Качество объекта (объект оценки) по отношению к человеку (субъект оценки) может иметь различные степени и являться переменной величиной.
4. Наличие вариабельности приводит к появлению социальных потерь, понимаемых как неудовлетворенность потребностей части общества.
5. Качество можно оценить через количественное измерение отдельных реальных свойств продукции и соответствующую количественную оценку тех потребностей, которым эти свойства должны удовлетворять.
6. Степень удовлетворения совокупностью важнейших свойств продукции потребностей людей является количественной характеристикой качества продукции.
Таким образом, качество товара можно представить как степень соответствия комплекса его свойств сложившимся к данному времени конкретным потребностям, требованиям, определяющим пригодность к использованию.
4.2. Потребительские свойства и показатели качества товаров
В соответствии с ГОСТ Р 51303–99 под потребительскими свойствами товара понимаются свойства товара, проявляющиеся при его использовании потребителем в процессе удовлетворения потребностей.
Любой товар обладает большой совокупностью свойств, однако к потребительским свойствам относятся только те свойства продукции, которые способны удовлетворять определенные потребности и делают ее полезной для человека или общества в целом. Именно совокупность потребительских свойств составляет понятие “качество” товара. Проявляются они непосредственно в процессе “потребления” или “эксплуатации”10.
Потребительские свойства определяют эффективность использования изделий по назначению: их социальную значимость, функциональную полезность, безопасность, надежность, удобство пользования и эстетическое совершенство.
Потребительские свойства в зависимости от количества характеризуемых особенностей продукции бывают простыми и сложными.
Простое свойство характеризует одну объективную особенность продукции, т. е. фактически является одним из физических, химических или биологических свойств материала, например прочность на разрыв, гигроскопичность, влагопроницаемость, термостойкость и т. п. Простое свойство не может быть подразделено на другие свойства.
Сложное свойство состоит из группы свойств, которая включает в себя подгруппы свойств и простые свойства и характеризует комплекс особенностей продукции, проявляющихся в совокупности. Например, потребительское свойство “надежность” – совокупность подгруппы свойств – безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости, которые в свою очередь состоят из простых свойств.
Любое свойство может быть выражено в большей или меньшей степени, т. е. имеет количественную характеристику. Количественных характеристик у каждого свойства может быть несколько.
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество и служащая мерой качества, называется показателем качества.
В отличие от физических величин, отражающих объективные особенности (свойства) объектов (продукции), показатели качества отражают общественную потребность.
Количественной характеристикой показателей качества является их размер.
Выражение размера в определенных единицах называется значением показателя качества.
Качественной характеристикой измеряемых показателей качества служит размерность. Показатели качества могут быть и безразмерными.
Значения показателей качества могут быть абсолютными и относительными.
Абсолютные значения показателей качества могут быть как размерными, так и безразмерными, а относительные – только безразмерными. Безразмерная величина может быть относительной, определяемой как отношение одноименных величин, и логарифмической, определяемой как логарифм относительной величины.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Товароведение, экспертиза и стандартизация"
Книги похожие на "Товароведение, экспертиза и стандартизация" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "А. Снитко - Товароведение, экспертиза и стандартизация"
Отзывы читателей о книге "Товароведение, экспертиза и стандартизация", комментарии и мнения людей о произведении.