Владислав Масяж - История костела и польской диаспоры в Тобольске 1838-1922 гг

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "История костела и польской диаспоры в Тобольске 1838-1922 гг"
Описание и краткое содержание "История костела и польской диаспоры в Тобольске 1838-1922 гг" читать бесплатно онлайн.
Настоящее издание посвящено истории польской диаспоры в Тобольске – от первых упоминаний о появлении поляков в Сибири в конце XVI века до середины 20-х годов XX века. Используя архивные материалы, автор восстанавливает историю создания римско-католического прихода в Сибири. Книга адресована широкому кругу читателей.
Упоминаемая Юзефа Жонжевская, шляхтянка с Волыни, член СЛП, лично знала Ш. Конарского. Она была сослана в 1839 г. на «вечное поселение» в Тару, что было заменено по ее просьбе на Березово. В 1840 г. перевелась в Тару, где вышла замуж за доктора медицины Игнацы Вакулинского, который отрабатывал там правительственную стипендию. Среди упомянутых ссыльных полек к оригинальным относилась Паулина Вильчопольская, помещица с Волыни, сосланная в 1839 г. в Тару на вечное поселение. Она ехала в Сибирь тарантасом с горничной, «волынской крестьянкой». По дороге она догнала этап Ю. Ручинского. В Тобольске она посетила A. Павшу. В 1841 г. получила разрешение на перевод в Тамбов, а после возвращения домой занималась организацией помощи для ссыльных и агитировала на отправку в Сибирь «польских невест» для спасения польских ссыльных от денационализации.66
Трагической фигурой среди этих порабощенных поляков был подполковник Северин Кшижановский (1787-1839 гг.). Он происходил с Украины, участвовал во всех Наполеоновских кампаниях, с 1821 г. член патриотического союза и ближайший доверенный сотрудник B. Лукащинского. Заключен в 1828 г. в Петропавловскую крепость в С-Петербурге. В 1830 году сослан на поселение в Березово, где начал сильно болеть. Благодаря стараниям земляков он был переведен в 1832 г. в Ишим, а в 1838 г. в Тобольск под врачебную опеку, так как у него уже появились симптомы помешательства. Незадолго перед смертью в 1839 г. его посетила Эва Фелинская, едущая на поселение в Березово. Кшижановский умер 1 июля 1839 г. в Тобольске, а 4 июля в его похоронах участвовали все ссыльные, товарищи по горькой доле.67
Подобная, хотя и другая трагическая судьба постигла Готарда Собанского, деверя Ружи Собанской, графини Лубенской (1799-1880 гг.), называемой за несение помощи ссыльным «Ружой (Розой) Сибири». Собанский, помещик с Подола, был губернским секретарем и камер-юнкером Двора. За переписку с арестованным братом Людвиком, мужем Ружи, был заключен в 1827 г. в Петропавловскую крепость. Освободившись, принял участие в ноябрьском восстании, за что был осужден на пять лет крепости в Казани, а с 1835 г. на поселение в Ялуторовск Тобольской губернии, где благодаря стараниям матери жил в собственном доме и где в 1841 г. был убит своим слугой в грабительских целях.68
Яркой личностью Тобольской колонии был упомянутый уже Игнацы Цейзик (1779-1857 гг.), скульптор, сосланный как фальшивомонетчик. Жил в Тобольске постоянно с 1828 г. Женился на россиянке, с которой имел двух сыновей, в Тобольске открыл собственную мастерскую, где изготавливал из глины тарелки, вазы, статуи (монументы), курительные трубки, портреты, барельефы, которые пользовались огромным спросом, принося ему значительные доходы. Он изготовил также по заказу жителей глиняные подносы, подаренные наследнику престола Александру во время его визита в Тобольск. В 1839 г. его посетила Эва Фелинская. В 1846 г. он был снова наказан за изготовление фальшивых денег и сослан в Забайкалье. Умер он в Иркутске. Петрашкевич забрал коллекцию его терракотовых работ и привез ее во Вильно. Некоторые работы Цейзика находятся в настоящее время в музеях Тобольска, Иркутска, Читы и Эрмитажа.69
В тобольской ссыльной колонии 30-х годов, наряду с богатыми земляками, имеющими поддержку с родины, были и люди бедные, жившие скромно, бравшиеся за разные занятия и использующие разные возможности заработать. Очень позитивно характеризовал это положение вещей Волицкий, описывая, что «нигде поляки, даже на родине, не были так сильно братским узлом сплочены, как в Сибири. Был это настоящий коммунизм в наиболее чистом и наиболее честном значении. Все было общим, каждый с сердечным наслаждением делился с другими всем, что имел, себялюбцев совершенно не было».70
С конца 30-х до конца 50-х годов в эту ссыльную колонию поляков, которая еще осталась в Тобольске и губернии, без перерыва пребывали новые ссыльные. Чаще всего после отбытия наказания, прежде всего каторги, направлялись они на поселение в сельскую местность, а также в города и селения. Разумеется, как и их предшественники, все они были под постоянным надзором полиции. Несмотря на то, что все могли найти себе работу или отыскать средства существования, всякими способами старались получить разрешение на перевод в окружные (волостные) города или в самый Тобольск.
Одни ссыльные уезжали на родину или в более далекие места ссылки, а новые постоянно прибывали в Тобольск. И так, вплоть до 1914 г., продолжалась эта ссыльная польская эстафета, прерываемая меньшими или большими, как в 1856 г., амнистиями.
Идущий на каторгу в Восточную Сибирь Ю. Ручинский перед пасхой в 1839 г. находился со своей партией в Тобольской тюрьме. Переход из Киева, продолжавшийся 20 дней, он совершил в тяжелых кандалах. Только в Тобольске были одеты ему легкие кандалы, более «подходящие для далекого пешего пути». Собрано было там в просторных грязных помещениях несколько десятков польских ссыльных, которых по решению «Приказа» формировали в партии для дальнейшего пути. Были это в основном «конарщики». Ручинский вспоминает, что были там с Волыни: братья Леопольд и ксендз Нарциз Яжина, Маурыцы Кищель, Теофиль Чапский, Фортунат Грабовский, сосед и приятель Ручиньского; Филип и Кароль Олизар, Валеры Жонжевский, Петр Цырына, Вацлав Ожешко, Вольфганг Щепковский, Адольф Рошковский, Мариан Подхороденский, Леопольд Немировский, Валеры Коссаковский, Войчех Уминский. С Подола были: Иоахим Лещневич, Яцек Голынский, Юлиан Сабинский, Людвик Янишкевский, ксендз Кароль Хаас, ксендз каноник Юлиан Зелинский, ксендз Тыбурцы Павловский. Из Литвы были Наполеон Новицкий, филарет, коллега Т. Зана и А. Мицкевича; Ежи Брынк, Томаш Мрозовский.71 Из этой группы только Грабовский и Жонжевский остались в Тобольской губернии. Остальные пошли дальше в Восточную Сибирь и Забайкалье пешим этапом.
Ручинский вспоминал далее, что кроме них в Тобольске было в то время много польских изгнанников, однако власти не позволили посетить вновь прибывших. Посетили их только два поляка – чиновники по особым поручениям генерал-губернатора Западной Сибири князя Петра Д. Горчакова: Михаил Кузьминский и Альфонс Поклевский-Кожелл (1809-1890 гг.), один из известнейших и богатейших поляков Сибири, сибирский предприниматель, много сделавший для развития промышленности и водного транспорта на больших сибирских реках. Он происходил из шляхетской польской семьи Витебской губернии. Учился в Коллегии Пийяров в Полоцке и в университете в Вильно. Карьеру чиновника начал в С. – Петербурге в ведомстве государственного контроля, продолжил в Астраханской Казначейской Избе, а в 1834 г. получил должность в канцелярии Томского Губернаторского Общего Управления. Во время пребывания в Томске он внес своими капиталами вклад в строительство дома приходского священника и хозяйственных построек для первого католического костела Западной Сибири Святой Матери Божьей Ружаньцовой. В 1838 г. по личной просьбе его принял на службу генерал-губернатор Горчаков в качестве чиновника по особым поручениям, а в 1839 г. направил его в качестве асессора (заседателя) в Тобольскую Казначейскую Избу. Энергичный и одаренный чиновник, выделяющийся среди сверстников и покровительствуемый Горчаковым, занимаясь контролем винокуренной продукции в короткое время стал большим предпринимателем в этой отрасли промышленности. С середины 40-х годов он арендовал казенное винокурение в Успенске и Екатерининском, где в основном работали сосланные на тяжелые работы, а в их массе было довольно много поляков. Он присоединил эти винокуренные заводы к своему собственному в Падуне, где имел свою главную резиденцию.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
1
3. Лех. Парафия Тобольская. – «Пшеглонд Повшехны», 1992 г., № 7-8, с. 140-144; Брат Януарий (Я.К.). Как далеко до Тобольска. – «Жрудло» (источник), 1996, № 11, с 8-9; М. Поляки в Тобольске. – «Вести», 1997, № 43, с. 6; X. Медзинский. Между Тобольском, Краковом и Савоем. – «Журнал Техничесикий», 1997, № 27, с. 10-14; Кс. С. Колер. Восстановление костела польских ссыльных в Тобольске, в Сибири. Там же, с. 15-18; С. Черский. Некоторые технические замечания относительно восстановления римско- католического костела в Тобольске. Там же, с. 19-20; М. Суда. Польское корни в Сибири. Там же, с. 21-24; К. Флага. Вклад Краковской Политехники в дело реставрации костела польских ссыльных в Тобольске в Сибири. Пор.: Участие работников Краковской Политехники в жизни католического костела под понтификатом Яна Павла И. – Краков, 1998, с. 101-106.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История костела и польской диаспоры в Тобольске 1838-1922 гг"
Книги похожие на "История костела и польской диаспоры в Тобольске 1838-1922 гг" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владислав Масяж - История костела и польской диаспоры в Тобольске 1838-1922 гг"
Отзывы читателей о книге "История костела и польской диаспоры в Тобольске 1838-1922 гг", комментарии и мнения людей о произведении.