Юрий Алексеев - Экономика предприятия
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Экономика предприятия"
Описание и краткое содержание "Экономика предприятия" читать бесплатно онлайн.
Содержит основные вопросы учебной программы курса «Экономика организаций (предприятий)». Раскрываются экономические основы функционирования предприятия в условиях рынка, ресурсы предприятия и показатели их использования, экономические показатели деятельности предприятия (издержки, финансовые результаты, ценообразование), излагаются вопросы планирования и управления качеством на предприятии.
Отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, а также содержанию Примерной основной образовательной программы подготовки бакалавров по профилю «Экономика предприятий и организаций».
Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению 080100 «Экономика».
Евгений Белый, Юрий Алексеев, Лариса Зимина, Алсу Байгулова
Экономика предприятия: учебное пособие
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области экономики и экономической теории в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр»)
Авторский коллектив:
Е.М. Белый, д-р техн. наук, проф. УлГУ,
Ю.С. Алексеев, канд. экон. наук, доц. УлГУ,
Л.Ю. Зимина, канд. экон. наук, доц. УлГУ,
А.А. Байгулова, канд. экон. наук, доц. УлГУ
Рецензенты:
А.И. Афоничкин, д-р экон. наук, проф. ВуиТ,
М.Н. Кондратьева, д-р, экон. наук, проф. УлГТУ
Глава 1
Предприятие как хозяйствующий субъект
1.1. Понятие и классификация предприятий
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по производству продукции, выполнения работ и оказания услуг. Участниками этой деятельности являются: трудовой коллектив в лице работников и собственник (и), то есть владельцы предприятия.
Часто в хозяйственной практике используются понятия «фирма», «компания» или «организация», которые можно считать тождественными понятию «предприятие».
Предприятие существует в окружающей его экономической среде, взаимодействуя с потребителями, производимой им продукции, с партнерами и конкурентами, с органами государственного управления. Отношения предприятия с другими предприятиями, гражданами и государством регулируются законодательством.
Предприятия различаются между собой по многим характеристикам, по которым и ведется их классификация. Основными признаками классификации предприятий по группам являются: характер собственности, вид экономической деятельности, размер предприятия, основная цель деятельности.
По характеру собственности различают предприятия:
• государственной собственности;
• муниципальной собственности;
• частной собственности;
• собственности общественных организаций;
• иной форме собственности (смешанная собственность, собственность иностранных лиц, лиц без гражданства).
Важнейшей характеристикой фирмы выступает ее отраслевая принадлежность.
Отрасль экономики – это совокупность предприятий производящих однородную продукцию или услуги и выполняющая общую (специфическую) функцию в национальном хозяйстве. Все отрасли экономики объединены в две большие группы: отрасли производящие товары, и отрасли оказывающие услуги. К первой группе относятся промышленность, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли материального производства (издательская деятельность и т. д.). При этом каждая из перечисленных отраслей имеет ещё несколько ступеней деления. Например, промышленность включает более 15-ти укрупнённых отраслей, в том числе: электроэнергетику; топливную промышленность; чёрную и цветную металлургию; химическую и нефтехимическую промышленность; машиностроение и металлообработку; лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность; промышленность строительных материалов; стекольную и фарфорофаянсовую промышленность; лёгкую промышленность; пищевую промышленность и др.
К отраслям, оказывающим услуги, относятся образование, транспорт, связь, торговля, здравоохранение и др.
В зависимости от размеров предприятия делят на малые, средние и крупные. Как правило, малым фирмам во всех странах оказывается государственная поддержка, поэтому принадлежность компании к малому предприятию регламентируется законодательством. В большинстве экономически развитых стран основными параметрами, для отнесения предприятий к категории «малого предприятия», как правило, являются численность персонала, годовой оборот (выручка от реализации), размер совокупных активов.
Не рассматривая правовую сторону вопроса, с некоторой степенью условности обычно считают, что:
• Крупные предприятия – это предприятия с численностью занятых на предприятии более 250 человек; они определяют экономическую и техническую мощь страны.
• Средние предприятия – это предприятия с численностью занятых от 100 до 250 человек;
• Малые предприятия – это предприятия с численность занятых до 100 человек; они образует самую разветвленную сеть предприятий, связанных с массовым потреблением товаров и услуг.
Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Термин «малое предприятие» характеризует лишь размеры фирмы, но не дает представления о характере собственности (малым может быть и частное, и государственное, и другое предприятие).
По основной цели деятельности предприятия подразделяются на:
• коммерческие,
• некоммерческие.
Основной целью коммерческой организации является систематическое получение прибыли, которая может быть распределена между собственниками. Некоммерческая организация не ставит целью извлечение прибыли и не распределяет ее между собственниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и иных целей, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью, только если данная деятельность направлена на достижение целей организации.
В дальнейшем, рассматривая экономику предприятия, мы будем иметь в виду именно коммерческое предприятие, функционирующее в сфере материального производства.
1.2. Жизненный цикл предприятия
Предприятие в процессе функционирования проходит ряд стадий: создание, рост, зрелость, спад.
Первая стадия – создание предприятия и его становление. На этой стадии происходит регистрация предприятия в государственном реестре, выбор стратегии его деятельности, разработка производственной и организационной структуры, подбор персонала, закупка оборудования, сырья, организация производства продукции (услуг) и управления предприятием.
На стадии роста и расширения деятельности предприятия происходит позиционирование его продукции на рынке, поиск лучших партнеров, завоевание своей доли на рынке, обеспечение рентабельной работы предприятия.
Стадия зрелости или оптимального функционирования характеризуется успешной высокоэффективной работой предприятия на основе отработанной технологии и организации производства, прогрессивных форм и методов управления предприятием, активной маркетинговой деятельности. Если предприятие способно к изменениям, гибко реагирует на динамику внешней среды, быстро адаптируется к потребностям рынка, оно может долгие годы успешно функционировать.
Если же предприятие своевременно не реагирует на требования различных стадий жизненного цикла, то дело будет неуклонно приближаться к следующим стадиям – спаду деловой активности. Поэтому руководители предприятия должны обращать внимание на любые изменения в функционировании самого предприятия и в окружающей среде, которые могут быть первыми сигналами о надвигающейся беде.
Если спад продолжается, то потребуется оздоровить экономику предприятия путем реорганизации (реструктуризации, санации) предприятия. В этом случае разрабатывается и осуществляется план выхода из кризисной ситуации, который может включать систему мероприятий по улучшению управления на предприятии, повышению эффективности производства и конкурентоспособности продукции, восстановлению платежеспособности и ликвидности, финансовой устойчивости.
Если эти мероприятия не принесли ожидаемых результатов, проводится процедура банкротства, завершением которой и будет ликвидация предприятия.
Ликвидация предприятия, т. е. прекращение его деятельности, может происходить не только по причине банкротства, но и по решению собственников, либо по решению суда.
1.3. Внутреннее строение предприятия (структура предприятия)
Успешная работа предприятия в значительной степени определяется рациональным сочетанием его различных подразделений, в которых протекают отдельные процессы труда.
Общая структура предприятия представляет собой комплекс производственных подразделений, а также подразделений по управлению предприятием и по обслуживанию его работников. Какой-либо устойчивой и стандартной общей структуры не существует. Она определяется такими факторами как отраслевая принадлежность и размер предприятия, уровень технологии и специализации производства, масштаб деятельности и др. Условно общая структура крупного промышленного предприятия включает в себя:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Экономика предприятия"
Книги похожие на "Экономика предприятия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Алексеев - Экономика предприятия"
Отзывы читателей о книге "Экономика предприятия", комментарии и мнения людей о произведении.