Ирина Полеткина - Психофизиология эмоций
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Психофизиология эмоций"
Описание и краткое содержание "Психофизиология эмоций" читать бесплатно онлайн.
Учебное пособие по дисциплине «Анатомия и возрастная физиология»математического и естественно-научного (базовая часть) цикла предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по направлению 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», профилю «Психология и социальная педагогика», слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников сферы психологии и педагогики.
Ирина Полеткина
Психофизиология эмоций
ВВЕДЕНИЕ
Эмоции играют важную роль в жизни человека. В повседневной жизни одни объекты и явления вызывают у нас симпатию, другие – отвращение или бывают безразличны для нас. Жизненные факты во всей их полноте, многообразии их свойств и особенностей могут вызывать у нас радость, грусть, симпатию, гнев, стыд, страх и т.д. Все эти переживания и есть эмоции (чувства).
Чувства – это один из видов эмоций. Различия эмоций и чувств заключаются в следующем:
− эмоции носят характер ориентированной реакции, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми; чувства, наоборот, в большинстве случаев предметны и конкретны;
− эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами; чувства – с социальной средой;
− эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного; чувства максимально представлены в нашем сознании;
− эмоции формировались в процессе эволюции как механизм адаптации; чувства возникли и формировались в процессе культурно- исторического развития человека.
В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.
Эмоции отличаются относительной длительностью. В связи с этим возникают различные эмоциональные состояния.
Эмоции представляют собой специфическое состояние психической сферы, одну из форм целостной поведенческой реакции, вовлекающее многие физиологические системы и обусловленное как определенными мотивами, потребностями организма, так и уровнем возможного их удовлетворения.
Эмоциональное возбуждение теснейшим образом связано с удовлетворением потребностей человека. Эмоции как активное состояние специализированных мозговых структур требует изменения в поведении организма в направлении минимизации или максимализации этого состояния. Удовлетворенная потребность вызывает эмоциональное переживание положительного характера и определяет направление поведенческой деятельности. Положительные эмоции закрепляются в памяти и выполняют важную роль в механизмах формирования целенаправленной деятельности организма.
В физиологии эмоции (лат. «emovere» – возбуждать, волновать) – это рефлекторные реакции организма на внешние и внутренние раздражители, характеризующиеся субъективной окраской и включающие практически все виды чувствительности.
Существует большое количество психологических, физиологических и психофизиологических теорий эмоций. Однако до настоящего времени единой точки зрения на природу эмоций не существует. На данный момент можно говорить о двойственной природе эмоций. С одной стороны – это субъектные факторы, к которым относят различные психические явления, в том числе и когнитивные процессы. С другой стороны, эмоции определяются физиологическими особенностями индивида. Появление эмоций у человека в онтогенезе есть ни что иное, как проявление механизмов адаптации человека и регуляции его поведения.
В предлагаем учебном пособии рассматриваются виды и функции эмоций, психофизиологические методы изучения и диагностики эмоций, психофизиологические теории эмоций, а также развитие эмоций в онтогенезе. Особенно подробно излагаются вопросы нейроанатомии и нейрофизиологии эмоций.
1. ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ
Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни людей. Так, сегодня никто не отрицает связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Хорошо известно, что под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и др. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать нарушения в организме. М. И. Аствацатуров (1936) писал, что сердце чаще поражается страхом, печень – гневом, желудок – апатией и подавленным состоянием. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затрагивает деятельность всего организма.
Кроме того, что эмоции выполняют функцию регуляции состояние^ j/ организма, они также задействованы и в регуляции поведения человека в целом. Это стало возможным потому, что человеческие эмоции имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций, свойственных только для них.
Исследователи выделяют несколько функций эмоций: отражательную (оценочную), прединформационную (сигнальную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную.
Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и тем самым производят почти мгновенную интеграцию, обобщение всех видов деятельности, которые им выполняются, что позволяет прежде всего определить полезность и вредность воздействующих на него факторов и реагировать прежде, чем будет определена локализация вредного воздействия.
Эта функции более очевидна для таких переживаний, как гнев, ненависть, стыд, так как они непосредственно соединяются с реакциями, тогда как для переживаний удовольствия, страдания, радости, скуки не всегда удается определить их причины. Эмоциональные оценочные способности человека формируются не только на основе опыта его индивидуальных переживаний, но и в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, в частности через восприятие произведений искусства, средства массовой информации. То есть эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. И это один из факторов развития эмоциональной сферы человека.
Изучение отражательной функции эмоций привело П.В. Симонова к разработке потребностно-информационной теории, согласно которой «эмоция есть отражение мозгом человека и высших животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую субъект непроизвольно оценивает на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта».
Эмоции выполняют еще и прединформационную, или сигнальную, функцию.
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и т. д.
Оценочная или отражательная функция эмоций непосредственно связана с ее побуждающей функцией. Эмоция выявляет зону поиска, где будет найдено решение задачи, удовлетворение потребности. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию. Два класса эмоций, по В.К. Вилюнасу, ведущие и ситуативные (или производные) – несут функцию побуждения. Ведущее эмоциональное переживание, направленное на предмет, – цель поведения, удовлетворяющего потребность, инициирует само адаптивное поведение. Ситуативные эмоциональные переживания, возникающие в результате оценок результатов отдельных этапов поведения, также побуждают субъект действовать в прежнем направлении или менять тактику поведения, само поведение, средства достижения цели.
Подкрепляющая функция эмоций. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Так, у сытой кошки нельзя выработать условные пищевые рефлексы. Для успешного обучения необходимо наличие мотивационного возбуждения, в данном случае отражающегося в чувстве голода. Однако соединение индифферентного раздражителя с голодовым возбуждением еще недостаточно для выработки условных пищевых рефлексов. Требуется третий компонент – воздействие фактора, способного удовлетворить существующую потребность, – пища. В опытах Т.Н. Ониани, который сочетал внешний стимул с электрическим раздражением лимбических структур мозга, вызывающим у сытой кошки потребность в еде, удалось выработать только условную реакцию избегания и страха. А условных рефлексов еды получить не удалось. Главная причина – электрическая стимуляции лимбической структуры, использованная в качестве подкрепления, не содержала награды – удовлетворения потребности.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Психофизиология эмоций"
Книги похожие на "Психофизиология эмоций" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ирина Полеткина - Психофизиология эмоций"
Отзывы читателей о книге "Психофизиология эмоций", комментарии и мнения людей о произведении.