Степан Карпенков - Концепции современного естествознания
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Концепции современного естествознания"
Описание и краткое содержание "Концепции современного естествознания" читать бесплатно онлайн.
Учебник написан в соответствии с государственными образовательными стандартами. В нем изложены вопросы естественно-научного познания окружающего мира, фундаментальные концепции, принципы и законы природы, рассмотрены актуальные проблемы современного естествознания, связанные с изучением природных процессов и свойств веществ на молекулярном уровне, отражены естественно-научные аспекты энергетики, экологии и освещены важнейшие достижения естествознания, лежащие в основе современных наукоемких технологий. Предназначен для студентов высших учебных заведений. Может быть интересен и полезен широкому кругу читателей.
Современные естественно-научные работы по расшифровке генома человека, опыты по клонированию животных никак не объясняют происхождение генетического кода. Впрочем, возможно, как и Лаплас, ученые-естествоиспытатели не нуждаются в гипотезе о существовании Бога для описания функционирования генетического кода и даже его понимания, хотя при этом без Создателя они не могут объяснить, как и откуда он взялся.
Входя в XXI в., мы обязаны помнить, что современное естествознание выросло на трудах гениальных ученых-естествоиспытателей: Кеплера, Паскаля, Ньютона, Коперника, Галилея, Ломоносова, Менделеева, Эйнштейна, Планка, Фарадея, Максвелла, Дарвина, Линнея, Пастера, Пирогова, Королева и многих других, чья вера в Бога подвигала их на глубокое познание окружающего мира. Так, немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571–1630), открывший законы движения планет, восклицал: «О, велик Господь наш и велико его могущество, и мудрости его нет границ. И ты, душа моя, пой славу Господу твоему во всю твою жизнь». Французский математик и физик Блез Паскаль (1623–1662) был не просто верующим, но и одним из величайших религиозных мыслителей Европы. Он сказал: «Все противоречия, которые более всего, по-видимому, хотят удалить меня от позиции религии, более всего и привели меня к ней». Английский математик и физик Исаак Ньютон (1643–1727), открывший фундаментальные законы механики и приблизивший человечество к тайне мироздания, был верующим человеком и занимался богословием. Когда он произносил имя Божие, то всякий раз благоговейно вставал и снимал шляпу. Первый российский ученый-естествоиспытатель М.В. Ломоносов (1711–1765) утверждал: «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величие, в другой – Свою волю. Первая – видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, видя огромность, красоту и стройность Его созданий, признал Божественное всемогущество… Вторая книга – Священное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению». «Я верю в Бога как в Личность и по совести моей могу сказать, что ни одной минуты моей жизни я не был атеистом», – эти слова принадлежат Альберту Эйнштейну (1879–1955). Немецкий физик-теоретик Макс Планк (1858–1947), один из основоположников квантовой теории, лауреат Нобелевской премии, писал: «Куда бы мы ни обращали наши взоры, каким бы ни был предмет нашего наблюдения, мы нигде не находим противоречия между наукой и религией. Мы, скорее, констатируем их абсолютную гармонию в основных пунктах, особенно в области естествознания. Как религия, так и наука, в конечном результате, ищут истину и приходят к исповеданию Бога». Когда известный естествоиспытатель Уоллес в очередной раз посетил Дарвина, то ему пришлось подождать приема, так как сын его сказал: «Теперь мой отец молится». Французский ученый Луи Пастер (1822– 1895), основатель микробиологии, говорил: «Я мыслил и изучал, потому и стал верующим».
В наше время для некоторых людей по-прежнему основным аргументом в рассуждениях остается другая вера – вера в творческую силу разума. То, что в этом случае речь идет о вере, а не о научно обоснованном понимании явлений, известный ученый Л.Х. Мэтьюз в предисловии к книге Дарвина «Происхождение видов» в 1971 г. сформулировал так: «Вера в эволюцию в точности соответствует вере в божественное сотворение мира – обе являются убеждениями, в верности которых верующие не сомневаются, хотя и не могут привести доказательства своей правоты».
Такая точка зрения не противоречит мировоззрению Дарвина, который был верующим человеком и много лет служил церковным старостой в своем приходе. Когда его спросили, где начало цепи развития животного мира и где первое его звено, он ответил: «Оно приковано к Престолу Всевышнего». Его учитель, геолог Чарлз Лайель (1797– 1875), писал: «При всяком исследовании мы открываем яснейшие доказательства предусмотрительности, силы и мудрости творческого разума Бога». Шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707–1778) свою книгу о растениях закончил словами: «Воистину есть Бог, великий, вечный, без Которого ничто не может существовать».
При ответе на сложнейший вопрос о вечной жизни могут быть разные подходы, один из которых французский математик, физик и философ Блез Паскаль изложил следующим образом. Существуют две возможности: либо предсказания Библии по поводу жизни после смерти верны, либо они ошибочны. Следовательно, в соответствии с верой или неверием в предсказания Библии можно разделить всех людей на две группы. Если вечной жизни нет, то в проигрыше оказываются те, кто верил в нее. Они живут с неоправданной надеждой на вечный мир, в то время как правыми оказываются неверующие, и они лучше распоряжаются своей жизнью в этом мире. Если же, напротив, предсказания Библии о вечной жизни верны, то вера в нее оказывается поддержкой в самых безнадежных ситуациях и тем самым оказывается полезной уже в течение этой жизни, к чему добавляются неизмеримые преимущества в вечности. Ошибка неверующего ведет при этом к значительно более тяжелым последствиям, чем ошибка верующего. Неверно прожитая в этом мире жизнь ведет к вечным потерям. Библия описывает вечность для обеих групп так: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие – на вечное поругание и посрамление».
«Общежитие, пробуждая или ускоряя действие разума сонного, медленного в людях диких, рассеянных, но большей части уединенных, рождает не только законы и правление, но самую Веру, столь естественную для человека, столь необходимую для гражданских обществ, что мы ни в мире, ни в Истории не находим народа, совершенно лишенного понятия о Божестве», – так оценивал истоки и необходимость для человека религии Н.М. Карамзин.
В современном естественно-научном познании все чаще ученый сталкивается с ситуацией, когда поиск истины оказывается тесно связанным с нравственными проблемами. «Цель науки и главный долг ученого – поиск истины, поэтому православный взгляд на проблемы науки и техники заключается, в частности, в том, чтобы отвергнуть многочисленные попытки поставить науку на службу не истине, не потребностям гармоничного устроения жизни, а частным, корыстным интересам, в первую очередь господства и наживы», – так в одном из своих выступлений Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (1929 – 2008) охарактеризовал долг истинного ученого.
Иными словами, основным ориентиром деятельности ученого-естествоиспытателя да и любого другого человека должны быть те нравственные нормы и принципы, которые вырабатывались и проверялись жизнью в течение веков. Главные же из них – это заповеди, сформулированные еще в древние времена в Нагорной проповеди. Думается, сегодня по-прежнему актуально мудрое напоминание Серафима Саровского о необходимости избегать рассеяния ума, но пробуждать у людей голос совести, сердечное сокрушение и желание перемен к лучшему. He менее актуальны слова А. Эйнштейна (1879–1955): «Наука без религии хрома, а религия без науки слепа». Научные знания не могут уничтожить веру и заменить ее, но и вера не в состоянии заменить науку.
В последнее время, особенно в России и странах бывшего СССР, для науки и религии чрезвычайно важно общее поле для совместной борьбы с магией, колдовством, сектантством, религиозным экстремизмом, которые приводят к разным антигуманным проявлениям, гибели людей и терроризму.
В результате анализа развития различных отраслей современной науки и ее взаимосвязи с религией экс-президент Российской академии наук академик Ю.С. Осипов в одном из своих выступлений сделал обобщающий вывод: «В настоящее время в отношениях религии и науки набирают силу процессы явного сближения. Если в начале Нового времени, в эпоху Просвещения наука стремилась обрести полную автономию от религии и вытеснить ее с позиций мировоззренческого и духовного центра культуры, то теперь происходит их сближение и взаимодействие в формировании ценностей культуры, ориентированной на человека».
Контрольные вопросы1. Что является предметом изучения концепций современного естествознания?
2. В чем заключается концептуальный подход в изучении современного естествознания?
3. Охарактеризуйте кратко историю развития знаний о природе.
4. В чем заключаются особенности отечественного образования?
5. Что означает устойчивое развитие с естественно-научной точки зрения?
6. Какова роль естествознания в формировании профессиональных знаний?
7. Приведите цифры, характеризующие техногенное влияние на живую природу.
8. Чем обусловливается необходимость пересмотра всей системы знаний о природе?
9. Какова роль фундаментальной базы образования и в чем она состоит?
10. Для чего нужны естественно-научные знания будущим специалистам гуманитарного и социально-экономического профиля?
11. Охарактеризуйте историю преобразований приложения знаний.
12. Какова роль естественно-научных знаний в решении проблем управления?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Концепции современного естествознания"
Книги похожие на "Концепции современного естествознания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Степан Карпенков - Концепции современного естествознания"
Отзывы читателей о книге "Концепции современного естествознания", комментарии и мнения людей о произведении.