А. Гилязова - Совершенствование организационно-экономического механизма управления инновациями

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Совершенствование организационно-экономического механизма управления инновациями"
Описание и краткое содержание "Совершенствование организационно-экономического механизма управления инновациями" читать бесплатно онлайн.
Рассматривается организационно-экономический механизм управления инновациями. Проанализированы современные условия осуществления инновационной деятельности, рассмотрены основные направления государственной политики, социальные аспекты инновационной деятельности. Проведена диагностика институциональных условий инновационного развития нашей страны. Дано определение категории «инновация» и производных от нее понятий, приведены критерии и методы оценки эффективности инноваций. Теоретически обоснован механизм совершенствования процессов организации управления производственными предприятиями в условиях экономики знаний, разработаны методические рекомендации и практические предложения по рациональному планированию, прогнозированию, контролю и координации организации управления производственным хозяйствующим субъектом.
– система образования и переподготовки;
– характер других национальных институтов.
Рис. 1.11. Структура национальной инновационной системы 28
А.В. Суриным и О.П. Молчановой29было проведено исследование степени подобия инновационных стилей в развитых странах в различные промежутки времени. В своем исследовании они опирались на патентную статистику, так как данные о патентной активности служат индикатором новаторской и внедренческой деятельности, для них обычно свойственна существенная корреляция с такими важными показателями инновационной деятельности, как объем и структура затрат на исследования и разработки. В ходе данного исследования были сделаны выводы о том, что в отдельные исторические периоды страны придерживались характерных, свойственных только им различных инновационных стилей, специфика которых определялась институциональной и отраслевой структурами данной страны, особенностями социальных отношений, а также были выявлены исторические комбинации стран со схожими инновационными стилями. На пути преодоления разрыва между потенциальными возможностями и конечными результатами инновационного развития нашей страны важная роль отводится построению адекватного институционального профиля НИС. Поэтому, на наш взгляд, необходимо изучить практику стран с высокой технологической конкурентоспособностью.
Структуры НИС промышленно развитых стран имеют как общие черты, так и существенные различия. В Норвегии формирование структуры НИС происходят следующим образом: 1) формирование государственной экономической политики в целом; 2) формирование инновационной политики; 3) функциональный уровень – обеспечение процесса реализации инновационной политики; 4) институты, выполняющие НИОКР; 5) институты, облегчающие диффузию технологий; 6) деловая предпринимательская среда в частном и государственных секторах. НИС Австралии отличается наличием организаций, осуществляющих правовую поддержку инновационной деятельности. В Бельгии существует зона, где происходит аккумулирование всех финансовых потоков, направляемых на инновации.
Каждая страна нацелена на удовлетворение определенных национальных потребностей: в Финляндии – на диверсификацию экономики, во Франции – на создание сети мелких технологических фирм и т.д. Роль правительств в этой сфере также различна. В Финляндииобщая сумма ассигнований в инновационный сектор составляет в настоящее время более 3,5 % ВВП30. Инновационное развитие в этой стране приписывают «высокому уровню правительственных обязательств, атмосфере сотрудничества, тщательно продуманному международному элементу и созданию эффективной инновационной системы»31. В Израиле при построении НИС на первый план выдвигаются качество человеческих ресурсов и наличие венчурного капитала.
Южнокорейская модель НИС состоит из 30 многоотраслевых финансово-промышленных групп, реализующих государственную инновационную политику. На их долю приходится более 45 % объема промышленного производства и 58 % общегосударственных затрат на НИОКР32. Финансово-промышленным группам предоставляется финансовая и налоговая поддержка и помощь в подборе квалифицированных кадров. Однако НИС в этой стране неустойчива, так как слабо развиты фундаментальная наука и договорное право.
В Венгрии при построении НИС используют три направления: поощрение отечественных внутрифирменных НИОКР в рамках многонациональных корпораций; поддержка инновационного развития малого бизнеса; создание мощных налоговых стимулов. Департамент ОЭСР осуществляет стимулирование НИС налоговыми льготами, путем финансовой поддержки отдельных проектов, партнерства государственного и частного секторов при инвестировании в сферу научных и технологических исследований, а также созданием условий для кооперирования и сетевого взаимодействия организаций, производящих, распространяющих и использующих знания33.
В США финансирование осуществляется не только государством, но и бизнес-сектором. Финансовую поддержку исследованиям и разработкам оказывают большинство министерств и ведомств США, федеральный научный бюджет в 2003 году превысил 100 млрд долл., за 2004 год возрос почти на 5 млрд, за 2005 год – также на 5 млрд долл. В совокупном объеме расходов на НИОКР затраты частного сектора достигают 200 млрд долл. Государство осуществляет финансирование НИОКР, а также контроль с помощью многочисленных законодательных и регулирующих документов, существует система государственных экономических стимулов поддержки инновационной деятельности (разнообразные налоговые льготы).
В США существуют разнообразные формы партнерств и объединений. С 1985 по 2001 гг. был зарегистрирован 861 технологический альянс, из них 15 % включали американские университеты, 12 % – федеральные лаборатории. Государство активно поощряет научно – техническое развитие на местах. Приоритетным направлением этой политики является более тесная интеграция так называемых региональных кластеров нововведений в национальную инновационную систему. В 2006 году был принят новый комплекс мер государственной поддержки инновационной сферы: удвоен бюджет трех федеральных агентств, финансирующих разработку ключевых технологий; общая сумма дополнительного финансирования НИОКР на ближайшие десять лет составит 50 млрд долл. (кумулятивным итогом); федеральный научный бюджет на 2007 год составил 137 млрд долл.; была пересмотрена система налоговых льгот для предпринимательского сектора. В 2007 году сумма налоговых льгот по расходам на НИОКР составила 4,6 млрд долл., а в 2016 году предполагается 12,3 млрд долл., что в сумме за 9 лет должно дать бизнесу чистую экономию в размере 86,4 млрд долл.34.
Немалых успехов на этом поприще достигла Япония, которая находится на втором месте после США. Начиная с 80-х годов Япония предпринимает меры для расширения двустороннего и многостороннего сотрудничества в области науки и техники. Япония занимает своеобразное место в мировом движении технологии. Она импортирует всю технологию из индустриальных стран, а экспортирует почти поровну в промышленно развитые и развивающиеся страны (40 % общего объема экспорта технологии вывозится в страны Азии). Всему этому способствует эффективная, целенаправленная государственная политика, конкретные меры и решения правительства Японии. Государственная поддержка национальных и частных фирм, исследовательских институтов, университетов, лабораторий и учёных заключается в создании условий и механизмов реализации интеграции совместных, полезных всем усилий, направленных на разработку новейших технологий и стимулирование производства. Правительством Японии с середины 90-х годов было резко увеличено инвестирование в фундаментальные науки (в 1997 году уровень инвестирования достиг уровня своего основного конкурента США, то есть инвестирование составило свыше 1 % от ВВП).
Не менее интересен опыт развития за последние 20–30 лет Индии. Индия отставала от развитых стран по количеству научных центров и ученых, обладающих соответствующими знаниями, способных обеспечить рост конкурентоспособности отрасли. Чтобы компенсировать этот недостаток, правительство создало благоприятные условия для работы зарубежных компаний. За последние десять лет в Индии транснациональными компаниями было создано более 10 центров НИОКР. Реформы, начавшиеся в 1991 году, были направлены на постепенную отмену тарифных барьеров, привлечение прямых и портфельных иностранных инвестиций, вступление в ВТО, приведение патентного законодательства в соответствие с международными нормами. Доля затрат на научные исследования и разработки для 25 стран Европейского союза в 2005 году в среднем составила 1,85 %. В 2006 году 4.8 % рабочей силы в ЕС составили научные работники и инженеры, в том числе: в Бельгии – 7,9 %, Ирландии – 6,8 %, Швеции – 6,5 %, Дании – 6,0 %. Внешняя торговля высокотехнологичными товарами наиболее значительна в Мальте, Ирландии и Люксембурге35.
Среди стран ЕС необходимо выделить Францию и Германию. Франция отличается от других развитых стран высокой долей государственного сектора НИОКР. Крупные государственные научные центры в атомной промышленности, аэрокосмических исследованиях и разработках располагают большими ресурсами и результатами в сфере научных исследований. Количество компаний, создаваемых каждый год для использования результатов научных исследований, полученных в государственных институтах и лабораториях, остается низким, в то время как именно эти компании могут создать большой потенциал экономического роста. Эта ситуация имеет много общего с нашей страной.
Германию отличают высокие показатели участия предпринимательского сектора в финансировании НИОКР, эффективное сочетание фундаментальных и прикладных исследований, высокая доля технологически сложных отраслей в промышленности, лидерство в ряде технологий. Однако наблюдается низкая активность малых компанийв передовых направлениях технического прогресса (фармацевтика, биотехнологии, информатика), стагнация на низком уровне венчурного капитала и сравнительно низкая доля специалистов с высшими учеными степенями. Правительство финансирует очень небольшую часть НИОКР частного сектора (3,6 % затрат самих компаний). Однако в 2003 г. на него пришлось 70 % национальных затрат, а 87 % затрат реализовали средние и крупные компании (с числом занятых более 500 чел. – крупные транснациональные компании, работающие в автомобилестроении, электронике, машиностроении, фармацевтике и химической промышленности), которые могут финансировать НИОКР из прибыли36. Существенную поддержку инновационной активности частного сектора оказывают союзы и ассоциации предпринимателей, формулирующие интересы соответствующих отраслей или групп предприятий. Основными инструментами инновационной политики министерства являются займы и венчурный капитал, поддержка стартапов, развитие технологического консультирования, а также либерализация рынков, контроль картелей, регулирование электронной торговли.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Совершенствование организационно-экономического механизма управления инновациями"
Книги похожие на "Совершенствование организационно-экономического механизма управления инновациями" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "А. Гилязова - Совершенствование организационно-экономического механизма управления инновациями"
Отзывы читателей о книге "Совершенствование организационно-экономического механизма управления инновациями", комментарии и мнения людей о произведении.