Галина Святохина - Философия. Философия человека, общества, истории и культуры
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Философия. Философия человека, общества, истории и культуры"
Описание и краткое содержание "Философия. Философия человека, общества, истории и культуры" читать бесплатно онлайн.
Темы рассматриваются в контексте идей философии Востока, Запада и русской философии.
Галина Святохина
Философия. Философия человека, общества, истории и культуры
Место дисциплины в учебном процессе
Дисциплина «Философия» является частью гуманитарного цикла учебных дисциплин по всем направлениям подготовки специалистов УГУЭС и призвана способствовать повышению качества профессиональных, социальногуманитарных, научных знаний; совершенствованию личностных черт и способностей современного специалиста на основе обретения им общекультурных компетенций в виде определенных философских знаний, порождаемых ими умений и вырабатываемых навыков деятельности.
Цели и задачи курса
Целью дисциплины является: формирование у студентов представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.
Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
Перечень знаний и умений
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие основных общекультурных компетенций. Среди них: способности использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных наук; способности выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования; способности следовать этическим и правовым нормам; толерантность; способности к социальной адаптации; способности критически переосмысливать свой социальный опыт.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.
Уметь: формировать и на основе аргументов отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценки и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.
Владеть : навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.
РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
Предисловие. Специфика философского рассмотрения человека
Философия человека охватывает широчайший круг вопросов и проблем, связанных с человеком, его жизнедеятельностью. Среди тех, которые активно обсуждались на протяжении развития человеческой истории, могут быть названы следующие. Что есть человек? Какое место он занимает в мире, в Космосе? Является ли он случайной игрой стихий бездушной природы, сыном Божьим или результатом творчества разумных Сил Космоса? Какова его природа? Чем он отличается от животных? Является ли человек разумным, духовным существом или его поведением руководят влечения и страсти? В чем свобода человека? В чем смысл его жизни? В чем могут заключаться ценности человеческого существования? Кто такой совершенный человек? По сути, эти и множество других вопросов, связанных с человеком, стали предметом глубокого осмысления уже в эпоху становления философии как таковой и на протяжении всей последующей ее истории представители разных стран и различных мировоззренческих позиций размышляют над ними, предлагая свои варианты ответов. В результате появлялись взгляды на жизнь человека, тенденции в ее осмыслении, которые могли не только не совпадать, но и даже существенно различаться. В качестве наиболее крупных, выявившихся в истории философской мысли могут быть названы: западная или европейская традиция осмысления проблем человека; восточная, в первую очередь, древнеиндийская и древнекитайская, на некоторые моменты которой будет обращено наше внимание. Серьезный интерес в осмыслении философских проблем, в том числе человека, вызывает и традиция целостного подхода, сформировавшаяся в русской философии, наиболее системно представленная в Учении Живой Этики или Учении Жизни, как называют его авторы. Космическое мышление, свойственное этому подходу, своей методологией открывает возможность синтеза научных достижений Запада и религиозно-философских воззрений Востока на духовной почве культуры России.
Обратим наше внимание вначале на европейскую философскую мысль. Формирование философской антропологии как раздела философии, посвященного человеку, в значительной мере связывают с именами Д. Вико, Х.Вольфа, французских материалистов XVIII века. Большим приверженцем специального выделения антропологических исследований был И. Кант. В своей работе «Антропология с прагматической точки зрения» (1798 г.) он писал, что самый главный предмет в мире, к которому могут быть применены познания – это человек, ибо он – предельно захватывающий и загадочный объект философского умозрения.
Окончательно, как принято считать, философская антропология (в узком смысле, как философское направление) сформировалась в 20-х годах ХХ в. во многом благодаря трудам М. Шелера, А. Гелена, Х. Плеснера. Среди них наибольшую известность получила работа М. Шелера «Положение человека в космосе» и др. В ней подчеркивается необходимость создания основополагающей науки о человеке, изложена программа его философского познания, предполагающая включение в нее достижений конкретно-научных дисциплин. То есть философская антропология должна интегрировать варианты конкретно-научного, философского и религиозного осмысления человека в единую, целостную концепцию. М. Шелер писал: «Задача философской антропологии – точно показать, как из основной структуры человеческого бытия вытекают все специфические монополии, свершения и дела человека: язык, совесть, инструменты, оружие… государство, руководство, миф, религия, наука…» [38]. Сегодня мы не можем утверждать, что в философской антропологии, работающей в контексте европейской традиции отвлеченного мышления, удалось решить задачу подобной интеграции знаний о человеке. Поэтому уже на новом витке современного эволюционного развития человечества важно без предубеждений, на основе системного подхода осмыслить идеи мировой философской мысли, в том числе касающиеся проблемы человека.
Очевидно, что пути развития философской мысли не просты, как не прост и сам человек. Известно, что, с одной стороны, человек существо физическое, телесное, подчиненное законам биологии и физиологии, обуреваемое влечениями и страстями, легко впадающее в гнев и страх. Но с другой стороны, человек – это разумное существо, умеющее подниматься над своими страстями, совершать возвышенные нравственно-этические поступки, осуществлять свободный выбор и подвиг. Человек – существо земное, активно осваивающее свою среду обитания на планете, но и космическое тоже. Вспомним исследования А.Л. Чижевского о влиянии солнечной активности на жизнедеятельность человечества. В своей книге «Земное эхо солнечных бурь» на анализе исторических фактов (войн, революций, эпидемических заболеваний и др.) он показывает закономерную связь происходящих в обществе исторических событий с фазами одиннадцатилетней циклической активности Солнца [34].
Сегодня очевидна как многомерность структуры человека, так и связанная с ней многофункциональность его жизнедеятельности. С одной стороны, человек природен в силу своей физико-биологической составляющей. Но он и надприроден, поскольку способен проявлять сложные формы психической, духовной, социальной деятельности. В контексте целостного подхода русской философии и Учения Живой Этики, человек как сложноорганизованная космическая форма жизни имеет своим истоком не только природу, но и То, что является истоком самой природы, Космоса и их периодическим исходом в Вечности и Беспредельности. То есть речь идет об Абсолютном, Едином, Божественном Основании Бытия. Согласно целостному подходу русской философии, именно связь с Высшим Абсолютным Истоком открывает в человеке его способность к сознанию, разумному мышлению, духовности. Этот взгляд подталкивает к более глубокому целостному осмыслению мира и проблемы человеческого Бытия в нём.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия. Философия человека, общества, истории и культуры"
Книги похожие на "Философия. Философия человека, общества, истории и культуры" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Галина Святохина - Философия. Философия человека, общества, истории и культуры"
Отзывы читателей о книге "Философия. Философия человека, общества, истории и культуры", комментарии и мнения людей о произведении.