Анна Кошелева - Инновационные социальные технологии

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Инновационные социальные технологии"
Описание и краткое содержание "Инновационные социальные технологии" читать бесплатно онлайн.
В пособии раскрываются теоретические, методологические и практические аспекты изучения социальных технологий современного общества, особое внимание уделено особенностям социальных технологий в социальной работе в современных российских условиях. В помощь слушателям предоставлены контрольные вопросы и задачи, примерный список реферативных работ и список рекомендуемой литературы.
Социальные технологии базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социальными науками – социологией, теорией социальной работы, теорией управления, правом, социальной педагогикой и др.
Объективно существуют принципы и правила разработки и внедрения технологий социальной работы, к которым относят:
1. Принцип ориентации на клиента (гуманистический принцип), его потребности, проблемы, возможности и ресурсы окружения в разрешении проблемы. Принцип гуманистичности технологий социальной работы проявляется и в специфике социальной работы как вида человеческой деятельности: социальная работа «гуманистична» потому, что ее объектом и ее субъектом является человек. Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняют субъекты социальной работы. К субъектам относятся все те люди, которые ведут социальную работу и управляют ею. Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи23: старики; пенсионеры; тяжелобольные; дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Можно сказать, что объектом социальной работы является конкретная личность – равноправный с социальным работником человек, его нужды и потребности, его право быть защищенным и достойно жить.
2. Технологии социальной работы интегративны по своему характеру – здесь реализуется принцип интеграции, т. е. объединения усилий социального работника, организаций, оказывающих социальную помощь и поддержку, государства и усилий самого клиента социальной работы, то есть человека, находящегося в тяжелой жизненной ситуации, в решении проблемы. Разработка и внедрение технологий социальной работы эффективны лишь при условии взаимодействия, сотрудничества социального работника и его клиента.
3. Принцип адаптации. Адаптация занимает существенное место в содержании социальной работы. Она характеризует, с одной стороны, процесс взаимодействия объекта социальной работы с социальной средой, а с другой – является отражением определенного результата социальной работы, который может выступать критерием ее эффективности. Адаптивные процессы обеспечиваются соответствующей технологией.
Социальная адаптация – это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств.
4. Любая технология социальной работы должна соответствовать принципу этичности. Содержание этики социальной работы определяется отношением людей к труду, интегрированным в комплекс моральных ценностей и норм, находящих свое выражение в поведении человека в сфере трудовой деятельности. В общем смысле этика – это философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность и определяющая присущую данному обществу совокупность принципов человеческого общения. К этическим правилам социальной работы можно отнести первостепенность интересов клиента, необходимость воспитания у него максимума самостоятельности, необходимость конфиденциальности и сохранения тайны в работе с клиентом, установления справедливых, разумных, соизмеримых с оказанной помощью гонораров.
5. Принцип соотнесения долгосрочной и краткосрочной цели. Он заключается в координации действий и мероприятий, проводимых социальным работником в рамках оказания помощи клиенту, ориентированных на достижение ближайшей цели (краткосрочное планирование) действий и мероприятий, ориентированных на отсроченный во времени результат (долгосрочное планирование). Действия социального работника в настоящий момент должны учитывать возможные последствия для клиента и его окружения в будущем, должны вписываться в некую общую программу действий по оказанию того или иного вида помощи нуждающемуся в ней человеку – объекту социальной работы.
Практика социальной работы прежде всего является совместной деятельностью субъектов и объектов социальной работы по достижению социального благополучия человека.
В научной и учебной литературе в основном рассматриваются технологии социальной работы с различными группами населения, оказавшимися в сложной жизненной ситуации.
С этой точки зрения целесообразно выделить базовые признаки, которые и определяют трудности социального положения отдельных личностей, семей, слоев и общностей людей, в частности:
– состояние здоровья, не позволяющее людям самостоятельно решать свои жизненные проблемы. К этой группе относятся инвалиды; лица, подвергшиеся радиационному воздействию; семьи, в которых воспитываются дети-инвалиды; взрослые и дети, имеющие затруднения в психическом развитии, испытывающие психологические стрессы, проявляющие суицидальные наклонности;
– служба и труд в экстремальных социальных условиях. К этой группе лиц относятся участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, труженики тыла во время Великой Отечественной войны (жизненная ситуация которых усугубляется преклонным возрастом и состоянием здоровья); вдовы и матери военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной войны и в мирное время, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей;
– пожилой, пенсионный возраст людей: одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям);
– девиантное поведение в его различных формах и видах: дети и подростки, имеющие девиантное поведение;
– дети, испытывающие жестокое обращение и насилие; оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию;
– лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений;
– семьи, в которых имеются лица, злоупотребляющие алкоголем, употребляющие наркотики;
– трудное, неблагополучное положение различных категорий семей: семей, имеющих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; неполных семей;
– семей, в которых родители не достигли совершеннолетия, молодых семей; разводящихся семей; семей с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей;
– особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т. д.): самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ интернатов (до достижения ими материальной независимости и социальной зрелости); осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети;
– безнадзорные дети и подростки; дети и молодые люди – жертвы торговли людьми;
– бродяжничество, бездомность: лица без определенного места жительства, зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы;
– предродовое и послеродовое состояние: беременные женщины и кормящие матери, а также группы матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;
– правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных.
Определение таких групп населения в качестве объекта социальной работы подразумевает его понимание в узком смысле. В широком же смысле слова объектом социальной работы является все население, а также социальная сфера жизнедеятельности, общество в целом.
Население является объектом социальной работы в силу двух основных причин. Во-первых, потому что в трудных, сложных условиях может оказаться любой человек с точки зрения полного удовлетворения своих потребностей и интересов. Во-вторых, потому что в современных условиях в социальной защите нуждается все население в связи с возникновением и необходимостью решения глобальных проблем современности: обеспечение прочного мира, социальная безопасность людей (в том числе в связи с терроризмом), недопущение термоядерной войны, сохранение природной среды, гарантированное обеспечение жителей Земли продовольствием, энергетическими ресурсами и т. д.
Можно различать социальные технологии по субъекту социальной работы, в частности это профессиональные социальные работники высшего и среднего звена социальных служб различных уровней и направлений; люди, занимающиеся социальной работой на общественных и благотворительных началах, лица, обучающие социальной работе, работники административно-управленческих структур социальной сферы.
Например, можно выделить социальные технологии – «внешние» по отношению к клиенту: государственное вмешательство, помощь общественных и других организаций, частных лиц. Главное их содержание заключается в создании человеку, группам (слоям) людей таких условий, чтобы они самостоятельно решали свои проблемы (пример – создание рабочих мест на предприятиях для инвалидов).
От «внешних» технологий отличаются социальные технологии (т. е. способы, действия), осуществляемые самими клиентами (например, создание собственного дела, откладывание определенной доли дохода (процента) для социального страхования и др.). К числу этого типа технологий (само- и взаимопомощи) можно отнести те действия, приемы, способы, которые используют социальные работники, решая проблемы своих клиентов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Инновационные социальные технологии"
Книги похожие на "Инновационные социальные технологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анна Кошелева - Инновационные социальные технологии"
Отзывы читателей о книге "Инновационные социальные технологии", комментарии и мнения людей о произведении.