Нина Седых - Общие основы физического воспитания различных возрастных групп населения
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Общие основы физического воспитания различных возрастных групп населения"
Описание и краткое содержание "Общие основы физического воспитания различных возрастных групп населения" читать бесплатно онлайн.
В учебном пособии обобщен материал многолетних исследований по проблеме физического воспитания различных групп населения. Представлен лекционный материал и практикум для проведения занятий, основанные на результатах долголетних научных исследований учебно-педагогического процесса физического воспитания различных групп населения с позиций физиолого-педагогических аспектов проблемы. Предложенные материалы рекомендуются к использованию в практике работы образовательных учреждений в отрасли физической культуры и спорта.
Саакян Е. Г., Седых Н. В.
Общие основы физического воспитания различных возрастных групп населения
ВВЕДЕНИЕ
О том, что движения оказывают эффективное влияние на все без исключения психические функции известно давно. В исследованиях видных отечественных и зарубежных психологов Л.С. Выготского (1956), А.В. Запорожца (1967), Ж. Пиаже (1956), Дж. Брунера (1981) показано наличие прямой корреляционной связи между характером двигательной активности и проявлениями восприятия, памяти, мышления и эмоции у детей разного возраста. Общий механизм этих взаимоотношений можно представить следующим образом. Каждый двигательный акт осуществляется в пространстве и времени, поэтому, активно передвигающийся ребенок- дошкольник получает возможность приобрести в единицу времени больший объем информации, что и способствует ускоренному формированию его психики. Например, установлена взаимозависимость двигательной активности и развития речи. Движения детей, в частности упражнения для пальцев рук, являются мощным стимулирующим фактором не только для своевременного (на 2-м году жизни) возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования в дошкольном возрасте. Двигательная активность увеличивает словарное разнообразие детской речи, способствует более осмысленному пониманию слов, формированию понятий, что улучшает психическое развитие ребенка.
Таким образом, в здоровом образе жизни объясняется все, что способствует выполнению индивидом тех или иных общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для систем развивающегося организма условиях. В настоящее время установлено, что соблюдение принципов здорового образа жизни и двигательной активности позволяет увеличить ее продолжительность на 10 лет и более.
Проблеме организации и методике занятий физическими упражнениями с людьми различного возраста и посвящена наша работа.
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
1.1. Формы построения занятий физическими упражнениями
Под формой занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимодействия преподавателя и ученика, а также соответствующими условиями занятий [Ж.К. Холодов, 2000].
При построении занятий следует учитывать возраст, пол, физическое состояние, личные интересы, внешние условия, в зависимости от чего изменяются частные задачи и содержание педагогического процесса. К настоящему времени сложилось несколько характерных форм построения занятий, которые принято подразделять на две группы:
1. Урочные.
2. Неурочные.
Урочная форма – это занятия, проводимые преподавателем с постоянным составом занимающихся по стандартным государственным программам в общеобразовательных учреждениях, и спортивно-тренировочные занятия, направленные на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.
Неурочная форма – это занятия, проводимые как организованно, под руководством специалиста, так и самостоятельно самими занимающимися с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и т.д. К ней относятся:
– малые формы занятий (кратковременные и, как правило, не оказывающие тренирующего эффекта);
– крупные, относительно продолжительные формы занятий, направленные на решение задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера;
– соревновательные формы занятий, то есть, форма физкультурной деятельности, в которой определяется победитель.
Как урочная, так и неурочная формы имеют по несколько вариантов организации и проведения (рис. 1).
С педагогической точки зрения наиболее целесообразной и основной формой построения занятий в физическом воспитании считается урочная, оправдавшая себя в длительной практике. Урок является наиболее экономной и эффективной формой организации систематических занятий, как в общем физическом воспитании, так и в спортивной тренировке.
Рис. 1. Схема урочных и неурочных форм занятий физическими упражнениями
Главной особенностью уроков является: руководство педагогом коллективной двигательной деятельностью относительно однородной по составу группы занимающихся в течение точно установленного времени, в специально отведенном месте, с учетом особенностей и индивидуальных возможностей занимающихся.
Достоинствами уроков физического воспитания являются:
– непрерывность и четкость организации и руководства учебно- воспитательным процессом;
– близкие контакты и возможность лучшего изучения педагогом занимающихся, а ими – друг друга;
– стимулирующее влияние организованного коллектива на каждого. Урок физической культуры обладает особенностями, обусловленными возрастными возможностями учащихся, содержанием учебных задач, материально-технической базой, что указывает на соблюдение ряда требований к его организации и проведению:
1. Четкость постановки целей и задач. Урок решает оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи. Формулировка задач должна быть конкретной, учитывать особенности контингента занимающихся (возраст, пол, уровень подготовленности), обеспечивать преемственность предыдущих занятий с последующими и отражать планируемые конечные результаты. Урок может решать не более двух-трех задач.
2. Соответствие состава учебного материала учебной программе и характеру поставленных задач. Материал вне программы может использоваться лишь для индивидуальных занятий.
3. Выбор средств и методов обучения с учетом дидактической цели и задач урока.
4. Соблюдение преемственности по направленности педагогических задач, содержанию учебного материала, объемам и интенсивности нагрузок с последующими и предыдущими уроками.
5. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
6. Разнообразие содержания урока, методики его проведения и форм организации.
7. Обеспечение травмобезопасности урока, что требует хорошо продуманной организации и знания правил страховки.
8. Постоянный контроль за ходом и результатами учебной деятельности (оценка выполнения учебных заданий и контроль за реакцией организма на предлагаемые нагрузки).
Классификация уроков физического воспитанияВыбору и планированию наиболее целесообразных занятий поможет знание общей классификации уроков физического воспитания [Ж.К. Холодов, 2000].
1. По целевой направленности физического воспитания:
1. Уроки общего физического воспитания (обшей физической подготовки – ОФП) служат целям физического развития, образования и воспитания занимающихся. Задача – обеспечить овладение двигательными навыками, необходимыми в реальной жизненной практике. Они подразделяются на два вида:
– уроки широкого общего физического воспитания (характерны для физического воспитания детей);
– уроки относительно ограниченной общей физической подготовки (применяются в целях спортивной, профессиональной и др. и их содержание тесно связывается со специфическим содержанием отдельного вида специализации).
2. Уроки специализированного физического воспитания (СФП) служат целям подготовки к конкретной двигательной деятельности. Они включают три вида:
– уроки спортивной тренировки;
– уроки прикладной физической подготовки;
– занятия урочного типа с лечебной направленностью.
2. По основному предмету и программному содержанию занятий:
1. Видовые характеризуются однородностью учебного материала (уроки гимнастики, легкой атлетики, плавания, фехтования, игр и т.п. виды).
2. Комплексные уроки отличаются разнообразием содержания учебного материала, например, гимнастического, легкоатлетического и игрового.
В зависимости от того, какая из основных сторон процесса физического воспитания акцентируется или полностью составляет содержание занятия:
1. Уроки образовательной направленности, основным содержанием которых является передача специфических знаний, двигательных умений и навыков и применение их в изменяющихся условиях реальной жизни. Они делятся на:
– вводные (проводятся в начале учебного года, четверти, при изучении нового материала; задача – ознакомление с основными задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период, зачетными требованиями и нормативами);
– уроки изучения нового материала (задача – ознакомление с новыми двигательными действиями и их освоение);
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Общие основы физического воспитания различных возрастных групп населения"
Книги похожие на "Общие основы физического воспитания различных возрастных групп населения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Нина Седых - Общие основы физического воспитания различных возрастных групп населения"
Отзывы читателей о книге "Общие основы физического воспитания различных возрастных групп населения", комментарии и мнения людей о произведении.