Светлана Книжникова - Субъекты административного права
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Субъекты административного права"
Описание и краткое содержание "Субъекты административного права" читать бесплатно онлайн.
Учебное пособие «Субъекты административного права» подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В учебном пособии излагаются темы, предусмотренные действующей программой по учебной дисциплине «Административное право». Для студентов вузов, обучающихся по специальностям 030501 (021100) «Юриспруденция», 030505 (023100) «Правоохранительная деятельность», 030502 (250000) «Судебная экспертиза», 050402 (032700), «Юриспруденция учитель права», 521400 (030500) «Юриспруденция (бакалавр)», а также магистрантов, аспирантов и преподавателей юридических вузов.
Сергей Братановский, Милена Братановская, Светлана Книжникова
Субъекты административного права
Тема 1. ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
После изучения данной темы студент должен:
знать
– определение, сущность, структуру основные виды и элементы административно-правового статуса гражданина;
– права и обязанности граждан в сфере государственного управления;
– основные средства и способы защиты прав, свобод и законных интересов граждан;
уметь
– оперировать такими специальными категориями, как «административная правоспособность», «административная дееспособность», «административноправовой статус»;
– отграничить административно-правовой статус гражданина от иных правовых статусов участников правоотношений»;
владеть
– навыками анализа структуры и содержания административно-правового статуса гражданина;
– навыками разрешения административно-правовых конфликтов, участниками которых выступают граждане. Правоотношение является сложным образованием и имеет определенное внутреннее строение. К элементам правоотношения относятся субъекты, их права и обязанности, а также объект правоотношения.
1.1. Понятие субъектов административного права
Правоотношение является сложным образованием и имеет определенное внутреннее строение. К элементам правоотношения относятся субъекты, их права и обязанности, а также объект правоотношения.
Субъектами административного отношения признаются два и более участника, как минимум один из которых выражает публичный (государственный) интерес в правоотношении, т.е. наделен специальной компетенцией в области государственного управления. Это может быть орган исполнительной власти, орган местного самоуправления или организаций, наделенных государственно-властными полномочиями, либо должностное лицо такого органа или организации. Второй стороной в административном правоотношении может быть любое физическое или юридическое лицо, на которое распространяет свое действие норма административного права.
Необходимо отметить, что понятие «субъект управления», «субъект административного права», «субъект административного правоотношения» не тождественны. Субъект административного права определяется нормами права в общем, виде, как некоторая категория лиц, отвечающая требованиям гипотезы нормы (условие признания субъектом), в то время как субъект правоотношения всегда конкретен. Кроме того, субъект права в течение продолжительного времени может вовсе не быть участником административного правоотношения. Таким образом, субъект административного правоотношения – это субъект административного права, вступающий в конкретные правоотношения1.
Субъект государственного управления – это субъект, наделенный определенными властными полномочиями в сфере государственного управления. В условиях правового государства – это всегда субъект административного права, однако не исключается ситуация, в которой управляющий субъект оказывается вне поля действия норм административного права. Например, это может произойти при заключении органом исполнительной власти гражданско-правовой сделки (договоры купли-продажи, поставки и др.).
Важнейшим признаком субъектов административно-правовых отношений является наличие у них материального и процессуального административноправового статуса, т.е. прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности. В данном случае речь идет о таких двух категорий:
а) административная правоспособность. Она означает способность участника (субъекта) административно-правовых отношений иметь установленные в административно-правовых нормах права и обязанности;
б) административная дееспособность – это способность лица приобретать и осуществлять права, исполнять обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные нормативными правовыми актами, а также нести ответственность за нарушение административно-правовых правил.
Объект административного правоотношения – это то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов. К объектам можно отнести предметы материального мира, продукты духовного творчества, личные неимущественные блага, на которые направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов, а также само поведение участников правоотношений и результаты этого поведения.
Содержание административно-правовых отношений составляют права, обязанности, запреты, ограничения субъектов административного права, а также процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения, соблюдения или правовой защиты.
Вместе с тем административно-правовые отношения нельзя понимать так, что будто бы у одной стороны имеется только обязанности, а у другой – только права. Свойственный административно-правовому регулированию метод хотя и предопределяют юридическое властвование одной из сторон управленческих отношений, однако не превращает вторую сторону в качестве их участника, не имеющего соответствующих прав. Например, гражданин, подавший в орган управления жалобу, вправе требовать ее приема и рассмотрения в установленный срок и т.п. Данному праву соответствует обязанность органа управления принять и зарегистрировать жалобу, рассмотреть ее в установленные сроки. Налицо, следовательно, взаимные, корреспондирующие права и обязанности сторон административного правоотношения.
1.2. Основы административно-правового статуса граждан
Административно-правовой статус граждан Российской Федерации составляет важнейшую и органическую часть их общего правового статуса, установленного Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»2 другими законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов.
Содержание административно-правового статуса гражданина составляют:
а) комплекс их прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права;
б) гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами власти.
Административно-правовое положение граждан определяется, прежде всего, объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.
Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом фактическая возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административноправового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Объем и содержание названной правоспособности устанавливается и изменяется при помощи административного права. В основных чертах она закреплена в Конституции Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации изданы многочисленные федеральные акты, а также акты субъектов Российской Федерации, регламентирующие те или иные стороны административно-правового положения граждан в целом и в отдельных сферах общества. Так, права и обязанности граждан в области защиты Отечества детализируются в Федеральном законе от 28 марта 1998 года № 53–ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Конституция Российской Федерации провозглашает равенство прав и обязанностей человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, местожительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также другим обстоятельствам. Запрещаются любые формы ограничения граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
В реальной жизни равноправие даже при самом тщательном его закреплении в Конституции не может исключить особого административно-правового статуса. Сейчас его имеют переселенцы, участники Великой Отечественной войны, инвалиды, Герои Российской Федерации и т.д.
Объем административной правоспособности граждан может изменяться лишь в соответствии с законом. Такое ограничение возможно для отдельных граждан временно и только в случае и в порядке, определенном законодательством (например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которое закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишения специальных прав и другие правоограничения).
Кодексом об административных правонарушениях РФ также устанавливается в исключительном случае временное лишение или ограничение у отдельных граждан некоторых прав за совершение административных проступков. Так, предусматривается возможность лишения гражданина специально предоставленных ему прав управления транспортным средством, права охоты.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Субъекты административного права"
Книги похожие на "Субъекты административного права" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Светлана Книжникова - Субъекты административного права"
Отзывы читателей о книге "Субъекты административного права", комментарии и мнения людей о произведении.