Ольга Будиловская - Мировая экономика
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Мировая экономика"
Описание и краткое содержание "Мировая экономика" читать бесплатно онлайн.
Практикум предназначен для студентов очного отделения, обучающихся по программам высшего профессионального образования по специальности 080102 «Мировая экономика» и подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Боброва В. В., Будиловская О. А.
Мировая экономика
Введение
Практикум по курсу «Мировая экономика» предназначен для студентов очной формы обучения специальности «Мировая экономика».
Практикум призван сформировать у студентов экономические знания о теоретических основах мировой экономики, международной торговли, тенденциях и перспективах развития, мировых рынках товаров и услуг. Кроме того, подробно рассматриваются особенности внешней торговли России, её современная динамика, торговая и географическая структура.
Анализ современных цифровых данных позволит студентам дополнить изложенный материал собственными выводами и таким образом получить осознанные, более глубокие знания.
Практикум состоит из 7 тем, которые охватывают основные темы курса мировой экономики. По каждому занятию студентам предлагаются таблицы со статистической из разных национальных и международных первоисточников информации. Предоставленный фактический материал по ведущим странам мира, континентам, группам стран, союзам и группировкам отражает современный этап развития мировой экономики.
В каждой теме выполняются расчеты нескольких показателей, которые необходимы для всестороннего анализа современной мировой экономики и постоянно находящихся в поле зрения исследователей.
Практикум дополняет имеющиеся учебники учебным пособием для проведения практических занятий, написания курсовых и дипломных работ.
Цели практикума:
– обучение студентов обработке первоисточников статистической информации;
– проведение расчетов различных показателей, характеризующих состояние мировой экономики;
– выработка навыков анализа полученных результатов и их графического представления.
Тема 1. Основные макроэкономические показатели, используемые для международных сопоставлений
Упражнение 1: Проанализируйте данные таблицы и рассчитайте долю различных стран (групп стран) в общей численности занятых в мировой экономике в различные временные периоды. Сделайте выводы о том, как изменилось соотношение различных групп стран в общей численности занятых в мировой экономике.
Таблица 1 – Общая численность занятых в экономике некоторых стран, млн. чел.
Источники:Мировая экономика. Глобальные тенденции за 100 лет/ Под ред. И.С. Королева. – М.: Юрист, 2003; http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_39/IssWWW.exe/Stg/02-01.htm
ПОЯСНЕНИЕ
Рассчитаем долю различных стран в общей численности занятых в мировой экономике в различные периоды.
Например: Доля развитых стран в общей численности занятых в мире в 1900 году составляет: 118,8 / 662,5 * 100 % = 17,93 %.
Делаем аналогичные расчеты для ПРС в другие периоды и для других стран. Для наглядности результаты расчетов можно занести в следующую таблицу:
Удельный вес стран в общей численности занятых в мировой экономике, %
Сопоставляя данные таблицы 1.1 делаем выводы:
– доля развитых стран в общей численности занятых в мировой экономике в первой половине ХХ века практически не изменилась, но в последнее десятилетие ХХ века сократилась более, чем на 5 %, однако к 2008 году данный показатель почти достиг своего значения начала ХХ века.
По аналогии делаем выводы относительно других групп стран.
Упражнение 2 Проанализируйте данные таблицы и выявите страны с наибольшим населением, определив их долю в населении мира в 1950, в 2000, 2009 и в 2015 году (прогноз);
Проанализируйте динамику численности населения в различных странах мира и выявите тенденции динамики численности населения в различных группах стран;
Таблица 2 – Численность населения в некоторых странах мира, млн. человек
Источники: Мир на рубеже тысячелетий. Прогноз развития мировой экономики до 2015 г. М.: издательский дом «Новый век», 2001; http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_39/IssWWW.exe/Stg/02-01.h
Упражнение 3. Проанализируйте данные таблицы и выявите тенденции изменения соотношения между долей занятых в различных отраслях мирового хозяйства:
– для развитых стран;
– для России.
Сравните полученные данные и сделайте соответствующие выводы.
Таблица 3 – Отраслевая структура занятости в мировой экономике, %
Источник: Мировая экономика. Глобальные тенденции за 100 лет/ Под ред. И.С. Королева. – М.: Юрист, 2003; http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_39/IssWWW.exe/Stg/02-01.htm
Упражнение 4. Проанализируйте данные таблицы 4 и рассчитайте объем расходов на образование и здравоохранение в различных странах мира.
Таблица 4 – Общий объем расходов на образование и здравоохранение
Источник: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_39/IssWWW.exe/Stg/05-19.htm
Упражнение 5. Используя данные таблицы 5 определите:
– темпы роста численности населения России с 1990 по 2010 г.;
– изменение удельного веса городского и сельского населения в численности населения РФ в 2010 г. по сравнению с 1990, 1996, 2001, 2005, 2008 годами;
– какой процент в численности населения РФ составляет трудоспособное население в 1990, 2001 и 2008 гг.
На основе произведённых расчетов сделайте выводы.
Таблица 5 – Основные демографические показатели (тыс. человек)
Источник: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_13/IssWWW.exe/Stg/d1/04-01.htm
Упражнение 6. Опираясь на данные таблицы 6 рассчитайте удельный вес различных стран в численности населения мира. Проанализируйте динамику этого показателя с 2000 по 2009 гг. в различных странах и сделайте соответствующие выводы.
Таблица 6 – Среднегодовая численность населения (миллионов человек)
Источник: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_39/IssWWW.exe/Stg/02-01.htm
Упражнение 7. Используя данные таблицы 7 определите:
– процент изменения общей численности занятых в экономике России в 2010 году по сравнению с 2009 годом;
– удельный вес мужчин и женщин в численности занятых в экономике России в 2010 и 2009 гг.;
– изменение удельного веса городских и сельских жителей России в общей численности занятого населения в 2010 г. по сравнению с 2009 г.
Таблица 7 – Занятые в экономике России (млн. человек)
Источник: http://www.gks.ru/bgd/reg1/b10_39/1sswww.exe/stg/03-06.htm
Упражнение 8. По данным таблицы 8 рассчитайте уровень безработицы (в % от занятых) в ведущих странах мира в 1998 и 2008 гг. Сравните полученные результаты и сделайте соответствующие выводы.
Таблица 8 – Занятость экономически активного населения некоторых стран (тыс. чел.)
Источник: http://www.gks.ru/bgd/reg1/b10_39/1sswww.exe/stg/03-06.htm
Упражнение 9. По данным таблицы 9 рассчитайте (в %) и выявите тенденции изменения численности безработных и уровня безработицы для Японии, США, Великобритании, Китая и России за период.
Таблица 9 – Основные показатели занятости населения в различных странах мира
Источник: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_39/IssWWW.exe/Stg/03-01.htm
Упражнение 10. На основе данных таблицы 10 рассчитайте процент изменения удельного веса занятых в экономике в общей численности экономически активного населения США в 2010 и 2009 гг. по сравнению с 2008 годом.
Таблица 10 – Занятые в экономике США
Источник: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_39/Main.htm
Упражнение 11. Проанализируйте данные таблицы 11 и рассчитайте:
– уровень безработицы в различных странах мира;
– удельный вес мужчин и женщин в общей численности безработных в странах;
– общее численность населения России, США, Германии, Японии, Китая, Италии, Турции.
Таблица 11 – Численность экономически активного населения и безработных
Источник: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_39/IssWWW.exe/Stg/03-01.htm
Упражнение 12. Опираясь на данные таблицы 12 рассчитайте темпы роста ВВП стран и определите наиболее благоприятный период развития для каждой страны.
Таблица 12 – Валовой внутренний продукт (в текущих ценах; миллиардов единиц национальной валюты)
Источник: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_39/IssWWW.exe/Stg/04-01.htm
Тема 2. Природные ресурсы
Природные ресурсы и их роль в мировой экономике. Абсолютная и относительная ограниченность минерально-сырьевых и энергетических ресурсов в различных странах и регионах. Экономический рост и потребление минеральных ресурсов. Лесные ресурсы и природные ресурсы для сельского хозяйства, их значение в мировой экономике. Специфика стран и регионов в обладании и использовании этих ресурсов.
Для самостоятельной работы предлагаются следующие типовые задания по определению обеспеченности основными ресурсами.
Упражнение 1. Опираясь на данные таблицы 1 определите (на примере стран ОПЕК, США, России и др. стран и регионов):
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Мировая экономика"
Книги похожие на "Мировая экономика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ольга Будиловская - Мировая экономика"
Отзывы читателей о книге "Мировая экономика", комментарии и мнения людей о произведении.