Татьяна Рогуленко - Управление инновационным развитием высокотехнологичных корпораций России
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Управление инновационным развитием высокотехнологичных корпораций России"
Описание и краткое содержание "Управление инновационным развитием высокотехнологичных корпораций России" читать бесплатно онлайн.
Представлены теоретико-концептуальные положения инновационного переоснащения факторов воспроизводства высокотехнологичных корпораций России. Предложены практические рекомендации по совершенствованию системы управления инновационными проектами и программами высокотехнологичных корпораций России в условиях глобальной конкуренции. Отдельные разделы посвящены анализу теорий инноваций и концепций инновационного развития. Определены базовые тенденции и на их основе закономерности перехода экономики на инновационный путь развития. Установлены базовые недостатки системы нормативно-правового регулирования инновационных преобразований факторов воспроизводства российской экономики. Разработаны стратегические ориентиры, уточняющие перспективы активизации системы управления инновационными программами в высокотехнологичных компаниях России.
Для научных работников, преподавателей вузов, аспирантов, студентов экономических специальностей, а также специалистов практиков в области стратегического и инновационного менеджмента.
И.В. Никитенко, Т.М. Рогуленко, С.В. Пономарева
Управление инновационным развитием высокотехнологичных корпораций России: монография
Введение
В современном мировом хозяйстве доминирующее положение на рынках товаров, работ, услуг, труда и капитала занимают страны, интенсивно реализующие преимущества инновационной модели развития. Оригинальные идеи предельно персонализированы. Превратиться в совершенную законодательную инициативу эти идеи могут только в процессе совместной работы и творчества заинтересованных сторон. Создать в стране такие условия, чтобы появление инноваций вообще, а технологических особенно, стало неотъемлемым элементом экономики, – главнейшая стратегическая задача любого государства[1].
К сожалению, до настоящего времени российская экономика носит преимущественно сырьевой характер, а процессы, протекающие в последнее десятилетие, привели к утрате значительной части научно-производственного потенциала. В условиях глобальной конкуренции, приоритетной задачей экономического развития Российской Федерации становится отраслевая диверсификация перерабатывающих секторов и модернизация действующих производств, в первую очередь в отраслях шестого технологического уклада. Решение данной задачи напрямую связано с поиском мер повышения научно-производственного потенциала в приоритетных секторах экономики[2]. В числе главных мер следует назвать создание условий для перехода от технической и технологической модернизации к преимущественно инновационному обновлению[3] всех факторов воспроизводственного процесса. В связи с тем, что переход на преимущественно инновационные модели обновления факторов воспроизводства восприимчивы крупные и финансово состоятельные компании, следует обратиться в первую очередь к наколенному ими опыту, оценив который, можно формулировать выводы в отношении распространения данных моделей в структурах средних компаний.
Сложности перехода экономических субъектов России к инновационной модели развития обусловлены не столько отсутствием новейших (инноваторских) проектов, таковые имеются по сведению РСПП, сколько слабостью институциональной поддержки инноваторов со стороны фискальных структур государственной власти и управления. Кроме того, согласно публикациям экспертов[4], «даже к крупных холдингах России нет хорошо структурированных отделов с высокопрофессиональным кадровым составом, способных результативно управлять поиском и внедрением инновационных проектов. Собственные научно-технические наработки специалистов таких отделов не носят системного и комплексного характера, в лучшем случае они применяются для выведения из эксплуатации давно устаревших технологий, узлов, деталей, коммуникаций, систем управления и др.
Инициативы российского правительства по созданию института государственно-частного партнерства для создания инновационных производств и технологий до настоящего времени не легитимированы, а, следовательно, инструменты реального воплощения на практике таких инициатив отсутствуют. 22.06.2012 г. был запущен для обсуждения проект такого закона. В статье первой данного проекта указаны цели такого института – ими являются: достижение задач социально-экономического развития публично-правовых образований, повышение уровня доступности и качества товаров, работ, услуг, предоставление которых вытекает из функций и полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, повышение бюджетной эффективности, привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации путем объединения ресурсов и компетенций публичного и частного партнеров для инвестирования и реализации проектов в различных сферах экономики»[5]. Можно полагать, что максимальная реализация на практике указанных целей действительно способно вывести экономику России и её регионов на новый инновационный уровень при условии создании трех базовых условий: финансирование, технологическое и кадровое обеспечение. Если два первых условий можно сформировать на уже имеющейся платформе (бюджетное и частное финансирование имеют места на практике, равно как и существует для этого технические возможности). А реализация третьего условия, как показывают проведенные нами исследования, наиболее проблематична. Проблему создала разорванность связей производственных, научных и вузовских структур, имеющих отношение к научно-исследовательским и опытно-конструкторским и технолого-внедренческим работам (далее – НИОКР и ОКР). Недостаточно методических материалов по оценке результатов управления проектами и программами инновационного переоснащения факторов воспроизводства. В специальной литературе авторы приводят широко распространенные методики оценки финансово-хозяйственной деятельности компаний в целом.
При всей значительности результатов разработки проблемы перехода российской экономики на инновационной путь развития темпы и уровень такого перехода остаются незначительными. Наличие проблем методологического свойства и нерешенных вопросов практики управления инновационными проектами определяет актуальность исследования. Острая потребность экономических субъектов в организации воспроизводственного цикла на инновационной платформе с использованием системы государственно-частного партнерства и моделей софинансирования инновационных проектов предопределила выбор темы исследования, структуру работы, логику изложения материала, цели и задачи для её реализации.
Целью исследования является развитие теоретико-концептуальных положений инновационного переоснащения факторов воспроизводства высокотехнологичных корпораций России и разработка практических рекомендаций по совершенствованию системы управления инновационными проектами и программами высокотехнологичных корпораций России в условиях глобальной конкуренции.
В соответствии с поставленной целью были определены и решены следующие задачи:
• провести сопоставительный анализ теорий и концепций отечественных и зарубежных ученых, содержащих трактовки понятий «новация», «нововведение», инновация» с целью развить содержание данных понятий и определить сферу их прикладного использования при системном решении проблемы перехода российских компаний на инновационные преобразования факторов воспроизводства;
• выявить базовые тенденции и на их основе определить закономерности перехода экономики на инновационный путь развития, позволяющие установить «слабые» звенья в системе инновационных преобразований факторов воспроизводства и определить возможности их устранения;
• охарактеризовать современное состояние научно-производственной сферы деятельности российских высокотехнологичных компаний, установить и систематизировать факторы, определяющие это состояние;
• выявить недоработки в системе нормативно-правового регулирования инновационных преобразований факторов воспроизводства российской экономики и определить их причины и следствия, способствующие поиску возможностей улучшение элементов данной системы;
• определить содержание и элементы системы управления инновационными программами в высокотехнологических сферах экономики России, установить их взаимосвязи между собой и внешней экономической средой;
• выявить необходимость и раскрыть предпосылки реорганизации сложившейся в ГК «Росатом» системы управления инновационными проектами и программами;
• определить перспективы активизации системы управления инновационными программами в высокотехнологичных компаниях России за счет институализации данного процесса и новых инструментов управления проектами инновационного свойства;
• разработать критерии комплексной оценки результатов управления инновационными проектами, позволяющие определить слабые стороны процесса для уточнения позиций Стратегию дальнейшего развития высокотехнологичных компаний России, а также сформировать конкурентные преимущества корпорации, заключающиеся в выпуске новых инновационных продуктов, снижения ресурсных затрат, роста маржинальной прибыли.
Предмет исследования – научно-производственная деятельность высокотехнологичных корпораций, способствующая выработки и реализации инновационных проектов для повышения конкурентоспособности факторов воспроизводства.
Объектом исследования выбраны организационно-правовые структуры государственной корпорации «Росатом» за период 2010–2015 гг.
Методологической основой исследования послужили фундаментальные теории отечественных и зарубежных ученых в сфере активизации предпринимательской деятельности, конкуренции, инновационных систем и моделей, а также прикладные разработки по ускорению научно-технологического переоснащения российских экономических субъектов в высокотехнологических сферах экономики. Были использованы основополагающие концепции, раскрывающие свойства цикличности и неравномерности современных экономических процессов, Н.Д. Кондратьева и Й. Шумпетера. При разработке базовых положений автор опирался также на результаты исследований С.Ю. Глазьева, В.Е. Дементьева, Б.Н. Кузыка, В.И. Маевского, Г.И. Микерина, Р.Н. Нижегородцева, С.Ю. Румянцевой, Ю.В. Яковца, а также научной школой Государственного университета управления, Центральном экономико-математическом института РАН, Институте экономики РАН и Института экономических стратегий.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Управление инновационным развитием высокотехнологичных корпораций России"
Книги похожие на "Управление инновационным развитием высокотехнологичных корпораций России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Татьяна Рогуленко - Управление инновационным развитием высокотехнологичных корпораций России"
Отзывы читателей о книге "Управление инновационным развитием высокотехнологичных корпораций России", комментарии и мнения людей о произведении.