Сергей Бунтовский - История Донбасса. От первых людей до современности
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "История Донбасса. От первых людей до современности"
Описание и краткое содержание "История Донбасса. От первых людей до современности" читать бесплатно онлайн.
В книге в популярной форме изложена история Донбасса, начиная с появления на его территории первых людей и вплоть до современности. Книга написана дончанином и для дончан, но, несомненно, она будет интересна всем любителям истории на постсоветском пространстве. Стоит отметить, что автор является активным участником общественно-политической жизни региона.
Дальше, за этой природной террасой, глаза разбегались на том хаосе, который представляла собою местность, предназначенная для возведения пятой и шестой доменных печей. Казалось, какой-то страшный подземный переворот выбросил наружу эти бесчисленные груды щебня, кирпича разных величин и цветов, песчаных пирамид, гор плитняка, штабелей железа и леса. Все это было нагромождено как будто бы без толку, случайно. Сотни подвод и тысячи людей суетились здесь, точно муравьи на разоренном муравейнике. Белая тонкая и едкая известковая пыль стояла, как туман, в воздухе.
Еще дальше, на самом краю горизонта, около длинного товарного поезда толпились рабочие, разгружавшие его. По наклонным доскам, спущенным из вагонов, непрерывным потоком катились на землю кирпичи; со звоном и дребезгом падало железо; летели в воздухе, изгибаясь и пружинясь на лету, тонкие доски. Одни подводы направлялись к поезду порожняком, другие вереницей возвращались оттуда, нагруженные доверху. Тысячи звуков смешивались здесь в длинный скачущий гул: тонкие, чистые и твердые звуки каменщичьих зубил, звонкие удары клепальщиков, чеканящих заклепы на котлах, тяжелый грохот паровых молотов, могучие вздохи и свист паровых труб и изредка глухие подземные взрывы, заставлявшие дрожать землю.
Это была страшная и захватывающая картина. Человеческий труд кипел здесь, как огромный, сложный и точный механизм. Тысячи людей, инженеров, каменщиков, механиков, плотников, слесарей, землекопов, столяров и кузнецов – собрались сюда с разных концов земли, чтобы, повинуясь железному закону борьбы за существование, отдать свои силы, здоровье, ум и энергию за один только шаг вперед промышленного прогресса».
Основанный Юзом завод стал локомотивом экономики юга России. Благодаря его работе тут возник постоянный спрос на сырье и рабочие руки, что привело к развитию транспортной сети, возникновению новых предприятий и активному заселению региона переселенцами со всей империи. Специалистами Новороссийского общества в 1881 году была начата добыча железной руды Криворожского бассейна, которую на завод доставляли по специально проложенной железной дороге. В Мариуполе расширился порт, ставший наряду с Таганрогом морскими воротами Донбасса. В 1895 году металлургические заводы юга России по объемам выплавки чугуна превзошли уральские заводы, а к концу века предприятия Новороссии выплавляли уже 52% всего чугуна в империи.
Завод Новороссийского общества
Кстати, железная дорога, которую должен был построить Юз, получила название Константиновской, так как начиналась от станции Константиновка Курско-Харьковско-Азовской железной дороги и должна была быть проложена до Мариуполя. Первый участок дороги Константиновка-Ясиноватая-Еленовка был построен быстро, и уже в 1872 году по нему началось движение. Этот путь связал завод с основными магистралями империи и был выгоден Новороссийскому обществу, а вот продлевать дорогу до Мариуполя Юз не торопился, так как этот участок не был особенно нужен для юзовского бизнеса. В результате открытие участка Еленовка-Мариуполь состоялось только спустя десятилетие.
***
В феврале 1888 года Юзовку посетил знаменитый ученый Дмитрий Иванович Менделеев, изучавший возможность использования подземного газа, выбросы которого регулярно происходили в угольных шахтах. По мнению выдающегося химика, должна была существовать возможность прямо под землей превращать уголь в газ, который затем использовать в хозяйстве. Тогда технические возможности не позволили проводить подземную газификацию угольных пластов, но в целом идея ученого оказалась верной, что было доказано на практике в 1933 году на лисичанской станции «Подземгаз». В сталинское время были созданы планы по масштабной подземной газификации угля в Донбассе, но из-за начала войны эти работы были свернуты.
Сам же Менделеев в том году был в нашем регионе несколько раз. Сначала в феврале он посетил рудники в Ясиноватой и Юзовке, взял пробы газа в Макеевском руднике, побывал вблизи станций Харцизск и Гавриловка. В апреле ученый работал в Горловке, Бахмуте, Лисичанске и Луганске. По итогам своей поездки в Донбасс Менделеев написал докладную записку правительству «О мерах по развитию донецкой каменноугольной промышленности» и направил императору Александру III записку «Первейшая надобность русской промышленности», а также издал научно-популярную работу под названием «Сила, покоящаяся на берегах Донца». Ученый доказывал, что Донецкий бассейн обладает гигантским потенциалом, но для его раскрытия необходимо создать, во-первых, современную транспортную систему, а во-вторых – систему профессионального образования, способную готовить нужных для развития региона специалистов.
Разумеется, Менделеев посетил металлургический завод Новороссийского общества и под впечатлением от увиденного по преданию сказал Юзу: «Вы совершили подвиг. Недавняя пустыня ожила. Результат очевиден, успех полный, возможность доказана делом». В 1999 году фраза «Возможность доказана делом» была помещена на герб Донецкой области.
Железнодорожное строительство, помимо рельсов, также нуждалось и в более сложных металлоконструкциях, например, в мостах через реки, которые могли бы выдержать вес поезда. При этом стоимость металлоконструкций для мостов была в разы выше, чем у обычного проката. Поэтому в 1909 году на металлургическом заводе Новороссийского Общества был создан котельно-мостовой цех, способный изготавливать железнодорожные мосты с длиной пролета до 100 метров. После того как все элементы будущего моста были изготовлены, их перевозили к месту строительства и там собирали в единое целое. Так были построены мосты через Днепр возле Черкасс и через Южный Буг на перегоне Бахмач-Одесса. Котельно-мостовой цех просуществовал на заводе до тридцатых годов, а затем был выделен в отдельное предприятие, сегодня известное как Завод металлоконструкций.
Умер Джон Юз 17 июня 1889 года, оставив после себя один из лучших металлургических заводов России, который и после смерти своего создателя продолжал активно развиваться.
В 1918 году новая власть национализировала собственность Новороссийского общества, но, несмотря на это, юридически компания продолжала существовать в Британии. В 1920 году капитал НРО, уже де-факто не принадлежащий обществу, был оценен в 2,4 миллиона фунтов. Владельцы акций долгие годы не оставляли надежду, что советское правительство выплатит им компенсацию за потерянную собственность. Однако надежды оказались тщетными.
Юзовка
Одновременно с постройкой завода Новороссийского общества началось и строительство поселка для металлургов и шахтеров, получившего название Юзовка по имени Джона Юза. С развитием предприятия стремительно росло население поселка. Так, в 1870 году тут проживало всего 164 человека, в 1884 году – 5 494 человека, а в 1897 году – уже 29 тысяч человек.
Вместе с Юзом в Донбасс прибыла солидная команда британских специалистов, которые привезли на новое место своих жен и детей. Так что неудивительно, что в Юзовке возникла английская колония, которая со временем достигла численности почти в две тысячи человек. Для своих соотечественников директор завода выстроил небольшой поселок с уютными домиками, которые местные жители прозвали «Стеклянными домами», так как они имели застекленные веранды, которые казались признаком настоящей роскоши в глазах простых работяг. Рядом была построена англиканская церковь и британская школа45, здание которой сохранилось до сих пор.
фото «стеклянных домов», в которых жили служащие Новороссийского общества
Англичане старались сделать свою жизнь на новом месте комфортной и поэтому создали музыкально-драматический кружок, футбольную команду, а 1900 году – велосипедно-атлетическое общество. Возникло даже отдельное английское кладбище. Английская колония просуществовала вплоть до Первой мировой войны, когда большая часть королевских подданных выехали на туманный Альбион. К 1917 году в Юзовке осталось чуть больше сотни англичан, которые покинули Донбасс лишь после революции. Сегодня только гостиница «Великобритания»46, основанная в 1882 году и до сих пор работающая, напоминает о британской эпохе в истории Донецка.
Английская колония была не единственным обособленным районом в поселке. Юзовка с самого начала состояла из целого ряда районов-поселков, заселенных людьми одного социального статуса. Например, вокруг современной улицы Ткаченко, которая тогда называлась Большой, жили мастеровые металлургического завода, а вот между современны цирком и ул. Кирова располагался поселок Александровка, улицы которого населяли неквалифицированные рабочие. На Ларинке жили специалисты средней квалификации. Тут же располагался рынок, который впоследствии был перенесен на новое место, названное Соловками. В этом названии был своеобразный черный юмор, мол, базар выслали на далекую окраину, как высылали политически неблагонадежных граждан. Между современными улицами Ионова и площадью Ткаченко располагался поселок Масловка, где стояли дома самых квалифицированных рабочих, мастеров и инженеров завода. Совсем недалеко от Масловки была Английская колония. Разрастаясь, Юзовка поглощала соседние имения, хутора и поместья, которые становились новыми районами.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Донбасса. От первых людей до современности"
Книги похожие на "История Донбасса. От первых людей до современности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Бунтовский - История Донбасса. От первых людей до современности"
Отзывы читателей о книге "История Донбасса. От первых людей до современности", комментарии и мнения людей о произведении.