Коллектив авторов - «Дни науки» факультета социотехнических систем. Выпуск III

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "«Дни науки» факультета социотехнических систем. Выпуск III"
Описание и краткое содержание "«Дни науки» факультета социотехнических систем. Выпуск III" читать бесплатно онлайн.
В сборнике представлены материалы секций «Социально-политическая конфликтология», «Социальная работа», «Логистика и управление», «Иностранные языки в профессиональной коммуникации», «Философия» и «История» ежегодной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Дни науки» ФСТС Казанского национального исследовательского технологического университета (24 апреля 2014 года).
Результатом межпоколенных взаимоотношений считаются не только процессы трансмиссии культуры старшего поколения младшему (преемственность поколений), однако и некие отличия от общепринятых социальных норм и ценностей поколения, идущего на смену прежнего. Задачами старшего поколения является предоставление своим детям духовных ценностей, воспитание социальным нормам и профессии. По мнению классика социологии Габриэля Тарда, дети подражают своим родителям, перенимают у них эталоны поведения и становятся членами общества42.
Истоки борьбы поколений трактуются по-разному. Одни авторы, такие как Зигмунд Фрейд, полагают, что в основе всех межпоколенных конфликтов лежит извечное соперничество между отцом и сыном, так называемый «Эдипов комплекс». Другой подход предлагал французский психоаналитик Ж. Мандель, который противопоставляет классическому конфликту, описанному З. Фрейдом (Эдипов комплекс), идею кризиса поколений. Если конфликт поколений, связанный с «Эдиповым комплексом», состоял в том, что подросток стремился занять в обществе место своего отца и вообще старших, социальных отцов, то кризис поколений означает, что юноша не соперничает с отцом, чтобы, в конечном счете, идентифицироваться с ним, а полностью отвергает его как образец, отказываясь от своего социально-культурного наследства43.
В любом случае, на данном этапе развития общества можно говорить о том, что конфликт вытекает из статусных, ролевых, нормативных и иных духовных и материальных различий субъектов. В процессе конфликта происходит разрешение острого противоречия, основанного на несовместимости интересов, целей, ожиданий, взглядов, мотивов, действий. Конфликтные взаимоотношения связаны с негативными эмоциями, стрессами, нанесением ущерба и т.д.
Проблема поколений относится к числу вечных, и проблема эта не биологическая (на таком уровне она существует и у животных) и даже не демографическая, а социокультурная или культурно-историческая. В этом смысле сам термин поколение не определён. Он передает, прежде всего, сопричастность людей к тем или иным общественным событиям (процессам), существенно влияющим на жизнь общества, и связанную с этим общность целей, социально-психологических установок, ценностных ориентаций, характеризующих специфику их менталитета. Речь идет об изменениях способов и типов преемственности, культурно-исторический смысл, которых высвечивается отношением к традиции.
Поскольку поколение – категория временная, неизбежна проблема, связанная с отношением каждого поколения к прошлому, настоящему и будущему. Для России это проблема особой остроты. Анализ ценностных аспектов взаимосвязей и взаимоотношений поколений тоже очень важен, так как изменилась система ценностей. Меняются и механизмы «социального наследования», и способы самоутверждения новых поколений. Сейчас молодежь обрела большую самостоятельность, в том числе и в выборе того, что она воспринимает из прошлого, и, вместе с тем, усилилось в детерминации ее поведения влияние материальных соображений и экономических факторов.Ломается прежний, преимущественный традиционалистский механизм социального наследования, а новый механизм, способный ограждать молодежь от антиобщественных влияний, настроений, поступков, еще не сформировался.
Таким образом, сфера взаимоотношений поколений в современном государственном обществе является сложной для анализа и здесь необходим комплексный подход: она должна рассматриваться с философской, психологической, культурологической и конкретно-социологической точек зрения. Основной круг современных проблем взаимоотношений поколений в нашем обществе задается российской историей и переходным состоянием самого общества. Перемены в России, полностью отвергающие опыт предыдущих поколений, ведут к конфликту и разрыву между поколениями. А так как почти все трудности начинаются еще с юношества. Нужно теснее в раннем возрасте пытаться общаться с ребенком на одном уровне никак не превознося себя над ним. Действовать это не только снижая свой собственный уровень до уровня общения ребенка, но и пытаясь приподнять его уровень общения, до равноправного общения с вами и принятия участия в основной массе качеств жизни его семьи, никак не позволяя ему излишнего, однако предоставляя довольно свободы выбора.
Малкин Е.В.
КНИТУ, гр. 3101-41, науч. рук. проф. Сергеев С.А.
Экстремизм и радикализм как политологические категории
Термин «экстремизм» стал активно использоваться с начала ХХ века. «После окончания холодной войны, – как утверждает В. Н. Панин, – экстремизм стал крупнейшей международной проблемой, он не имеет национальных особенностей, характеризуется усилением жестокости и безоглядности действий экстремистов. Появление глобального информационного пространства увеличило вероятность дальнейшего роста экстремизма, он стал принимать всё более разрушительные формы»44. Однако определение этого феномена далеко не однозначно.
В политической психологии экстремизм рассматривается как приверженность в идеях и политике крайним взглядам и действиям45. По мнению авторов, экстремизм есть порождение социально-экономических кризисов, деформации политических институтов, резкого падения жизненного уровня, ухудшения социальных перспектив значительной части населения, доминирования в обществе чувства неуверенности в будущем, агрессивности и др.
В Большой советской энциклопедии экстремизм определяется как «приверженность крайним взглядам, идеям и мерам, направленным на достижение своих целей радикально ориентированными социальными институтами, малыми группами и индивидами»46.
Особое внимание уделяется конфликтным ситуациям производственного, национального или этнического характера, которые в современных условиях приобрели не только особую социальную значимость, но и политическую остроту. Сегодня сформировались признаки, характеризующие социальную напряжённость:
– разбалансированность функционирования различных сфер общественной жизни;
– снижение уровня жизни населения;
– формирование социальных групп противостояния (одной из которых являются органы власти);
– возможность непредсказуемого, стихийного массового поведения и формирование агрессивной толпы.
Следует отметить, что экстремистская деятельность представляет собой деятельность общественных и религиозных объединений либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:
– насильственное изменение основ государственного строя;
– подрыв безопасности государства;
– захват или присвоение властных полномочий;
– создание незаконных вооружённых формирований:
– осуществление террористической деятельности.
Исходя из вышесказанного, определение сущности экстремизма необходимо начинать с категории «радикализм», поскольку экстремизм является одной из специфических форм проявления радикализма. Понятие «радикализм» также неоднозначно и требует толкования.
В современной политической психологии понятие «радикализм» имеет следующие значения:
– как «психологический механизм качественного преобразования политических процессов, предполагающий решительные и бескомпромиссные действия для достижения цели;
– как способ деятельности, тяготеющий к крайностям»47.
В основе радикализма лежит негативное отношение к сложившемуся политическому феномену, признание одного из возможных способов выхода из реальной ситуации как единственно возможного. Радикализм может проявляться в различных формах: нигилизма, экстремизма, терроризма, революционаризма. В политической литературе обычно говорится о так называемом «радикальном центре», то есть политической позиции, радикально отвергающей крайности и требующей решительно проводить сбалансированную политику. Хотя иногда, в определённых социально-политических условиях, радикализм может способствовать критическому пересмотру правительством своего политического курса.
Чаще радикализм определяется как политическая деятельность. «Радикализм – политическое движение, придерживающееся крайних средств достижения цели. Может проявляться в различных формах экстремизма, терроризма, революций»48.
В зависимости от характера социальных изменений радикализм может быть конструктивным и деструктивным. Под конструктивным мы понимаем революционный радикализм, направленный на качественное, прогрессивное преобразование существующей социальной системы. Высшим проявлением такого рода радикализма является социальная революция, строительство нового, более совершенного общества. Что касается деструктивного радикализма, то он направлен на сохранение изживших себя социальных отношений с помощью агрессивных действий против тех сил, которые содержат в себе действительно революционное, преобразовательное начало или против существующей социальной системы или социальной ситуации в целом. Это социальная агрессия тех социальных групп и сил, которые в сложившейся критической для них ситуации стоят перед проблемой самосохранения или перед угрозой потери социальной или культурной идентичности.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "«Дни науки» факультета социотехнических систем. Выпуск III"
Книги похожие на "«Дни науки» факультета социотехнических систем. Выпуск III" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - «Дни науки» факультета социотехнических систем. Выпуск III"
Отзывы читателей о книге "«Дни науки» факультета социотехнических систем. Выпуск III", комментарии и мнения людей о произведении.