» » » » Андрей Медушевский - История русской социологии


Авторские права

Андрей Медушевский - История русской социологии

Здесь можно купить и скачать "Андрей Медушевский - История русской социологии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Медушевский - История русской социологии
Рейтинг:
Название:
История русской социологии
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-4475-5176-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История русской социологии"

Описание и краткое содержание "История русской социологии" читать бесплатно онлайн.



В книге рассматриваются этапы развития русской социологии XIX – начала XX в., показаны ее роль в общественной борьбе и влияние на мировую науку. Основное внимание уделяется ведущим течениям социологической мысли и таким ее, наиболее ярким представителям, как Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, С.А. Муромцев, М.М. Ковалевский, Н.П. Павлов-Сильванский, П.Н. Милюков, Л.И. Петражицкий, Н.И. Кареев, Питирим Сорокин и др. Работа написана на основе изучения всего творческого наследия этих и других мыслителей России, новых архивных источников и современных западных публикаций.






В сравнении с западным феодализмом историк выявляет специфику социально-экономических отношений на Руси, что само по себе интересно и предвосхищает в какой-то мере исследования ПавловаСильванского по этой проблеме. Однако, четко сформулировав проблему, Градовский в то же время решает ее в русле общей концепции государственной школы, исходившей при этом из противопоставления России и Европы. К числу интересных поворотов этой темы принадлежат положения об особом отношении государственной власти к земле: согласно его концепции, земля была достаточно подчинена государственной власти, никто не оспаривал ее верховных прав. Жалованные грамоты, по мнению ученого. Не могли создать в России феодального права. Он считает поэтому, что верховная власть России не должна была бороться против местных привилегий, основанных на факте частной собственности. Поэтому интерес Градовского обращается преимущественно к вопросам закрепощения крестьянского сословия, с одной стороны, и ограничения земельных прав собственников (прежде всего помещиков) – с другой. Иначе говоря, специфику русского исторического процесса по сравнению с Западом и особенности различных этапов русской истории Градовский связывает с реальными и значимыми, а по существу, действительно решающими социальными отношениями собственности и положением сословий. В связи с этим представляет интерес обращение ученого к более специальным вопросам, в частности – проблеме поместной системы и политике государства в отношении сословий.

Рассматривая сословный строй России и прежде всего положение служилого класса, Градовский в качестве одной из основных проблем постоянно имеет в виду отношения земельной собственности. Особенно его интересует (и вполне обоснованно) условный характер землевладения, его не свободность, установленная государством. Природа условного поместного владения рассматривается как существенная отличительная черта, определяющая всю систему управления Московского государства. Оседлость дворянства, не выработавшаяся под влиянием свободной формы собственности (как это было на Западе), достигается Московским правительством с помощью поместной системы. «Вопрос о поместьях, – пишет Градовский, – до такой степени характеризует положение служилого класса в Московском государстве, так выражает значение службы, способы и устройство администрации, что изучение его становится совершенною необходимостью для каждого, кто хочет познакомиться с управлением Московского государства»78. Условный характер земельного владения представляется ему своего рода отклонением от норм «каждого цивилизованного государства» и противоречащим тем формам, которые были известны на Западе и имели там объективную экономическую основу.

В соответствии с этим подходом преимущественное внимание Градовский обращает на правовой статус поместного владения, ограничивавшего права владельца – служилого человека. Поместное владение не могло быть наследственным, в принципе оно должно было возвращаться в казну независимо от наличия наследников владельца, хотя, с другой стороны, обеспечение преемственности службы делало целесообразным передачу этого владения по наследству. С этой же точки зрения Градовский рассматривает правовой статус вотчины, попытки ограничения прав, распоряжения которой со стороны правительства также объяснялись стремлением использовать их в интересах службы. Таким образом, процесс слияния правового статуса поместья и вотчины ученым объясняется весьма своеобразно – заинтересованностью государства в обеспечении служилых функций владельцев обеих указанных категорий, как помещиков, так и вотчинников.

Исходя из анализа правовых норм Уложения 1649 г., он отмечает, что вотчина, ранее являвшаяся частным владением, постепенно была приурочена к интересам службы. Противоречивый и переходный характер данного этапа развития сословного строя и форм землевладения находит, с точки зрения историка, свое наиболее последовательное выражение в самом Уложении, в котором зафиксированы разнородные, и даже противоречивые нормы, развитие которых в тот момент еще не завершилось. Как известно, во второй половине XVII в. процесс правового сближения статуса поместья и вотчины стал быстро развиваться, найдя свое окончательное завершение к началу XVIII в. Анализируя направленность этого процесса, Градовский считает, что тот факт, что поместья и вотчины были поставлены почти в одной и то же положение по отношению к государству, отвечал его главной цели – подчинению землевладения интересам службы, прежде всего военной. В связи с этим обращается внимание на различные смешанные формы землевладения, когда начáла вотчинного права распространяются на поместную систему и, наоборот, начáла поместного владения проникают в вотчину. Сближение поместья с вотчиной рассматривается главным образом с точки зрения того, как этот процесс влияет на усиление служилых обязанностей вотчинников. С этой же точки зрения интерпретируется статус Государева двора, а также московского дворянства. Его представители безвыездно находятся в столице, и из их среды в случае необходимости набираются руководящие кадры центральной и местной администрации и войска.

Общая концепция сословного строя России у Градовского явилась логическим завершением и развитием взглядов государственников предшествующего периода. Им была взята за основу и теория закрепощения и раскрепощения сословий государством в интересах сбора налогов и организации войска. В соответствии с этим в центре внимания историка находился вопрос о социальной природе сословий в России, а также проблема крепостного права. В отличие от сословий на Западе, как полгал вслед за Чичериным Градовский, русские сословия представляли собой не результат органического развития, а результат политики правительства, направленной на обеспечение тяглых функций населения. Из этой потребности обеспечить выполнение государственных податей и повинностей, с одной стороны, и службы – с другой, возникло, согласно концепции Градовского, крепостное право. Поскольку для государственной школы проблема крепостного права вообще являлась главным вопросом времени, каждый крупный представитель этого научного направления стремился обосновать свою точку зрения. Соловьев, Чичерин, Кавелин исходили при этом из зависимости закрепощения крестьянства главным образом от географических условий: в крепостном праве видели средство предотвратить безудержный процесс рассредоточения населения, собрать его воедино и подчинить интересам служилого государства. Градовский, принимая в целом эту концепцию, вносит в нее существенное дополнение. Он видит в крепостном праве инструмент, средство предотвращения обезземеливания крестьянства. Согласно его концепции, процесс обезземеливания крестьянства был в XVI–XVII вв. в полном разгаре и вел в перспективе к превращению крестьян в холопов. Процесс этот носил объективный характер (поскольку земли представляли все бóльшую ценность для владельцев) и не мог поэтому быть остановлен законодательными мерами. Такие попытки предпринимались в Судебниках, однако «что может сделать законодательство, когда все условия экономической жизни противятся ему?». Единственной возможной мерой для предотвращения окончательного обезземеливания крестьян в этих условиях являлось, согласно Градовскому, прикрепление их к земле. Данное решение он считает исторически оправданным и единственно возможным: это «сохранило по крайней мере человеческую личность, сделало крестьян частью земли, но не домашней вещью владельца, и эта мера, несмотря на все ее грустные стороны, дала впоследствии возможность освободить крестьян с землею, которую они столько столетий обливали своим пóтом и слезами»79.

В вопросе об общине и ее роли Градовский, несмотря на то, что одно время находился под определенным влиянием славянофильства, стоит в основном на позициях государственной школы. Признавая древность общины, он рассматривает ее эволюцию как постепенно превращение в инструмент государства, средство обеспечения тяглых функций крестьянства. При этом, отмечает он, черные общины постепенно исчезали в центре государства и оставались только на его окраинах, в тех местах, где государственная власть не успела еще проникнуть во все сферы общественной жизни. По мнению Градовского, различие типов общин несущественно, качественное различие шло по другому признаку – между свободными и несвободными крестьянами.

По этим основным направлениям проводится сопоставление России с Западом. Ключевая проблема феодализма раскрывается Градовским как диалектика раздробленности и централизации. Запад, полагает он, начинает сосредоточение общественных сил по отдельным областям, основу которых составляют феодальные землевладения. Падение феодализма и всех сословных различий явилось там средством объединения государства, а централизация была продуктом революции, уничтожившей экономические и сословные основания провинциальной самостоятельности. В России, напротив, сословия явились продуктом государственной деятельности по обеспечению служилых функций населения. В свою очередь, централизация явилась результатом закрепления сословий государством.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История русской социологии"

Книги похожие на "История русской социологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Медушевский

Андрей Медушевский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Медушевский - История русской социологии"

Отзывы читателей о книге "История русской социологии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.