Владимир Гельфельд - Неутомительные прогулки по волшебному городу классики. Выпуск 4
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Неутомительные прогулки по волшебному городу классики. Выпуск 4"
Описание и краткое содержание "Неутомительные прогулки по волшебному городу классики. Выпуск 4" читать бесплатно онлайн.
Книга содержит основополагающие тезисы развития музыкальной культуры от начала новой эры до наших дней, рекомендации по выбору компакт-дисков, рецензии на роктему, а также полное либретто "Тангейзера" (новый, эксклюзивный перевод).
Владимир Гельфельд
Неутомительные прогулки по волшебному городу классики. Выпуск 4
Основополагающие тезисы развития музыкальной культуры от начала новой эры до наших дней (продолжение)
Говоря об этническом африканском колорите, нельзя пройти стороной мимо творчества Девью Редмана и Клиффода Торнтона. Корневой, черный, правильный джаз. И талантливый, очень талантливый. Одной из вершин афроавангарда является диск Торнтона «Ketchaoua» («Кечаова»). К лучшим альбомам Редмана причислю «Look For The Black Star» и «Tarik».
Далее скажу еще несколько слов о наиболее заметных джазовых музыкантах ХХ века.
Арчи Шепп (Archie Shepp):
один из величайших джазовых музыкантов. Но слишком много, непростительно много (для музыканта столь высокой степени дарования) эклектики. Зачем этот примитивный и никчемный блюз «I Should Care» после блистательной первой композиции на диске «Coral Rock»? К чему было разбавлять великолепные первую и четвертую композиции на диске «Mama Too Tight» посредственными облегченными вставками в виде второй и третьей композиций? Какая в том идея? Не уловил. Но в те минуты, когда великий музыкант проникается духом Африки, его музыка завораживает. Сказанное справедливо для таких альбомов, как «Yasmina, A Black Woman», «Pitchin Can». Отмечу блистательный альбом мастера «The Magic Of Ju-Ju», а также альбом «Kwanzaa», пронизанные искрометной иронией и великим духом свободной прогрессивной джазовой мысли.
Дэвид Мюррей (David Murray):
уникальная одаренность сыграла с Мюрреем злую шутку: позволила музыканту одинаково успешно работать во всех музыкальных направлениях: от авангарда и прогрессивного джаза до би-бопа и мейнстрима, и Мюррей разметал, распылил свой блестящий талант по всему джазовому пространству. Такая расточительность для истинного мастера недопустима. Также необходимо отметить, что отсутствие в его музыке подлинного, корневого африканского устоя не позволило сформироваться тому художественному стержню, вокруг которого выстраивается весь творческий процесс. С задатками гения, а гениального так ничего и не сделал.
Лучшее в дискографии Мюррея:
Sweet Lovely (Black Saint)
3D Family (Hat Hut)
Фэроу Сандерс (Pharoah Sanders):
этнический аромат, прогрессивное мышление и… эклектика, опять сплошная эклектика. Музыканта так и тянет в приглаженную, экскурсионную Африку. Помыслит Сандерс прогрессивно (а вся прогрессивность Сандерса заключается в имитации звуков дикой саванны) минут десять и обязательно скатится к облегченным ритмам и простеньким мотивчикам. Фэроу Сандерс вместе с такими культовыми музыкантами-джазистами, как Сан Ра и Алиса Колтрейн, дал начало удивительному направлению в искусстве джаза, которое я назову этнопопавангард. Похоже на авангард, но приглядишься – ан нет, эстрада. Из работ Сандерса выделю диск «Elevation», записанный на фирме «Impulse!» в 1973 году.
Далее Орнет Коулмен и Эрик Долфи:
их музыка оторвана от корней. Чем больше свинга, тем меньше Африки. Долфи и Коулмен об этом не думали. А если бы и думали – толку мало. Чтобы играть этнический африканский джаз нужен талант особого свойства, у Коулмена и Долфи такого нет. Но музыканты, безусловно, великие.
У Эрика Долфи выделю следующие работы:
Out There (New Jazz, 1960)
Out To Lunch! (Blue Note, 1964)
Last Date (EmArcy, live 1964)
У Орнета Коулмена интересно послушать диски, записанные на фирме «Atlantic»:
Change Of The Century (Atlantic, 1959)
Free Jazz (Atlantic, 1960)
Twins (Atlantic, 1961)
Энтони Брекстон:
один из самых известных и радикальных джазовых авангардистов. Целый улей идей, много созидания и новизны. Иногда удачно, иногда не очень. Что в плюсе? Несомненный талант и смелость. Что в минусе? В ряде поздних сочинений Брекстон полностью теряет джазовую симптоматику, уходит в чистый классический авангард, ну а тут с Кагелем и Фельдманом ему соперничать трудно…
И в заключении хочу назвать имя Марзета Уоттса, замечательного черного музыканта, записавшего два выдающихся диска: «Марзет Уоттс и компания» и «Ансамбль Марзета Уоттса». Африки они касаются мало, но по уровню таланта приближаются к лучшим работам на ниве джазового авангарда.
ПодытожуИтак, XX век. Эмоциональный тупик классического искусства. Но он не мог длиться вечно.. Непреложное свойство кризиса – он должен закончиться. Либо разрешиться в коллапс. Но коллапс в искусстве – предвестник апокалипсиса, и видимо – еще не время. Одну из ветвей выхода из кризиса, как я уже отмечал, составил этнический афроамериканский авангардный джаз. Но эта ветвь второстепенная, пусть и важная. Главный путь выхода из тупика и душевного застоя проложил rock'n'roll. Открытая, задорная, искренняя, откровенная, порою слишком откровенная, местами колючая и жесткая, а местами нежная и лиричная рок-музыка, рок культура наполнила умирающее музыкальное пространство соком жизни. Наполнила музыку живой, подлинной эмоцией. Мальчики, любите природу и девочек. Как это верно! Как замечательно!
Рок-музыка – суть слияние британского бит-бума и корневого американского блюза. У британских рок-групп – крен в бит-бум, а у американских – в блюз и буги. Но из всех составляющих рока, блюзовая компонента оказалась самой устойчивой, поэтому в симбиозе британского бит-бума с корневым блюзом – блюз мог перевесить не только в творчестве американских групп и музыкантов (что вполне естественно), таких, к примеру, как Canned Heat, Captain Beefheart, Bob Dylan, Jimi Hendrix, но и в творчестве британских исполнителей: Cream, Led Zeppelin, Rolling Stones среднего периода… и так далее. Впрочем, могло произойти и обратное, то есть в музыке американских групп мог доминировать бит-бум, и творчество группы The Byrds и «гаражный рок» тому подтверждение.
Итак, основные направления рок-музыки:
British Beat-boom:
британский бит-бум зародился в начале 60-х годов в Англии и произошел от музыки skiffle. Музыка скиффл основана на корневых британских фолк-куплетах. Скифф играли в молодости многие британские рокеры. Существует видеозапись, где четырнадцатилетний Джимми Пейдж с товарищами по школе, будучи приглашенными на какое-то там, не помню, телевизионное шоу, увлеченно и задорно играют скиффл. Эта запись наглядно показывает суть музыкального языка скиффл, специфику стиля, многое становится понятным. Рекомендую. Безусловно, бит-бум не только скиффл, он впитал элементы фокстрота и регтайма. Однако не слишком существенно впитал, это во-первых, а во-вторых – фокстрот и регтайм, в конечном счете, сами родом из скиффл. Так что будет верным сказать: бит-бум корнями в скиффл.
Групп, игравших музыку в стиле beat-boom очень много. С их полным списком можно ознакомиться на сайте «the british beat-boom 1963-1966».
Из наиболее значимых коллективов назову:
The Beatles
The Kinks
The Monkees
The Zombies
The Actions
The Hollies
The Rolling Stones (ранний, кроме первых двух дисков)
Pacific rock:
английская рок-музыка семидесятых. Это направление активно развивается после вудстокского фестиваля. Идеи, мода, культура хиппи начинают европейскую экспансию. Идеи духовной свободы, идеи пацифизма – суть европейского разлива, они переплетаются с идеями свободы общественной, то есть свободы от общества и его морали, и сексуальной свободы – разлива североамериканского. Pacific рок – смешение бит-бума и блюза в равной пропорции. Как показала жизнь, это неверная пропорция1. Музыка эклектичная, местами довольно интересная и изобретательная, фрагментарно талантливая, но без выраженного художественного стержня. Эти музыканты порой и сами не знают зачем играют и что своей музыкой хотят сказать. Скука, как правило, безнадежная. Начало семидесятых – время стремительного заката рок-культуры. Британской – в первую голову.
К наиболее значимым группам pacific рока отнесу:
Traffic
Velvet Undergraund
Atomic Rooster
Love
Spooky Tooth
Television
…туда же The Moody Blues, Procol Harum, Jethro Tull и так далее, все это музыка суть одного разлива: ни о чем…
… ну и чуть потяжелее, к примеру Cactus и Humble Pie
Так почему из традиционного рока, который суть слияние британского бит-бума и корневого африканского блюза ничего не получилось? Потому что в музыке попытались совместить несовместное: душевный порыв, что давал бит-бум, и духовное просветление, что давал корневой афроамериканский блюз. Но в музыке душевный порыв всегда стоял отдельно от духовного просветления, и совместить их невозможно, или почти невозможно2.
Но часть рок-культуры интуитивно выбрала верный путь: через медитацию и транс к духовному просветлению внутри замкнутой на себе человеческой природы: дух человеческий ничего не получает из вне, он все творит из себя, в себе самом черпая содержание своих представлений /Готфрид Вильгельм Лейбниц, 1646-1716/. В этой музыке весьма завуалированно и во многом нивелировано как британское начало, так и афроамериканское. Речь идет о немецкой музыке, речь идет о краут-роке. Kraut-rock – германское ответвление прогрессивного рока. Групп, игравших краут-рок, достаточно много, но наиболее значимые эти:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Неутомительные прогулки по волшебному городу классики. Выпуск 4"
Книги похожие на "Неутомительные прогулки по волшебному городу классики. Выпуск 4" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Гельфельд - Неутомительные прогулки по волшебному городу классики. Выпуск 4"
Отзывы читателей о книге "Неутомительные прогулки по волшебному городу классики. Выпуск 4", комментарии и мнения людей о произведении.