» » » » Елена Филиппова - Криминология


Авторские права

Елена Филиппова - Криминология

Здесь можно купить и скачать "Елена Филиппова - Криминология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Криминология
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Криминология"

Описание и краткое содержание "Криминология" читать бесплатно онлайн.



Криминология – учение о преступности, о ее причинах, о борьбе с ней и защите от нее. Изучение данной учебной дисциплины – важный элемент профессиональной подготовки юриста, педагога, психолога, предпринимателя, экономиста, эколога, медика и даже архитектора (клиническая и архитектурная отрасли криминологии весьма развиты за рубежом, постепенно они получают развитие и в нашей стране). Учебная программа – важный, но не единственный аргумент в пользу знакомства с наукой о преступности. Каждый, кто хочет разобраться в политических и социально-культурных хитросплетениях общественной жизни, найдет немало оснований для того, чтобы раскрыть книгу, называющуюся «Криминология».






Специальный тренинг в этом аспекте является важным методом воздействия на личность.

Принуждение – важнейший инструмент воздействия на человека, основанный на ограничении его возможностей. Особая форма принуждения – организация деятельности, основанная на жестком контроле и пресечении нежелательных действий, а также на ограничении свободы, что лишает человека физической возможности совершать определенные деяния.

Организация деятельности – направление активности человека в определенное русло, управляемое формирование личного опыта. Организация деятельности основывается как на положительных стимулах (поощрения, материальное стимулирование), так и на отрицательных (взыскания, лишения благ, ограничение свободы, угрозы применения насилия). Она может осуществляться в двух формах:

1) как длительное принуждение;

2) как изменение мотивационной сферы на основе возникновения новых интересов, привычек, потребностей, связанных с тем, что человека удается увлечь определенным делом.

Первый вариант требует меньше творчества, однако и результаты его могут быть более скромными. Посредством принуждения, с одной стороны, достигается оперативное изменение поведения. Вопреки собственным желаниям человек делает то, что от него требуют. С другой стороны, длительное принуждение может оказывать не только внешнее, но и внутреннее воздействие. Меняется не только поведение, но и личность: пропадают одни желания, возникают другие, изменяются привычки, мотивы поведения, убеждения.

Изменить поведение человека можно и без изменения его личностных качеств – посредством принуждения, контроля, лишения свободы. При этом следует иметь в виду, что нередко в такой ситуации человек становится похож на сжатую пружину. Стоит ослабить контроль – и «пружина возвращается в исходное положение», человек вновь возвращается к привычному поведению. Такой подход к воздействию на личность может быть оправдан в ситуациях, когда возникает экстренная необходимость изменения поведения человека (например, пресечение преступления) или когда отрицательные качества человека настолько устойчивы, что коррекция их оказывается не по силам специалистам.

Увлечь человека какой-либо полезной деятельностью, помочь ему найти позитивную социальную роль, которая бы вполне удовлетворяла его – задача более сложная. Ее решение потребует немало труда, времени и творческих усилий. Но именно на этом пути воспитателя ждет стратегический успех. Результаты такого воздействия будут носить длительный и устойчивый характер. Одним из недостатков нашей системы воздействия на преступников является то, что она основана главным образом на первом варианте организации деятельности, – отсюда такой высокий уровень рецидива.

Изменение социальной ситуации развития – также один из вариантов организации деятельности, основанный на изменении социального окружения, социальных ролей и социальных связей человека. Перевод школьника в другую школу, чтобы вырвать его из плохой компании; изменение места жительства лицом, освободившимся из мест заключения, чтобы разорвать связи с преступным миром, – все это варианты изменения социальной ситуации развития.

6 Механизм преступного поведения

Методология анализа причин преступности

Изучить причины преступности можно только на основе анализа причин отдельных преступлений. То, что наиболее часто оказывается причинами и условиями конкретных преступлений, обычно и называют причинами преступности. Соответственно их изучению должны предшествовать:

– анализ механизма преступного поведения;

– обобщение причин и условий различных преступлений;

– их классификация.

Главная цель анализа преступного поведения – понять, как человек становится преступником, какие этапы включает его трансформация в убийцу, бандита, грабителя и т.д.

В науке существуют два подхода к изучению взаимосвязи явлений:

– факторный анализ;

– детерминизм (анализ элементов причинной связи).

При факторном анализе исследователи констатируют лишь то, что преступность и определенные явления взаимосвязаны. Такой подход характерен для позитивистов (ученых, отрицающих возможность познания глубинной сущности взаимосвязи явлений). Детально исследуя характер зависимости (прямая или обратная), измеряя величину связи (коэффициент корреляции), позитивисты не исследуют сам механизм причинной обусловленности, который остается для них черным ящиком. Констатируя, что явления А и В взаимосвязаны, они отказываются искать ответ на вопрос, почему они взаимосвязаны, что является причиной, а что – следствием. При этом выявление связи между А и В и даже сверхточное ее измерение оставляет нерешенной весьма существенную проблему: как осуществляется связь, что первично, а что вторично. Выявление на уровне факторного анализа связи между А и В может свидетельствовать об одном из трех вариантов их взаимозависимости:

1) А – причина В;

2) В – причина А;

3) А и В – следствия причины Z (мнимая связь, связь-сопутствие).

Помимо причинной зависимости, связь между явлениями может носить условный характер – одно явление оказывается условием второго. Причины бывают субъективными (связанными с субъектом: являющиеся элементом его личности либо результатом его деятельности) и объективными (независимыми от субъекта). Воздействие причины на следствие может быть непосредственным и опосредованным. Все эти аспекты причинности выходят за пределы факторного анализа. В то же время, не уяснив сущности взаимосвязи преступности с обусловливающими ее явлениями, невозможно выработать адекватные меры воздействия. Анализ преступности и ее причин с позиций диалектического детерминизма дает значительно более полную картину криминальнокриминогенной реальности.

Вряд ли стоит спорить с позитивистами по поводу того, что человеку не под силу исчерпывающее познание сущности бытия. Однако даже неисчерпывающее познание может иметь большое практическое значение, поэтому отказываться от него нерационально.

Подчеркивая недостаточность факторного анализа, следует отметить, что едва ли правильно полностью отрицать этот метод. Его результаты могут служить добротной основой для гипотез о причинах преступности. Разработанная позитивистами методика корреляционного анализа – несомненное научное достижение. Факторный анализ имеет безусловную научную ценность, если рассматривается не изолированно, а как начальный этап изучения причинности, которому обязательно сопутствует качественный анализ. При таком подходе употребление термина «фактор» применительно к причинам и условиям преступности вполне корректно.

Таким образом, наиболее продуктивной для криминологического анализа следует признать методологию, основанную на диалектическом детерминизме, включающую:

а) сочетание факторного анализа с качественным;

б) деление факторов на:

– причины и условия;

– субъективные и объективные;

– непосредственные и опосредованные (причина явления, причина причины и т.д.);

в) изучение причин преступности, основывающееся на анализе механизма преступного поведения, обобщении причин и условий преступлений и их классификации.

Структура причин отдельного преступления

Для того чтобы понять, каким образом человек становится преступником, необходимо проанализировать сложную цепочку причинно-следственных зависимостей, которую в криминологии именуют структурой причин отдельного преступления. Иными словами, рассмотрим, какие ступени преодолевает человек на пути к преступлению.

Первой ступенью, первым этапом криминализации является формирование у человека отрицательных качеств личности (эти качества иногда называют криминогенными, т.е. рождающими преступление). Под влиянием определенных неблагоприятных условий жизни у человека складываются негативные впечатления, взгляды, оценки. Подчас они бывают весьма неустойчивы, гибки и поддаются изменению с той же легкостью, с какой гончар меняет форму необожженного глиняного сосуда.

Второй этап – приобретение криминогенными качествами устойчивости. Под влиянием новых негативных воздействий или при длительном, многократном воздействии тех же отрицательных обстоятельств криминогенные качества приобретают устойчивость. Иногда этому способствует благоприятный опыт их использования (личный или опосредованный). Например, человек не уверен, что можно совершить преступление и остаться безнаказанным. Он колеблется, переживает состояние борьбы мотивов. Но вот ему становится известно, что его знакомые совершают кражи и остаются безнаказанными. Он решается – и тоже безнаказанность. Через определенное время у него крепнет уверенность: «Да, деяния, запрещенные законом, можно совершить и остаться безнаказанным». Все эти факторы, которые мы назовем условиями устойчивости, превращают неустойчивые взгляды, мнения и впечатления в устойчивые антисоциальные убеждения, привычки, стереотипы поведения, установки. Причем, если мотивационная сила (способность влиять на поведение) у неустойчивых качеств так мала, что без постороннего толчка они не способны обусловить преступление, то устойчивые криминогенные качества, напротив, имеют очень большую мотивационную силу и способны обусловить выбор преступного поведения вопреки антикриминогенным объективным обстоятельствам.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Криминология"

Книги похожие на "Криминология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Филиппова

Елена Филиппова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Филиппова - Криминология"

Отзывы читателей о книге "Криминология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.