Андрей Голубев - Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь"
Описание и краткое содержание "Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь" читать бесплатно онлайн.
Предлагаемый вашему вниманию энциклопедический словарь «Великая Отечественная Война. 1941–1945» содержит более 10000 статей и иллюстраций, посвященных великому подвигу советского народа и Вооруженных Сил СССР в войне с фашистской Германией и ее сателлитами.
К сожалению, среди огромного количества справочной литературы, выпущенной в нашей стране в последние годы, нет энциклопедического труда о Великой Отечественной войне. Последний раз подобная книга – энциклопедия «Великая Отечественная война» – выходила 30 лет назад, в 1985 году. Восполнить этот прискорбный пробел в преддверии 70-летия Победы смогли Андрей Голубев и Дмитрий Лобанов, подготовившее впервые в истории современной России наиболее полный энциклопедический словарь «Великая Отечественная война. 1941–1945».
Этот капитальный труд содержит информацию о всех наиболее заметных событиях Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. и Советско-японской войны 1945 г., знаменитых советских военачальниках и героях, вооружениях и родах войск, крупнейших войсковых операциях и фронтах, участвовавших в них.
Статьи словаря освещают основные военные действия советских Вооруженных Сил, их организацию и вооружение, военную экономику, внешнюю политику СССР в годы войны, вклад в победу над врагом советской науки и культуры. Широко освещена работа тыла и его единство с фронтом. Помещены биографические справки о руководителях партии и государства, крупнейших советских военачальниках, о героях фронта и тыла, выдающихся деятелей науки и культуры.
Книга создана с учетом новейших исторических исследований и рассчитана как на подготовленного читателя, которому может стать полезным справочным пособием в работе, так и на учащихся и тех, кто интересуется историей нашего Отечества. Она будет востребована в школьных, вузовских и публичных библиотеках и незаменима как пособие по патриотическому воспитанию молодежи.
С 1913 началось строительство второго кольца укреплений (в его проектировании в частности принимал участие Дмитрий Карбышев), которое должно иметь в окружности 45 км; однако до начала войны оно так и не было закончено.
С началом 1-й мировой войны крепость усиленно готовилась к обороне, однако в ночь на 13 августа 1915 в ходе общего отступления была оставлена и частично взорвана русскими войсками. 3 марта 1918 в цитадели, в так называемом «Белом дворце» (бывший монастырь базилиан, затем офицерское собрание) был подписан Брестский мир. Крепость находилась в руках немцев до конца 1918; затем под контролем поляков; в 1920 занята Красной Армией, но вскоре вновь отбита поляками ив 1921 по Рижскому миру отошла к Польше. Использовалась как казармы, военный склад и политическая тюрьма; в 1930-е там были заключены оппозиционные политические деятели.
В ходе 2-й мировой войны в сентябре 1939 на Брест наступал XIX Бронетанковый корпус генерала Гудериана. Гудериан имел целью захватить город, чтобы не допустить отступления на юг и соединения с основными силами польской оперативной группы «Нарев». Немецкие части имели превосходство над защитниками крепости в пехоте в 2 раза, танках – в 4 раза, артиллерии – в 6 раз. Всего с 14 по 17 сентября поляки отбили 7 атак, потеряв при этом до 40 % состава. На рассвете 17 сентября 1939, спустя час после того, как последнее польское подразделение покинуло крепость, ее заняли немцы.
22 сентября 1939 во время совместного импровизированного парада Брест был передан немцами 29-й танковой бригаде Красной армии. Таким образом, Брест и Брестская крепость вошли в состав СССР.
К 22 июня 1941 в крепости дислоцировалось 8 стрелковых батальонов и 1 разведывательный, 1 артиллерийский полк и 2 артиллерийских дивизиона (ПТО и ПВО), некоторые спецподразделения стрелковых полков и подразделения корпусных частей, сборы приписного состава 6-й Орловской и 42-й стрелковой дивизий 28-го стрелкового корпуса 4-й армии, подразделения 17-го Краснознаменного Брестского пограничного отряда, 33-го отдельного инженерного полка, часть 132-го батальона конвойных войск НКВД, штабы частей (штабы дивизий и 28-го стрелкового корпуса располагались в Бресте), всего 7–8 тыс. человек, не считая членов семей (300 семей военнослужащих).
С немецкой стороны штурм крепости был поручен 45-й пехотной дивизии (около 17 тыс. человек), во взаимодействии с частями соседних соединений (31-я пехотной и 34-й пехотных дивизий 12-го армейского корпуса 4-й немецкой армии, а также 2 танковые дивизии 2-й танковой группы. По плану, крепостью следовало овладеть к 12 часам первого дня войны.
22 июня в 3:15 по крепости был открыт ураганный артиллерийский огонь, заставший гарнизон врасплох. В результате были уничтожены склады, водопровод, прервана связь, нанесены крупные потери гарнизону. В 3:45 начался штурм. Неожиданность атаки привела к тому, что единого скоординированного сопротивления гарнизон оказать не смог и был разбит на несколько отдельных очагов. Сильное сопротивление немцы встретили на Тереспольском укреплении, где дело доходило до штыковых атак, и особенно на Кобринском.
К вечеру 24 июня немцы овладели Волынским и Тереспольским укреплением; остатки гарнизона последнего, видя невозможность держаться, ночью переправились в Цитадель. Таким образом, оборона сосредоточилась в Кобринском укреплении и Цитадели. На Кобринском укреплении к этому времени все защитники (около 400 человек, под командованием майора П. Гаврилова) сосредоточились в Восточном форте. Ежедневно защитникам крепости приходилось отбивать 7–8 атак, причем применялись огнеметы; 29–30 июня был предпринят непрерывный двухдневный штурм крепости, в результате которого немцам удалось овладеть штабом Цитадели. В тот же день немцы овладели Восточным фортом. Организованная оборона крепости на этом закончилась; оставались лишь изолированные очаги сопротивления и одиночные бойцы. Одна из надписей в крепости гласит: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20.VII.41 г.». По показаниям свидетелей, стрельба слышалась из крепости до начала августа.
Монумент защитникам Брестской крепости
Впервые об обороне Брестской крепости стало известно из штабного немецкого донесения, захваченного в бумагах разгромленной части в феврале 1942 в районе Кривцово под Орлом при попытке уничтожить болховскую группировку немецких войск. В конце 1940-х в газетах появились первые статьи об обороне Брестской крепости, основанные исключительно на слухах; в 1951 художник П. Кривоногов рисует известную картину «Защитники Брестской крепости». Заслуга восстановления памяти героев крепости во многом принадлежит писателю и историку С. С. Смирнову, а также поддержавшему его инициативу К.М. Симонову. Подвиг героев Брестской крепости был популяризован Смирновым в книге «Брестская крепость» (1957, расширенное издание 1964, Ленинская премия 1965). 8 мая 1965 Брестской крепости присвоено звание крепость-герой. С 1971 является мемориальным комплексом. На территории крепости выстроен ряд монументов в память героям, работает музей обороны Брестской крепости.
БРОНЕАВТОМОБИЛИ, использовались Кр. Арм. в годы ВОВ в основном для связи и разведки. Основные типы Б. Кр. Арм. в годы ВОВ:
Средний бронеавтомобиль БА-101938 г. В 1938 Красная Армия приняла на вооружение средний бронеавтомобиль БА-10, разработанный годом раньше на Ижорском заводе группой конструкторов во главе которых стояли такие известные специалисты как А.А. Липгарт, О.В. Дыбов и В.А. Грачев.
Тяжелый пушечный бронеавтомобиль БА-11. В течение 1936–1937 на ЗИСе полным ходом велись работы по проектированию специального укороченного шасси ЗИС-6К с двигателем увеличенной мощности, опущенным на раме вниз, и дополнительным задним рулем. Полученные конструкторами положительные результаты позволили приступить зимой 1938 к созданию нового тяжелого бронеавтомобиля БА-11. За компоновку отвечал инженер А.С. Айзенберг, шасси занимались конструкторы Д.В. Саломатин, Б.М. Фиттерман, В.Н. Смолин и другие. Одновременно на Ижорском заводе под руководством инженера А.Н. Баранова проектировался достаточно совершенный по тем временам бронекорпус.
Бронеавтомобиль БА-21. В 1939 на Выксунском заводе на базе трехосного грузового автомобиля ГАЗ-21 был создан бронеавтомобиль БА-21. При возросшей за счет усиления бронезащиты боевой массе применение колесной формулы 6x4 обеспечило меньшую удельную нагрузку на грунт и более высокую проходимость, чем у двухосного броневика БА-20, габаритные размеры и конфигурация башни и корпуса новой бронемашины остались практически такими же.
Легкий разведывательный бронеавтомобиль БА-20. В 1936 на базе двухосного легкового автомобиля ГАЗ-М1, выпускавшегося на Горьковском автозаводе с того же года, на Выксунском заводе началось серийное производство бронемашины БА-20, которое продолжалось до самого начала ВОВ. Этот легкий бронеавтомобиль как и его модернизированный вариант БА-20М, стал самой массовой колесной боевой машиной Красной Армии.
Бронеавтомобиль БА-20М. Частичная реконструкция
Легкий разведывательный бронеавтомобиль БА-20М. В 1938 БА-20 был модернизирован. На обновленной машине, получившей обозначение БА-20М, установили пулестойкую башню конической формы, в состав экипажа ввели радиста, обслуживающего усовершенствованную дуплексную рацию со штыревой антенной, был увеличен запас хода. После модернизации боевая масса БА-20М возросла до 2,62 т, что несколько ухудшило его динамические качества и проходимость.
Бронеавтомобиль БА-3. В 1934 на Ижорском заводе под руководством А.Д. Кузьмина была построена новая модель пушечного бронеавтомобиля, базой для которой послужил трехосный бронеавтомобиль БА-И. В июне опытный образец с корпусом из неброневой стали проходил испытания на НИБТ
Полигоне УММ РККА в подмосковной Кубинке. Основываясь на результатах испытаний, комиссия рекомендовала улучшить систему охлаждения двигателя и усилить переднюю подвеску.
Полугусеничный бронеавтомобиль БА-30. В 1937 специалисты НАТИ разработали на базе опытной полугусеничной машины НАТИ-3 полугусеничный бронеавтомобиль БА-30. В том же году была построена небольшая партия этих машин, которые зимой 1940 во время финской кампании использовалась частями РККА в качестве артиллерийского тягача.
Тяжелый пушечный бронеавтомобиль БА-5. Стремление повысить огневую мощь и особенно бронезащиту основных бронеавтомобилей Кр. Армии сдерживалось в 1930-е ограниченной грузоподъемностью и недостаточной надежностью применявшегося трехосного шасси ГАЗ-ААА. Оно и так было перегружено, а его маломощный двигатель практически не поддавался форсированию. С увеличением же толщины брони неизбежно возрастала и масса бронемашины.
Бронеавтомобиль БА-6. К 1935 на ГАЗе был освоен выпуск отечественного трехосного автомобиля ГАЗ-ААА, на базе которого Ижорский завод в сжатые сроки разработал новый броневик БА-6. По корпусу, башне, вооружению, размещению боекомплекта, узлов и агрегатов эта машина принципиально не отличалась от своей предшественницы БА-3.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь"
Книги похожие на "Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Голубев - Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь"
Отзывы читателей о книге "Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь", комментарии и мнения людей о произведении.