Владимир Абашев - Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе ХХ века

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе ХХ века"
Описание и краткое содержание "Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе ХХ века" читать бесплатно онлайн.
В книге впервые вводится понятие пермского текста как локальной структурно-семантической категории русской культуры; исследуется его история и функционирование в сознании локального сообщества как важной инстанции в формировании территориальной идентичности. Особое внимание уделено изучению роли литературы в становлении пермского текста. Отдельные главы посвящены творчеству Б. Л. Пастернака, В. В. Каменского и современных поэтов А. Л. Решетова и В. О. Кальпиди.
21
О сакральном аспекте освоения пространства см.: Элиаде М. Космос и история. М., 1987. С. 34–45
22
«Семиосфера – синхронное семиотическое пространство, заполняющее границы культуры и являющееся условием работы отдельных семиотических структур и, одновременно, их порождением» // Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. М., 1996. С. 4.
23
Там же. С. 297
24
Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М., 1990. С. 452,453,455.
25
См.: Грибова Л. С. Пермский звериный стиль: Проблемы семантики. М., 1975. С. 5.
26
Запись беседы с М. П. Архив лаборатории литературного краеведения кафедры русской литературы Пермского университета (далее АЛК).
27
Субботин А. Башня Смерти // Лабиринт: Литературный альманах. № 1. Пермь, 2000. С. 61.
28
Из письма А. П. Чехова А. М. Горькому от 16 октября 1900 г. // Чехов А. П. Полн. собр. соч. М., 1978. Т. 13. C. 427.
29
Дышев В. Восстанавливается «Дом трех сестер» // Пермские новости. 1992. 8 февраля. С. 10. По словам журналиста В. Ф. Гладышева, «существовало столько легенд, что, проходя по городу Перми, он [Чехов]и двел этот домик и <…> предположил, что примерно вот в таком доме и могли проживать сестры. И не случайно. <…> Там жила семья, которая по количественному составу была даже похожа: там тоже было три сестры. Это дало основание связать с этим домом легенду, что именно здесь Чехов и присмотрел своих героинь». (Запись беседы с В. Ф. Гладышевым 13.04.99. АЛК).
30
Кюнтцель В. Три сестры моей бабушки, или несколько писем пермской кузины // Российская провинция. 1995. № 5. С. 140–147
31
Варламов А. Любимовка // Октябрь. 1998.№ 3. С. 112.
32
Королев А. Русские мальчики // Воскресенье. 1993.№ 1. С. 25.
33
Рах А. Сны: Книга стихотворений. Пермь, 1998. Рукопись. АЛК.
34
Небольсин П. И. Заметки на пути из Петербурга в Барнаул // Отечественные записки. 1849. Т. 64. Отд. 8. С. 8.
35
Мельников П.И. Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии в Сибирь. Статья третья (окончание) // Отечественные записки. 1840. Т. IX, № 4. С. 41.
36
Мельников П. И. Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии в Сибирь. Статья третья (окончание) // Там же. 1841. Т. XVIII, № 9. Раздел VII: Смесь. С. 9.
37
Радкевич В. Уральская лирика. Пермь, 1968. С. 7.
38
Беликов Ю. Прости Леонардо! Пермь, 1990. С. 11.
39
Данской Г. Зимний футбол. Пермь, 1997. С. 21.
40
Shama .S Landscape and Memory. YNeorwk, 1996. P. 61.
41
Осоргин М. А. Времена. М., 1989. С. 29,30.
42
Шмурло Е. Ф. Волгой и Камой (путевые впечатления) // Русское богатство. 1889. № 10. С. 109.
43
Там же. С. 110.
44
Там же. С. 114, 115.
45
Котельников В. Окна. Пермь, 1996. С. 51.
46
Радкевич В. Избранное. Пермь, 1977. С. 86–88.
47
Дрожащих В. Небовоскресенье. Пермь, 1992. С. 7.
48
Пермский пресс центр. 1999. № 2. С. 4–5.
49
Попов Е. А. Великопермская и Пермская епархия. Пермь, 1879. С. 71
50
Юность. 1997. № 10. С. 50. См. также: Монарх: Семь самозванцев. Пермь, 1999. «Поразительно: первого Великомученика будущего порфироносного семейства звали Михаил Романов. Последний Великомученик царствующей ветви тоже носил имя Михаила Романова. Первый Михаил Романов приходился дядей зачинателю императорской династии, опять-таки (что за упорное однообразие?) Михаилу Романову (Федоровичу). Борис Годунов, расправлявшийся со всеми возможными соискателями престола, сослал опального боярина на север в прикамское село Ныроб. Боярина заковали в «железа» и посадили на цепь в яму. <…> Пермская вотчина стала в дальнейшем святыней для царской фамилии. На месте невольничей кончины своего сородича Романовы установили часовню <…> Последний Михаил Романов, брат Николая Второго, в пользу которого Государь подписал отречение, был выслан в ту же Пермь и тайно большевиками расстрелян. Таковы дрожжи исторической печали, на которых взошли в Перми поэтические монархисты» (Юность. 1997. № 10. С. 50).
51
Запись беседы с В. И. Наймушиным. АЛК.
52
Калашников Г. В. Мама-Пермь и Компрос. Рукопись. АЛК.
53
Иванов Вяч. Вс. К семиотическому изучению культурной истории большого города // Семиотика пространства и пространство семиотики. Труды по знаковым системам. Вып. ХIХ. Тарту, 1986. С. 7–24.
54
Верхоланцев В. С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Пермь, 1994. С. 28.
55
Запись беседы с Я. М. Львовским 27.02.99. АЛК.
56
Запись беседы с О. Лушниковым 11.08.00. АЛК.
57
Новое литературное обозрение. 1996. № 19. С. 434. Ф. Ф. Вигель останавливался в Перми летом 1805 года. Дословно в его воспоминаниях этот фрагмент звучит следующим образом: «Это было пустое место, которому лет за двадцать перед тем велено быть губернским городом: и оно послушалось, тольк о медленно». См.: Вигель Ф. Ф. Воспоминания. М., 1864. Ч. 2. С. 143.
58
Согласно формуле А. Ф. Лосева, «миф есть развернутое магическое имя» (Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М., 1990. С. 579). Глубокая связь имени собственного и мифологического мышления исследована также в совместной работе Б. А. Успенского и Ю. М. Лотмана «Миф – имя – культура». См.: Успенский Б. А. Избранные труды. М., 1996. Т. 1. С. 433–460.
59
Епифаний Премудрый Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископом // Святитель Стефан Пермский. СПб., 1995. С. 229.
60
Вердеревский Е. А. От Зауралья до Закавказья. Юмористические, сентиментальные и практические письма с дороги. М., 1852. С. 47.
61
Успенский Б. А. История и семиотика // Успенский Б. А. Избранные труды. М., 1996. Т. 1. С. 12.
62
Там же.
63
Характерно появление в текстах о Перми мотива самозванства, присвоения городом чужого имени. Ср. у В. О. Кальпиди: «город , присвоивший кличку Пермь»
64
Дмитриев А. А. Пермская старина. Вып. I: Древности бывшей Перми Великой. Пермь, 1889. С. 5.
65
Обзор см.: Там же. С. 50–54.
66
Святитель Стефан Пермский. СПб., 1995. С. 64
67
В тексте, насыщенном библейской и исторической топонимикой, Пермь существует как равнодостойный член в ряду стран Древнего мира: «Хвалит Римская земля двух апостолов, Петра и Павла; чтит и ублажает Азийская земля Иоанна Богослова, а Египетская – евангелиста Марка, Антиохийская – евангелиста Фому, а Греческая – апостола Андрея, Русская земля – великого Владимира, крестившего ее. <…> Тебя же, о епископ Стефа н, Пермская земля хвалит и чтит как апостола» (Там же. С. 220,221).
68
Об эсхатологических ожиданиях XV века см.: Успенский Б. А. Избранные труды. М., 1996. Т. 1. С. 86,87.
69
Святитель Стефан Пермский. С. 178.
70
Там же. С. 72.
71
Там же. С. 64. «Народным учителем» назвал Стефана Н.М. Карамзин. См.: История государства Российского. М., 1997. Т. 4–6. С. 245.
72
Там же. С. 114, 168.
73
Там же. С. 186
74
Там же. С. 74, 82.
75
Языческие мотивы, развитые Епифанием в его описании Пермской страны, оказались очень важными в дальнейшей истории «пермского текста». Апелляции к Епифанию мы найдем во всех исследованиях, посвященных, например, такому культурному феномену, как «пермский звериный стиль»(См., например: Грибова Л .С. Пермский звериный стиль. Проблемы семантики. М., 1975. С. 96, 103,105,106,110; Оборин В. А., Чагин Г. Н. Чудские древности Рифея. Пермь, 1988. С. 30). Представление о силе и значении языческих традиций существенно повлияло на интерпретацию пермской христианской деревянной скульптуры. Ее своеобразие нередко связывают со стойкими автохтонными традициями языческого идолопоклонства («Мистика пермяка <…> вызвала к жизни деревянную скульптуру»: этот тезис составил, например, основу концепции первого монографического исследования о пермской деревянной скульптуре. См.: Серебрянников Н. Н. Пермская деревянная скульптура. Пермь, 1928. С. 133.).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе ХХ века"
Книги похожие на "Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе ХХ века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Абашев - Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе ХХ века"
Отзывы читателей о книге "Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе ХХ века", комментарии и мнения людей о произведении.