Ирина Орлан - Баскетбол: основы обучения
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Баскетбол: основы обучения"
Описание и краткое содержание "Баскетбол: основы обучения" читать бесплатно онлайн.
В учебном пособии представлены методические принципы обучения технике и тактике игры в баскетбол; основные и вспомогательные средства, используемые в процессе обучения; комплексы упражнений для развития координационно-кондиционных качеств; представлены конспекты учебно-тренировочных занятий, как нормативные документы организации учебного процесса; требования к написанию плана – конспекта, а также методы самоконтроля, как фактор техники безопасности на занятиях баскетболом; методика и механика судейства баскетбольных матчей. Представленный в учебном пособии материал окажет большую помощь студентам в организации и проведении занятий по баскетболу в рамках учебного процесса в высших учебных заведения.
И. В. Орлан
Баскетбол: основы обучения
ПРЕДИСЛОВИЕ
Баскетбол – не только самый увлекательный, но и самый совершенный из игровых видов спорта. Он предпочтительней всех других по динамике, разнообразию игровых ситуаций, зрелищности, эмоциональности восприятия. Баскетбол не ограничивает количество разыгрываемых очков, как, например, волейбол или теннис, и победа, со смешным сегодня счетом 19:8 в финальном матче мужских команд США и Канады на Берлинской олимпиаде в 1936г. не менее убедительна, чем любая победа с трехзначным счетом в чемпионате NBA.
Баскетбол не предполагает использования силовых приемов, человека нельзя сбивать с ног, толкать и впечатывать в борт, как в хоккее, поэтому баскетбол может себе позволить быть разнообразнее по индивидуальной технике, координации пластике, и, как следствие, он более интеллектуален.
Баскетбол не собирает таких громадных и неуправляемых аудиторий, как футбол, и не приводит к массовому психозу с побоищами, смертоубийством и крушением стадионов. Он вообще не предназначен исполнять роль клапана для стравливания паров социальной и межэтнической напряженности. Проще говоря, в баскетболе пламя зрительских сердец никогда не перекидывается на строения.
Если хоккей с шайбой (как теперь любят говорить) это бой гладиаторов, то баскетбол скорее сродни театральному действу с неограниченным простором для тренерской режиссуры, исполнительского мастерства и декорационно – оформительских способностей организаторов матчей и турниров.
Строго говоря, у баскетбола есть лишь одно неоднозначное свойство: «вертикальная координата» предоставляет изначальное (и незаслуженное) преимущество высокорослым игрокам. Баскетбол растет вверх, становясь все белее элитарным. Со всеми вытекающими отсюда потерями. Прежде всего – в массовости. Нет никакого другого вида спорта, где антропометрические параметры спортсмена (рост, длина рук и т.д.) были бы столь важны. Последнее, отчасти компенсируется совершенствованием тактических приемов, эволюцией правил игры, да и само население Земли в среднем подрастает. (Порой, впрочем, использовались и чисто организационные меры. Так, в 1969 г. ФИБА, озабоченная гигантоманией, организовала в Испании чемпионат Европы среди баскетболистов, чей рост не превышал 190 см. По воспоминаниям очевидцев, посещаемость турнира была низкой: зритель проголосовал ногами против такого «усекновения». Впрочем, еще не вечер…).
И хотя извечный дуализм между совершенной техникой «малышей» и относительно беспомощностью сверхгулливеров, гроздьями висящих на кольцах после каждого броска сверху, еще долго не будет изжит, явление таких универсалов, как Геннадий Вольнов, Александр Белов и Арвидас Сабонис, вселяет надежды.
Баскетбол сегодня – самый гармонично развивающийся вид спорта. Он не зажат в тисках одной только интенсификации по принципу «атлетизм плюс скорость», как другие спортивные игры. В нем заложены богатейшие внутренние возможности для развития игрового мышления и совершенствования технических приемов.
В. КвасковАкадемик Международной академии информатизации, судья республиканской категорииРАЗДЕЛ I.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БАСКЕТБОЛА
Исследования археологов и историков подтверждают тот факт, что среди народностей Центральной Америки зарождение культовой игры в мяч относится к 1500 г. до н.э. В археологическом музее г. Мехико хранится картина с изображением индейцев-ацтеков, играющих в «тлатчли» – игру, во многом похожую на баскетбол. Эти игры проводились на специально оборудованных стадионах («тлакос»), руины которых сохранились до наших дней. Площадка для игры имела прямоугольную форму и была окружена высокими стенами 3x4 м с трибунами для зрителей. Задача двух играющих команд заключалась в попадании каучуковым мячом в кольцо соперников, вертикально закрепленное в середине каменной стены.
Много позже, в 16 в.н.э., баскетбольные забавы ацтеков были не столь безобидны. Игра «олламалитцли» предусматривала попадание тяжелым каучуковым мячом через каменное кольцо, прикрепленное к стене. Игрок, который совершал удачный бросок, имел право облачиться в одежду любого из зрителей. А капитан проигравшей команды часто подвергался суровому наказанию – его лишали головы.
Гораздо позже преподаватель физического воспитания Спрингфилдского колледжа в штате Массачусетс (США) Джеймс Нейсмит в декабре 1891 г. «изобрел» современный баскетбол. Он дал этой игре второе рождение и охарактеризовал ее так: "в баскетбол легко играть, но трудно играть хорошо". Его изобретение оказалось настолько динамичной и увлекательной игрой, что превзошло самые смелые надежды Нейсмита; и с тех пор его принято считать «отцом» этой игры.
История происхождения баскетбола очень интересная. При проведении уроков по физкультуре Джеймс Нейсмит обратил внимание на то, что ученики быстро теряют интерес к общеразвивающим упражнениям, проводимым в спортивном зале. Учащиеся колледжа осенью играли в американский футбол, а весной занимались легкой атлетикой и бейсболом. Зимой же занятия по физической культуре в закрытых помещениях ограничивались гимнастикой и маршировкой. Необходимо было срочно найти что-то более интересное и волнующее молодых людей, чтобы заполнить образовавшуюся "зимнюю" пустоту в физическом воспитании учащихся.
Его коллега доктор Лютер Хелси Гулик – старший секретарь отдела физического воспитания Христианской ассоциации молодых людей и руководитель физического воспитания тренировочной школы этой ассоциации, на семинаре по психологии предложил слушателям придумать игру, которая, была бы, интересной и доступной в обучении и в которую можно играть зимой при искусственном освещении.
Вскоре один из участников семинара – Джеймс Нейсмит был назначен преподавателем в один из классов, который больше не хотел заниматься гимнастикой и маршировками. Пытаясь сделать занятия интереснее, Д. Нейсмит прибивает на каждой стороне гимнастического зала обыкновенные корзины из-под персиков и предлагает ученикам, передавая мяч друг другу руками, забросить его в эти корзины.
Первый матч был проведен зимой 1891 г. футбольным мячом. В каждой команде было по 9 человек. Рейринг Кайм, ученик класса, в котором Нейсмит ввел новую игру, впоследствии писал: "Ни один из нас, представителей старой тренировочной школы в Спрингфилде, не имел ни малейшего представления о том, что спустя всего несколько лет игра, названная "баскетболом" ("баскет" -по-английски "корзина", "бол" – "мяч") распространится по всему миру, принося здоровье, удовольствие и волнение миллионам юношей и взрослым людям".
В нашей стране баскетбол стал развиваться с 1906 г. в спортивном обществе «Маяк» г. Санкт-Петербурга. Впервые официальные соревнования на первенство страны состоялись в 1923 г. в Москве во время первого Всесоюзного праздника физкультуры. С тех пор соревнования по баскетболу проводятся регулярно.
В 1935 г. состоялись первые международные соревнования между сборной командой СССР и командами Франции и Бельгии. В 1947 г. советские баскетболисты, став членами ФИБА, получили право участвовать во всех официальных международных соревнованиях. В том же году мужская сборная стала чемпионом Европы, а в 1950 г. этого звания добилась и женская команда. В 1952 г. мужчины – баскетболисты стартовали на XV Олимпийских играх в Хельсинки, где заняли второе место. А Олимпийскими чемпионами они становились дважды – в 1972 году (Мюнхен) и в 1988 году (Сеул). Сборная женская команда становилась чемпионом Олимпийских игр неоднократно в 1976, 1980, 1992.
В современной игре участвуют две команды по 5 человек в каждой. Суть игры заключается в том, чтобы, соблюдая все ее правила, забросить большее количество мячей в корзину соперника. Игра состоит из четырех периодов по 10 минут "чистого времени" (т.е. время останавливается по каждому свистку судьи). Продолжительность перерывов следующая: между первым и вторым, третьим и четвертым периодами – 2 минуты, а между вторым и третьим – 15 минут.
Игровая площадка представляет собой прямоугольную твердую плоскую поверхность, свободную от препятствий, размером 28x15, размеченную хорошо видимыми линиями. Линии, ограничивающие длинные стороны площадки, называются боковыми, а короткие – лицевыми линиями. Центральная линия разделяет баскетбольную площадку на две равные части, образуя при этом передовую зону команды (часть площадки, расположенная между лицевой линией за щитом соперника и ближним краем центральной линии) и тыловую (другая часть площадки). Игрокам одной команды разрешается: передавать мяч одной и двумя руками неограниченное количество раз; вести мяч только одной рукой (правой или левой); после ведения либо остановиться, либо по ходу движения, взяв мяч в руки, сделать с ним два шага и выполнить после этого бросок или передачу; бросать мяч в корзину неограниченное количество раз, пытаясь овладеть им после отскока. На организацию каждой атаки корзины соперника отводится 24 с, причем в своей зоне команда имеет право владеть мячом только 8 с.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Баскетбол: основы обучения"
Книги похожие на "Баскетбол: основы обучения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ирина Орлан - Баскетбол: основы обучения"
Отзывы читателей о книге "Баскетбол: основы обучения", комментарии и мнения людей о произведении.