В. Владлен - Распознать очевидное. Нетривиальный взгляд на эволюцию. Эссе
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Распознать очевидное. Нетривиальный взгляд на эволюцию. Эссе"
Описание и краткое содержание "Распознать очевидное. Нетривиальный взгляд на эволюцию. Эссе" читать бесплатно онлайн.
Книга “Распознать очевидное” посвящена вопросу выявления и описания существа развития (эволюции) окружающего мира.
Основное назначение книги – познакомить широкую читательскую аудиторию с не совсем традиционным, но наиболее цельным и адекватным на сегодня мировоззрением.
Новое мировоззрение стучится в нашу дверь, оно востребовано. Приходящие на смену нынешнему поколению молодые и пытливые умы задают множество вопросов, на которые ортодоксальные формы общественного сознания не в силах уже отвечать достаточно полно и удовлетворительно.
Хотите знать, как устроен мир, Вселенная – от крохотного червячка до анаконды, от элементарной частицы до Космоса? Хотите знать, что движет всем тем, что нас окружает, включая и нас самих? Прочтите эту книгу.
В.К. Владлен
Распознать очевидное. Нетривиальный взгляд на эволюцию. Эссе
От автора
Эта книга предназначена, в первую очередь, для тех, кто не удовлетворен существующими объяснениями и моделями мироустройства. Она для тех, в ком живет стремление к обладанию “истиной в последней инстанции”; для тех, кто хочет знать и понимать больше того, что могут предложить сегодняшние наука, философия, религия.
Эта книга может быть одинаково интересной и полезной как для физика, так и для социолога, как для космолога, так и для математика, как для биолога, так и для философа. Это – еще один “шажок”, а, точнее, маленький толчок, способствующий дальнейшему освобождению дремлющих в человеке сил и ресурсов, и побуждающий человека к осмысленному движению в будущее …
Здесь нет ни мистики, ни вымысла, ни фантастики, а есть лишь описание того, что существует в реальности – реальности многоуровневой и многомерной.
Книга научит смотреть на мир другими глазами, позволит каждому ощутить и увидеть себя первооткрывателем и созидателем в любой интересующей его области.
Вместо предисловия
Были времена, когда естествознание не делилось на науки. Древние греки, например, воспринимали окружающий мир целиком, и все представления о нем сливались в единую систему взглядов и умозаключений, именуемую философией. Со временем нерасчлененное на фрагменты знание и сопутствующий ему образ мышления стали называть натурфилософией. Если у Вас, уважаемый читатель, нет еще аллергии на эту терминологию, приглашаем приобщиться к некоему подобию натурфилософии и пройтись по переходам от частного к общему и наоборот. Как знать, возможно, в такой среде Вы почувствуете себя свободнее, увереннее и мудрее, чем в современном обиталище теорий и идей, искромсанном частными владениями множества отдельных наук. И, может быть, здесь отыщете для себя тропинку, ведущую к истине кратчайшим путем.
Глава I
Уходя от стереотипного мышления…
Не возникало ли у Вас, уважаемый читатель, когда-либо желания понять – что происходит с Вами, что Вами движет, когда, скажем, готовясь к завтрашнему мероприятию, Вы собираетесь с мыслями и продумываете свои действия, свое поведение, выстраиваете сюжетную линию, пытаетесь предугадать сценарий развития завтрашних событий? Каким образом можно было бы наиболее полно и точно охарактеризовать этот процесс Вашей подготовки?
Попробуем высказать предположение, что в такие моменты Вами движет не что иное, как стремление Вашего “Я”, Вашего внутреннего “содержания” найти соответствующую (наиболее приемлемую для завтрашнего дня) “форму” выражения Ваших содержательных устремлений, которая реализуется затем в виде плана и ясной схемы действий в голове или на бумаге. При этом Вам непременно хочется, чтобы задуманное осуществилось, преследуемая Вами цель была достигнута, и Ваши содержательные притязания обрели в конечном итоге намеченную форму в реальности.
Но даже если Вы не планируете участие в судьбоносных мероприятиях, а просто собираетесь в магазин за покупками – Вы занимаетесь именно тем, о чем только что было сказано – “активизируете”, побуждаете свою форменную оболочку на выполнение действий вдогонку за Вашими внутренними (мыслимыми) устремлениями с тем, чтобы придать этой “активности” обновленную “форму”, т. е. облечь эти мысленные устремления в соответствующую им новую форму.
Миллионы людей ежедневно, “ежемоментно” заняты тем же самым – сознательно и неосознанно вовлечены в процесс и участвуют в погоне своими “формами” за своим же убегающим от них “содержанием” в надежде, в стремлении облечь это “содержание” в надлежащую и приличествующую текущему (или перспективному) моменту новую “форму”. И пусть двигаются эти люди (и механически, и физически, и “психофизиологически”) в разных направлениях, совершают разные поступки, выполняют различные действия (лежа, сидя, стоя, на бегу, перемещаясь в автомобиле или самолете, и т. д.) – суть их стремления, движения, существования одна и та же – укрощение своего неугомонного, непоседливого “содержательного Я” путем облачения его в соответственно новую и более пригодную для этого нового содержания “форму” (как в виде умозрительных схем и планов, так и в виде производственной деятельности и ее продуктов, а также всевозможных внешних механических перемещений, в том числе и целенаправленных движений различных частей и органов человеческого тела).
Для описания подобных человеческих процедур идеально подходит введенный Аристотелем и усовершенствованный Гегелем категориальный аппарат.
Этот аппарат, из которого в данном случае нам понадобятся главным образом понятия “содержание” и “форма”, дает представление о том, в частности, что граница раздела между понятиями “содержание-форма” чрезвычайно подвижна и порой весьма иллюзорна: то, что было там и казалось тогда законченной малосодержательной “формой”, тут и сейчас оказывается уже “формой более содержательной”, которая, продолжая двигаться и развиваться, уже все более и более напоминает свое собственно “развивающееся содержание”. Применительно к использованию категорий “содержание-форма” для описания соответствующих человеческих реакций и процессов, можно видеть, что по ходу своего движения “содержание” меняет “формы” своего развития, перерастая их настолько стремительно, что создается впечатление, будто оно не успевает оформиться и продолжает движение в виде “голого”, неоформленного “собственно-содержания”.
В действительности, как указывают на то творцы категорий, – это иллюзия, поскольку “содержание” не может проявиться и существовать вне “формы”, не может двигаться иначе, чем через “форму”. Просто “формы” становятся иными – более гибкими, более подвижными, более “содержательными”, более объемлющими, более абстрактными и потому менее “ухватываемыми” человеческим сознанием. Не ставя под сомнение справедливость данного утверждения, но, пользуясь приемом предельного перехода, который применяют математики при отыскании пределов функций, можно, на наш взгляд, все-таки увидеть и определить то направление и тот предел, к которому стремится описываемое движение “содержания”:
“конечным пунктом”, “конечной целью” и “назначением”, а также и “смыслом” движения “содержания”, является охват и поглощение им же самим “себя-в-движении”.
Из самого определения видно, что формально такого рода предел может быть установлен, но реально, в принципе, он, безусловно, не достижим.
[Понятно, что о конечной цели или конечном пункте в нашем случае можно говорить весьма условно или метафорически, так как под целью здесь угадывается тенденция или процесс, не имеющий видимого конца].
Далее, попробуем показать, что в основе всех:
А). Человеческих (в том числе социальных) движений, устремлений, побуждений, т. е. движений, изменений на уровне “человеческой и социальной природы”;
Б). Движений, превращений (видов и форм) на уровне “неодушевленной живой природы”;
В). Изменений, движений, превращений на уровне “неживой природы” —
лежит единый по своей сути процесс движения “содержания” через ряд, цепь, последовательность изменяющихся “форм” в направлении поиска, нахождения и выражения его (“содержания”) все более и более содержательной (оптимальной) “формой”. И этот процесс может быть в конечном итоге, в предельном переходе описан следующей концептуальной (понятийной) моделью:
РАЗВИТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В НАПРАВЛЕНИИ ВСЕЦЕЛОГО И ИСЧЕРПЫВАЮЩЕГО ОХВАТА, ПОГЛОЩЕНИЯ, АССИМИЛЯЦИИ, ВЫРАЖЕНИЯ, ПОСТИЖЕНИЯ САМОГО́ ЖЕ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ТАКИМ ОБРАЗОМ СОДЕРЖАНИЯ
Как это можно видеть, приведенная формулировка или модель описывает процедуру циклического рекуррентного типа. Это – концептуальная модель рекуррентного, итеративного процесса, напоминающая решение так называемой итерационной задачи. Известно, что решение подобной задачи представляется возможным лишь в виде разной степени последовательных приближений к окончательной, исчерпывающей его форме.
Означает же эта формулировка примерно следующее: все, что существует и развивается, имеет направлением своего развития и существования охват, поглощение, ассимиляцию, выражение и постижение всего того, что существует и развивается, т. е. себя же существующего и развивающегося. В глобальном измерении и абстрактном выражении реализуется этакая “самонаворачивающаяся” спираль.
Обозначим эту модель (формулировку) символом “@”, для удобства дальнейшего с ней обращения.
1. В качестве интерпретирующего доказательства справедливости данного положения в отношении уровня человеческой и социальной природы (уровень А) возьмем, к примеру, развитие событий, осуществляющееся буквально на наших глазах.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Распознать очевидное. Нетривиальный взгляд на эволюцию. Эссе"
Книги похожие на "Распознать очевидное. Нетривиальный взгляд на эволюцию. Эссе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "В. Владлен - Распознать очевидное. Нетривиальный взгляд на эволюцию. Эссе"
Отзывы читателей о книге "Распознать очевидное. Нетривиальный взгляд на эволюцию. Эссе", комментарии и мнения людей о произведении.