» » » Сергей Патрушев - Политическая наука №3/2011 г. Современная политическая социология


Авторские права

Сергей Патрушев - Политическая наука №3/2011 г. Современная политическая социология

Здесь можно купить и скачать "Сергей Патрушев - Политическая наука №3/2011 г. Современная политическая социология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Периодические издания, издательство научныхизданийАгентствоbd983e80-db63-11e3-8865-0025905a069a, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Патрушев - Политическая наука №3/2011 г. Современная политическая социология
Рейтинг:
Название:
Политическая наука №3/2011 г. Современная политическая социология
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
2011-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Политическая наука №3/2011 г. Современная политическая социология"

Описание и краткое содержание "Политическая наука №3/2011 г. Современная политическая социология" читать бесплатно онлайн.



Анализируется состояние зарубежной и российской политической социологии в 1990–2000-е годы, представляются ведущие отечественные научные центры и проводимые ими исследования. Раскрываются социологические аспекты функционирования государства и власти, общественных и политических движений. Рассматриваются проблемы массового сознания, политического поведения, социальных факторов политического процесса. Особое внимание уделяется взаимосвязи социальных изменений и политических трансформаций.

Предназначено для исследователей-политологов и социологов, преподавателей и студентов вузов.






В этой связи особое значение приобрело изучение факторов, определяющих характер и специфику властных отношений в социальных общностях. В их числе – размер городской общности, сложность социальной структуры и экономической системы, уровень промышленного развития, активность профсоюзов и организованность рабочего класса, наличие крупных собственников, проживающих за пределами городской общности, структура городского управления, политическая культура, а также внешние факторы (влияние структур власти более высоких уровней, национальные особенности). Изначально конфигурации переменных заметно различались, но по мере развития сравнительных исследований они существенно сблизились. Спектр исследований, проведенных в 1960–1970-е годы, был весьма широк – от простого сравнения результатов исследований, проведенных разными авторами, до обобщения результатов исследований в большом количестве городских общностей по единой методике. Хотя результаты обобщений разных авторов во многом не совпадали [Aiken, 1973, p. 437–472; Clark, 1973; 1975, p. 271–295; Gilbert, 1968, p. 139–156; Lineberry, Sharkansky, I978; Walton, 1966, p. 430–438], между этими переменными была выявленa эмпирическая зависимость, на основе которой выстраивались рабочие гипотезы. При этом были предложены классификации факторов по степени их влияния на структуру власти в общностях.

Изменение проблематики исследований было связано в том числе с появлением новых подходов к изучению власти. В марксистских исследованиях в центре внимания оказалась связь городской политики с классовыми отношениями и функционированием центральных экономических, политических и идеологических институтов современного общества. Поэтому в проблематике исследования одно из центральных мест занимал вопрос о степени зависимости местной структуры власти от функционирования капиталистического государства в целом. Другой важной темой стало выявление механизмов воспроизводства и поддержания господства капиталистического класса, обеспечивающего реализацию его основных интересов. По сравнению с другими направлениями в изучении власти, марксисты фокусировались в основном на стратегических выгодах, получаемых правящим классом в результате осуществления городской политики, которая формируется не только в силу преобладания представителей правящего класса на арене принятия решений, но и в результате действия структурных преимуществ, заложенных в социальной системе. Наконец, в повестку марксистских исследований нередко включались вопросы, касающиеся возможностей, движущих сил и перспектив изменения структуры власти, – как на уровне городских общностей, так и в обществе в целом. Роль структурных факторов в механизме власти и возможности противодействия сложившейся системе господства стали предметом специального внимания и исследователей, опиравшихся на так называемые «многомерные концепции власти» (П. Бахрах и М. Барац, М. Кренсон, Дж. Гэвента) [см.: Ледяев, Ледяева, 2008, с. 205–224].

Расширение проблематики исследования проявилось также в том, что сама структура власти в городской общности стала рассматриваться как независимая переменная, влияющая на результаты городской политики. Хотя исследователи и ранее так или иначе касались вопросов, связанных с оценкой результатов деятельности властных структур, основной интерес все же фокусировался на самом характере властных отношений, а не на их последствиях для развития городского сообщества. Почему одни общности успешно достигают поставленных целей, а другие менее успешны? Как характер распределения власти в общности влияет на эффективность городского управления, выбор управленческих приоритетов, характер использования ресурсов, систему предоставления общественных услуг и другие важные аспекты городской жизни? Этим вопросам уделялось все большее внимание в эмпирических исследованиях власти. В сфере внимания оказались направления и программы городского развития, налоговая политика, развитие инфраструктуры, услуг и другая деятельность местной власти [Clark, 1968b, p. 22–23; 1985, p. 437–455]. Изучение результатов и последствий функционирования структуры власти в городских сообществах стало не только важной частью традиционных исследований распределения власти (community power studies), но и одним из основных направлений общего анализа городской политики (urban policy analysis)12. При этом характер изучения связи между властью и результатами городской политики во многом зависел от методологических ориентаций исследователя. Теория элит акцентировала внимание на характеристиках лидеров, их происхождении, социализации и т.д., в плюралистических интерпретациях на переднем плане оказывался анализ ресурсов различных групп, их влияния на осуществление власти.

Рост интереса к данным проблемам был обусловлен прежде всего общим изменением акцентов в изучении городской политики – от преимущественно философского и / или институционального анализа к исследованиям политики как политического курса (policies). Как отметил Дж. Уилсон, «кто правит?» – это интересный и важный вопрос. Однако еще более интересным и важным представляется вопрос «какая разница в том, кто правит?». При этом изучение результатов политической деятельности и последствий принятия тех или иных решений помогает лучше объяснить и саму структуру власти, поскольку оба аспекта тесно взаимосвязаны. Наконец, имели место и прагматические мотивы: исследования власти требуют существенных ресурсов, а те, кто ими обладает и финансирует исследователей, более заинтересованы в изучении практических аспектов и возможных социальных изменений, и их, разумеется, меньше волнуют проблемы демократической теории и методологии социальных наук [Hawley, Wirt, 1974, p. 260].

Данная проблематика получила дальнейшее развитие в современных моделях исследования власти в городских сообществах – теориях «машин роста» и «городских режимов» [см.: Ледяев, 2005, c. 5–23, 2008, с. 32–60]. Расширение проблемного поля исследования власти в значительной мере было связано с использованием более объемного концепта власти. Еще в 1980-е годы основатель теории «городских режимов» К. Стоун предложил расширить концепцию власти, включив в нее некоторые новые аналитические конструкты. Он полагал, что для многих исследователей власть символизировала лишь один из видов отношений, связанных с возможностью одних индивидов и групп осуществлять контроль над другими индивидами и группами. Однако «парадигма социального контроля» упускала из виду некоторые важные проявления феномена власти. Стоун предложил схему, в которой выделяется три измерения власти, имеющие некоторые очевидные сходства с многомерной концепцией власти С. Лукса [Lukes, 1974] и его последователей.

1. Командная власть имеет место в случаях открытого конфликта, где властные отношения асимметричны и один актор явно доминирует над другими. Если акторы находятся в состоянии открытого конфликта, но не имеют достаточных ресурсов для доминирования, то они могут начать торг. В этом измерении власти различие между доминированием и торгом обусловлено степенью асимметрии властных отношений.

2. Интеркурсивная власть связана с формированием коалиций. Акторы с взаимодополняющими типами ресурсов и / или обладающие командной властью в своих сферах вступают в переговоры для выработки условий кооперации. Кооперация позволяет им достичь целей, которых они не могут достичь самостоятельно. «Интеркурсивная власть – это способствующая (enabling) власть – “власть для”; она отличается от доминирующей власти или “власти над”, представленной командной властью» [Stone, 1986, p. 82–83].

3. Экологическая власть представляет собой способность субъекта обеспечить сохранение благоприятных институциональных правил социального взаимодействия. Как отмечает Стоун, это в некотором смысле «амальгама» указанных выше форм власти; она возникает на основе обладания ресурсами и участия в коалиции, т.е. опирается на командную и интеркурсивную власть. Понятие экологической власти выражает возможность «формировать контекст» и «вносить изменения в социальное окружение» [Stone, 1986, p. 84].

Политика, подчеркивает Стоун, – это «нечто большее, чем борьба между господствующими и подчиненными группами» [Stone, 2006, p. 24]. Наряду с необходимостью доминирования над оппонентами, не менее важную роль в политике играет способность добиваться поставленных целей – «власть для» [Stone, 1989, p. 229]. Ее значимость обусловлена сложным характером социальных связей, их высокой вариативностью и изменчивостью. В современном фрагментированном мире «проблема состоит в том, как обеспечить уровень кооперации между частями общности, достаточный для решения задач в отсутствии всеобъемлющей структуры власти и единой идеологии» [Stone, 1989, p. 227]. Отдельные акторы понимают ограниченность своих возможностей, и только вместе с другими акторами они могут реализовать свои цели; при этом роль «власти для» особенно значима для формирования прогрессивных режимов, часто противостоящих акторам с большими экономическими ресурсами. Однако создание и поддержание коалиций и совместной деятельности в нужном направлении часто весьма затруднительно; поэтому в концепции Стоуна способность обеспечить координацию усилий («интеркурсивная власть») выходит на передний план.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Политическая наука №3/2011 г. Современная политическая социология"

Книги похожие на "Политическая наука №3/2011 г. Современная политическая социология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Патрушев

Сергей Патрушев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Патрушев - Политическая наука №3/2011 г. Современная политическая социология"

Отзывы читателей о книге "Политическая наука №3/2011 г. Современная политическая социология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.