Галина Исенбаева - Когнитивные модели в обучении грамматике
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Когнитивные модели в обучении грамматике"
Описание и краткое содержание "Когнитивные модели в обучении грамматике" читать бесплатно онлайн.
В пособии предлагаются задания, теоретическая основа для выполнения которых специально разработана автором. Представлены задания различной степени трудности и направленности – от заданий, требующих теоретических знаний и когнитивного моделирования до сравнительно простых заданий коммуникативного характера.
Г. И. Исенбаева
Когнитивные модели в обучении грамматике
ПРЕДИСЛОВИЕ
Пособие преследует двухчастную цель – теоретическую и практическую.
Его теоретическая цель – помочь студентам в самостоятельном совершенствовании их лингвистического знания в предметной области «грамматика» путем развития и обогащения понятийного и онтологического содержания системы грамматических понятий-терминов, сформированных в аудиторном курсе.
Практическая цель пособия – служить формированию умений производить знание в виде познавательных образов (концептуальных структур) и обосновывать это знание путем построения утверждений на основе концептуальной модели языка и ее теории, выработанной в аудиторном курсе грамматики.
Путь к достижению этой цели видится в овладении студентом способом преобразования гносеологического знания применительно к теории и практике лингвистического познания.
Структура материала подчинена цели пособия и соответствует содержательным компонентам самостоятельной работы по дисциплине «практическая грамматика французского языка» ГОСВПО-2005 г. Пособие состоит из двух блоков. Первый блок включает «Памятку» – минимум сведений об основных гносеологических представлениях, очерчивающих способ «восхождения» в процессе превращения материального, знакового текста в знание (в идеальные объекты, образы или информацию) и требования к самому процессу его производства. Эти сведения студентам необходимо операционализировать, то есть перевести в лингвистические действия. Вначале выполнять эти действия под контролем сознания, затем, по мере их автоматизации, в алгоритмическом режиме. В этом блоке предлагаются также две индивидуально-авторские концептуальные модели: десятеричной таблицы подмножества грамматики и онтологической системы грамматического знания, которые студенты могут использовать в процессе поиска решений заданий второго блока и их аргументации. Второй блок пособия содержит комплексы тренировочных заданий на применение теоретического знания. Эти задания снабжены контрольно-измерительными тестами.
На начальном этапе работы с пособием необходимо припомнить и повторить путь производства знания об отдельном мысленно-конкретном грамматическом объекте и о совокупности объектов. Завершить повторение построением развернутой частнопредметной модели знания о каждом из абстрактных объектов и об их системе описанием по этой схеме. Список метапонятий, которые обеспечивают конструкторскую деятельность и подлежат усвоению, составляют следующие единицы: «понятие», «признак», «образ», «значение», «форма», «функция», «категория», «класс», «система», «структура», «элемент», «объект», «атрибут», «отношение», «целое», «часть», «причинность», «последовательность», «преемственность».
Структуризация предметных понятий ограничивает область грамматики и позволяет изобразить ее в виде десятеричной таблицы и системы онтологий.
Список грамматических понятий, которые подлежат активизации, составляют такие единицы: конституирующие единицы, уровни языка, морфологический и синтаксический подуровни, система частей речи, знаменательные и вспомогательные части речи, имя существительное, детерминативы, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, числительное, предлог, союз, частица, междометие, система единиц синтаксиса, словосочетание, виды словосочетаний, предложение простое и его виды, предложение сложное и его виды, сверхфразовое единство, текст.
Овладев материалом пособия, студент сможет в дальнейшем совершенствовать самостоятельную учебную деятельность в области теории и практики языка, а также развивать свои интеллектуальные ресурсы.
ВВЕДЕНИЕ
Методология науки говорит, что категориальная природа знания представляет собой особую системную организованность, живущую в своих особых процессах внутри систем мышления и деятельности. Ни на каких традиционных путях, будь то путь логики, гносеологии или эпистемологии это строение и способы жизни знания не схватить. Здесь нужен принципиально иной категориальный подход, а именно – системодеятельностный, здесь нужно системодеятельностное мышление, системодеятельностная методология, здесь нужно то, что принято называть «сумасшедшими представлениями». А если их не будет, то мы ничего не поймем. Ибо «знание» – это все эти процессы и все эти структуры, и все эти превращения процессов и структур в организованности, и все эти обратные развертки организованностей в процессы и структуры; это процессы и структуры, закрепленные в знаковых формах (Щедровицкий 1997: 440-441).
В тексте научных определений, выражающем познавательную задачу в словесной форме, не называются те мыслительные и лингвистические действия, которые следует совершить для ее решения. Эта информация содержится в тексте задачи в «скрытом» виде и предполагает лингвистическое и логическое понимание текста, то есть понимание того, какие действия и с какими значениями и объектами следует осуществить. Все существенные свойства объектов в этих определениях объединяются одинаково в логическом отношении. Такое знание позволяет выйти на одинаковый способ, то есть на итерацию в мысленном моделировании, на одинаковую методику формирования этих понятий в процессе познавательного отражения или историю (генезис) становления всех форм объекта.
В теории познания выделяется три этапа «превращения» материального в идеальное.
Первый этап состоит в снятии «копии» с объекта, его моделировании в системе предметно-практических операций. Исходя из определенных задач, целей, потребностей, опираясь на созданные в обществе орудия труда, субъект как бы «движется» по объекту; в системе действий он тем самым захватывает определенные стороны объективного мира. В этом случае форма предмета как бы превращается в форму деятельности, функционально представляющую, отражающую предметный мир.
На втором этапе внешне-предметные действия превращаются во внутренние. В процессе развития взаимодействия субъекта с объектом определенная система действий, в форме которых осуществляется моделирование объекта, начинает свертываться, из внешней превращаться во внутреннюю. Соответственно и выраженная в системе действий внешняя модель превращается во внутреннюю. Рождается интеллектуальная деятельность, которая представляет собой оперирование уже не с реальными объективными предметами, а с их идеальными образами. Этот этап может быть представлен как процесс превращения формы деятельности в форму предмета, но уже существующего не в виде материального объекта, а в виде образа. Как видим, деятельность имеет двоякий результат. Первый – изменение объекта, то есть переход формы деятельности в форму объективного предмета, который становится репрезентантом других объективных явлений, носителем информации о них. Второй – своеобразный процесс захвата субъектом информации об объекте деятельности, превращение материального в идеальный образ, отражающий объект.
Существенную роль в этом процессе играет развивающаяся знаковая система, язык. Интериоризация требует постоянной опоры на материальные средства. Ими являются орудия труда и языковые знаки. Языковые знаки, будучи связаны с предметнопрактической деятельностью, фиксируют захваченную в материальной деятельности информацию и становятся носителями идеальных образов.
Третий этап характерен для идеального уровня. Он выражает творчески-конструктивные стороны человеческого интеллекта, его сознания. Одна из особенностей идеального заключается в том, что преобразование объективного содержания, являющегося отражением материального, здесь происходит без того, чтобы осуществлялось непосредственное изменение самого материального объекта. Сформировавшиеся у человека образы служат исходным материалом для создания новых образов, идеальных конструкций.
Важной стороной этой творчески-конструктивной деятельности являются образы, позволяющие сформировать план дальнейшей материальной деятельности. Тем самым результат деятельности представлен до его материального воплощения.
В сфере идеального субъект приобретает новую способность. Он может двигаться не только от прошлого к настоящему, но и от настоящего к прошлому, от следствия к причине. Тем самым развитие уже не является только однонаправленным, что характерно для материальных процессов. Оно разнонаправленно.
Творчески-преобразующая сторона идеального связана с тем, что в ходе деятельности формируется система интеллектуальных операций, посредством которых осуществляются воспроизведение объекта в идеальном плане, а также его переработка. Важную роль в этом процессе играют перцептивные действия.
Преобразование материального в идеальное состоит не только в «переводе» материальной копии в идеальный, субъективный образ. Оно заключается и в «переводе» материальных операций в идеальные, интеллектуальные действия. Именно деятельность, в формах которой осуществляется многократно повторяющееся моделирование объективных отношений, и служит основой для развития интеллектуальных способов деятельности, реализующих бытие идеального, как отражения объективного мира (Коршунов 1979: 50-53).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Когнитивные модели в обучении грамматике"
Книги похожие на "Когнитивные модели в обучении грамматике" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Галина Исенбаева - Когнитивные модели в обучении грамматике"
Отзывы читателей о книге "Когнитивные модели в обучении грамматике", комментарии и мнения людей о произведении.