Леонид Харченко - Инновационно-коммерческая деятельность преподавателя современного вуза

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Инновационно-коммерческая деятельность преподавателя современного вуза"
Описание и краткое содержание "Инновационно-коммерческая деятельность преподавателя современного вуза" читать бесплатно онлайн.
В монографии с позиций современных научных представлений, в контексте модернизационных процессов и нового мышления раскрывается сущность, структура, направленность инновационно-коммерческой деятельности преподавателя вуза, а также модель и организационно-педагогические условия подготовки преподавателя к такой деятельности. Целевая группа читателей: студенты, аспиранты, преподаватели и сотрудники вузов, а также руководители, организаторы и исследователи инновационных процессов в российском образовании и науке.
Коллектив авторов под редакцией профессора Ю. В. Шленова создал учебное пособие «Управление инновациями» в трех книгах, где в первой книге разработал «Методику анализа чувствительности предприятия к инновациям». Методика состоит из трех этапов: 1) определение и обработка факторов анализа; 2) анализ внутренних и внешних факторов; 3) определение класса чувствительности предприятия.
По мнению авторов, которое близко к нашему, «чувствительность (восприимчивость) – это способность к быстрому и эффективному освоению новшества, побуждению, созданию и внедрению новаций, восприятию инноваций в целях удовлетворения потребительского спроса» [148, C. 146–190].
Внутренними факторами в этой работе считаются: формы собственности; методы управления; организационная структура предприятия; финансирование; мотивация сотрудников. Внешние факторы – состояние и влияние отдельных факторов сферы, влияние сферы в целом. Для каждой отрасли анализируется влияние таких факторов, как: инвестиционная активность в отрасли (зоны капвложений); зоны сырьевых и материально-технических ресурсов; зоны технологий; группы стратегического влияния (конкуренты).
Как видим, здесь используется детальный многоаспектный анализ, основанный на ранжировании многих факторов с выделением внешних и внутренних аспектов. Это несколько отходит от наших поисков методического подхода к оценке в режиме экспресс-анализа, проводимого экспертной группой, когда используется принцип Парето «80/20» (80 % целей анализа достигается с помощью 20 % факторов). Однако, на такие факторы, как «восприятие инноваций», «организационная структура» и «инвестиционная активность» следует обратить внимание в процессе подготовки преподавателя вуза к инновационно-коммерческой деятельности.
Завершая данный раздел книги, раскрывающий сущность факторов, детерминирующих необходимость подготовки преподавателя вуза к инновационнокоммерческой деятельности, мы не претендуем на абсолютную полноту рассмотрения всех факторов. В частности, мы совсем не коснулись рассмотрения факторов, тормозящих развитие инноваций (они будут рассмотрены позже), а их достаточно большое число. Но, поскольку, цель, определяющая содержание раздела – «выделить факторы детерминирующие», мы сосредоточились именно на них. Кроме того, рассмотрение всего комплекса факторов, воздействующих на инновационные процессы в вузе, было использовано нами при разработке образовательных модулей программы повышения квалификации аспирантов и преподавателей.
Подытоживая сказанное, можно заключить, что современное развитие всех сфер жизнедеятельности и субъектов общества, в том числе вузов и преподавателей вузов, происходит путем освоения разнообразных инноваций. При этом инновации вступают, с одной стороны, в противоречие со всем консервативным, направленным на сохранение существующего положения, с другой стороны, – нацелены, в пределах стратегии изменений, на значительное повышение технико-экономической эффективности всех видов деятельности. Поэтому регулирование инновационной деятельности во всех развитых странах мира осуществляется на различных уровнях: государства в целом; отдельного региона; на уровне организации или образовательного учреждения. При этом важнейшими (можно сказать, безпроыгрышными для тех, кто занимается их достижением) целями государственного регулирования инновационной деятельности являются обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства; повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке; улучшение экологической ситуации; укрепление безопасности и обороноспособности.
В условиях становления в нашей стране рыночной экономики эти цели достигаются путем обеспечения в вузах и научных организациях свободы научного творчества, интеграции научной деятельности и образования, правовой охраны интеллектуальной собственности, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки, техники и технологий, всемерного развития международного научного сотрудничества. Важнейшей формой государственной поддержки развития инноваций выступает законодательное регулирование инновационно-коммерческой деятельности, создание благоприятных правовых, управленческих и организационно-педагогических условий для всех субъектов инновационных процессов.
1.2. Факторы, препятствующие развитию инноваций в России
Факторы, препятствующие инновационному развитию науки в стране, возможно, не новы для читательской аудитории, интересующейся инновационными процессами, но они приобретают в настоящее время специфические черты, и их можно подразделить на локальные и общие.
К локальным (внутрисистемным) препятствующим факторам в научно-технической сфере относятся:
– хроническое недофинансирование фундаментальных исследований и работ по содействию научно-техническому прогрессу. Удельный вес такого рода ассигнований в расходах федерального бюджета снизился за последние 13 лет (в постоянных ценах 1991 г.) с 1992 г. по 2004 г. в 2 раза (Россия в цифрах / Статистичекий сборник, 2004);
– низкая заработная плата ученых, так по проведенным в 2004 г. опросам (Прихидько А., Цапенко И., Юревич А.) 71 % ученых относили себя к малообеспеченным социальным слоям, 29 % – к среднеобеспеченным, а к хорошо обеспеченным не относил никто. Не исключено, что данный феномен – это как раз результат того, что научным работникам необходимо постоянно искать различные источники финансирования, дополняющие заработную плату, и поэтому никто не считает себя гарантированно обеспеченным. На фоне в целом небольших доходов ученых происходит;
– усиление стратификации научных кадров по степени доходов. На сегодняшний день разработано несколько типологий «новых русских ученых» (А. Юревич). Обобщая, можно привести следующие характеристики подгрупп лиц с наиболее высокими доходами в сфере науки:
1) ученые-получатели зарубежных грантов и исполнители заказов зарубежных фирм и университетов. Эта группа в настоящее время растет благодаря развитию аутсорсинга, особенно в областях, связанных с компьютерными науками и прикладными направлениями естественных наук;
2) директора научных организаций и менеджеры высшего звена;
3) ученые-предприниматели, занимающиеся помимо научной работы инновационным бизнесом;
4) консультанты и аналитики, вовлеченные в экспертную работу по заказу различных правительственных и политических структур (это относится прежде всего к представителям общественных наук);
5) часть ученых, постоянно включенных в процесс «маятниковой миграции»;
– продолжает происходить «брейн-дрейн» (в вольном переводе «утечка мозгов»). Академик П. Капица в одном из своих выступлений привел такую цифру: миграция в постперестроечный период российских ученых физиков-фундаментальщиков, позволила США сэкономить на их подготовке 5,5 млрд. долларов.
Проблема в настоящее время имеет выраженную специфику, она стала характерным явлением среди молодежного контингента ученых. Исследования, затрагивающие вопросы мобильности и возможного оттока научных кадров за рубеж, которые проводились среди научных сотрудников институтов РАН в 2005 году, подтвердили оценки многих экспертов, согласно которым в настоящее время ориентированы на отъезд за рубеж в основном молодые ученые. Значительной также оказалась доля планирующих отъезд среди младших должностных групп: 15 % среди младших научных сотрудников и 14 % среди аспирантов собирались уехать на работу за рубеж. Молодежная эмиграция стала наиболее интенсивной не из слабых, а сильных институтов, где молодые кадры самые конкурентоспособные.
Кстати сказать, выкристаллизовались направления исследований, специалисты которых наиболее востребованы на Западе. Это – микробиологические, медицинские исследования, компьютерные технологии, химия и физика;
– снижение численности и ухудшение основных качественных характеристик кадрового потенциала науки:
1) общая численность персонала, занятого исследованиями и разработками, сократилось в нашей стране за тот же период 2,3 раза, а в расчете на 10000 занятых в экономике число ученых ежегодно уменьшается на 7 человек;
2) доля исследователей в возрасте 30–49 лет в их общей численности сократилась на 14 %, а возрасте 60 лет и старше – увеличилась на 11 %;
3) удельный вес женщин в общей численности исследователей уменьшился за десять лет на 4,7 %, а в возрасте до 29 лет – на 17 %.
Исследователи отмечают, что наиболее ответственным для будущего российской науки является период 2005-2010 гг., поскольку именно в эти годы ожидается массовое выбытие по возрасту наиболее опытной, высококвалифицированной части работников сферы НИОКР, это может быть разрушительно для отечественной науки (А. Е. Варшавский, В. Л. Макаров).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Инновационно-коммерческая деятельность преподавателя современного вуза"
Книги похожие на "Инновационно-коммерческая деятельность преподавателя современного вуза" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Леонид Харченко - Инновационно-коммерческая деятельность преподавателя современного вуза"
Отзывы читателей о книге "Инновационно-коммерческая деятельность преподавателя современного вуза", комментарии и мнения людей о произведении.