Игорь Беляев - Русская философия
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Русская философия"
Описание и краткое содержание "Русская философия" читать бесплатно онлайн.
Терминологический словарь содержит материал, составляющий основу складывавшегося веками понятийно-терминологического аппарата самобытной русской философии.
БЛАЖЕНСТВО – отсутствие страданий, когда поступки и действия человека уже не есть средство для достижения какой-либо цели, а являются сами себе целью; путь к нему лежит через самовоспитание человека, осознание им самоценности жизни, преодоление страха смерти, однако в реальном, эмпирическом бытии человека оно всегда оказывается недостижимым идеалом.
БОГ – абсолютное начало, первопричина физического и нравственного мира; трансцендентная по отношению к миру сущность, которая открывается в религиозном опыте как живое личное существо, исполненное бесконечной любви к миру (Н. О. Лосский); абсолютная полнота бытия и предельное совершенство, воплощение Добра, Красоты, Истины, Свободы, Бессмертия – вечных и безусловных ценностей; высочайшее имя, с которым соединяются все чистые и светлые упования человечества; вера в Бога переживается как благодать, откровение.
БОГОИСКАТЕЛЬСТВО – религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции, возникшее накануне революции 1905-1907 гг.; его основной идеей является примирение религиозного сознания и разума, изменение, совершенствование человеческой жизни на основе обновленного христианства.
БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО – религиозно-философское и идеологическое течение, возникшее в русской социал-демократии после революции 1905-1907 гг.; его основной идеей является создание, «творческое строительство» новых сверхиндивидуальных объектов религиозного «поклонения» и преобразования одновременно, в качестве которых могли выступать «природа-космос», «труд», «техника», «коллектив», «творчество» и т.д.
БОГОЧЕЛОВЕК – Иисус Христос, истинный Бог, предвечно рожденный Сын Божий, одно из лиц (ипостасей) Святой Троицы, Триединого Бога.
БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО – понятие о единстве в Иисусе Христе двух природ – истинно божественной и истинно человеческой; распространение христианской нравственности на все сферы общественных отношений (В. С. Соловьев);
БОРЬБА ЗА НЕВОЗМОЖНОЕ (в философии Л. И. Шестова) – содержание истинной («библейской» или «экзистенциальной») философии.
БРАТСТВО (в философии Н. Ф. Федорова) – состояние общества, ведущее к прочному миру и нравственному бытию; объединение всех людей на основе общего дела.
БЫТИЕ (в философии всеединства В. С. Соловьева) – проявление сущего (если сущее – вещь, то Б. – совокупность свойств вещи); обнаруживается трояким образом: как воля (в сфере практической деятельности), как представление (в сфере познания) и как чувство (в сфере творчества).
ВДОХНОВЕНИЕ – источник и начало творчества; как бы выводит человека из мира естественных связей, поднимает его в запредельные сферы, без чего невозможна «никакая объективная деятельность и никакое объективное познание» (В. С. Соловьев); переживается как экстаз, как действие высших, идеальных сил, открывающих и озаряющих путь к умосозерцательному познанию; сопровождает кульминацию творческого акта, концентрируя в себе весь долгий и сложный путь подготовки к нему (вынашивание замысла, поиска основополагающих идей); для человека-творца выступает символом вечности, знаком, подтверждающим непреходящую социокультурную важность его деятельности.
ВЕРА – важнейший феномен внутреннего, духовного мира человека, непосредственное принятие сознанием тех или иных норм и ценностей жизни как безусловно истинных; основывается на авторитете, на внутреннем чувстве (интуиции), на уважении к чужому опыту и традиции.
ВЕЩЬ – отдельное тело или предмет, не имеющий цели в самом себе, а служащий лишь средством для чего-то другого, в том числе всякое неразумное существо, так как лишь «разумная природа существует как цель сама по себе» (В. С. Соловьев); носитель (субстрат) присущих ей свойств и отношений; «вещь в себе» – предмет, существующий вне отношений к познающему субъекту, «вещь для нас» – тот же предмет, каким он является в нашем познании.
ВЛАСТЬ – дееспособная законность (В. С. Соловьев); в мире межличностных и межгрупповых отношений осуществляет себя как подчинение (насильственное либо добровольное), как примат воли одних людей над волей других.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
1
Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. Т. 1. – С. 13.
2
Лосев А. Ф. Русская философия // Введенский А. И., Лосев А. Ф., Радлов Э. Л., Шпет Г. Г. Очерки истории русской философии / Сост., вступ. ст., примеч. Б. В. Емельянова, К. Н. Любутина. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. – С. 67.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русская философия"
Книги похожие на "Русская философия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игорь Беляев - Русская философия"
Отзывы читателей о книге "Русская философия", комментарии и мнения людей о произведении.