Олег Бахтияров - Технологии свободы
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Технологии свободы"
Описание и краткое содержание "Технологии свободы" читать бесплатно онлайн.
Книга является продолжением предыдущей работы О. Бахтиярова «Активное сознание». Рассматриваемые в ней практики достижения внутренней свободы и пробуждения свободной воли являются авторскими методиками и разработками коллектива исследователей и сотрудников. Психотехники, описываемые в книге, создают основу «технологии свободы» – уникального пути, ведущего к эффективности в повседневной жизни и увеличению творческого и физического потенциала человека. Книга рассчитана на профессиональных и начинающих исследователей проблематики сознания.
Олег Бахтияров
Технологии свободы
© Бахтияров О. Г., 2015
© ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2015
Предисловие
О Свободе написано столь много текстов, что один лишь их перечень многократно превысил бы объем предлагаемой работы. Как правило, это либо интеллектуальные конструкты, либо превращенные в них данные мистического опыта, выходящего за рамки рационального мышления. Такие конструкты всегда парадоксальны – в обыденном опыте и даже в рафинированном мышлении нет соответствующего слову «Свобода» предмета. Мы можем дать имя этому феномену, но не можем придать этому имени оперативный характер – нет инструкций, «как действовать из Свободы». В Свободе вообще нет инструкций, логики и языка.
Свободу можно пережить, но ее нельзя описать. Язык появляется там, где уже действуют те или иные виды обусловленности (правила, например). Свобода же существует до языка и после языка. Но методы ее достижения есть, и поскольку движение к Свободе в человеческой ситуации начинается в мире обусловленности, то для этих методов есть и язык, и инструкции. Когда эти методы выстраиваются в организованную систему, мы говорим о «технологиях Свободы».
Такое словосочетание несколько режет слух. Звучит не лучше, чем «технологии любви». Но именно это парадоксальное сочетание отражает сущность психонетической работы. Мы знаем, что в нашем сознании есть область Свободы. Значит, мы можем разработать методы достижения этой области. Совокупность методов решения задачи, допускающих их передачу тем, кто владеет соответствующим языком, – это и есть технологии. Технологии, в отличие от науки и философии, направлены не на построение теории или онтологии, а на решение корректно поставленных задач. Сам термин «технологии» не предопределяет методы и идеологию их решения. Методы могут быть связаны со сборкой устройства из различных элементов, управлением поведением широких масс (политтехнологии), образованием и воспитанием (педагогические технологии) и т. д. Технологии состоят из формулировки задачи (результата), методов ее решения (либо развернутых во времени – и тогда прописывается последовательность шагов, – либо единовременных – и тогда прописывается наиболее оптимальное и нужное действие), инструкции по выполнению (или последовательности команд), понятной сообществу людей, которое принадлежит данному технологическому миру.
Человеческое сознание прошло путь от Свободы до Технологий, от Церкви (территории прямого соприкосновения с Истиной) к Культуре (оперирование с высокими смыслами, извлеченными из церковной жизни) и, наконец, к Технологиям – методам решения задач любой природы. Церковь задает цели, Культура – ценности, Технологии – методы.
Можно по-разному понимать этот процесс – и как деградацию Традиции, и как истощение сил по мере продвижения сквозь традиционные формы к Запредельному. Оба понимания равнозначны: мы не описываем «какой процесс идет на самом деле», а выбираем, «делаем» Мир и свой путь в нем таким или иным по своему выбору.
Психонетика не интерпретирует Мир и не задает цели и ценности – психонетика задает методы работы с сознанием. Методы могут быть изложены в виде инструкций, понятных тем, кто знаком с азами психонетических практик. Поэтому это технологии. Но (если отвлечься от попутных прагматических результатов) конечной целью такого рода практик является достижение высшей области нашего сознания – Свободы. Свободы воли. При этом воля понимается как ничем не обусловленная созидающая активность сознания. А вот что делать после достижения этой области – это уже выходит за рамки технологий и становится осознанным фундаментальным выбором.
Психонетика технологична. Это инженерная дисциплина, ее предмет и специфика – не в том, «что есть на самом деле», а в том, как решить поставленную задачу. Но психонетика исходит из вполне определенных оснований, ее методы проистекают из вполне определенной онтологии, и возникла она в контексте вполне определенного проекта. И эти основания, онтология и проект должны быть прояснены. Это не значит, что те, кто пользуется психонетическим инструментарием, должны принимать базовую онтологию и исходный проект. Методы безразличны к фундаментальным целям.
Это хорошо видно на продвинутых этапах психонетических практик. Предельный опыт, с которым сталкивается практикующий, может привести его к иной онтологии и иной метафизической позиции, радикально разнящейся от той, которая служила основой для разработки техник. Выбор метафизической позиции никак не влияет на эффективность используемых методов.
В отличие от предыдущих работ, эта книга посвящена не только техникам, но и тем основаниям, из которых они проистекают. Предполагается, что читатель знаком с материалом, изложенным в предыдущей работе на эту тему – в «Активном сознании».[1] Мы разберем более подробно некоторые технологии использования ресурсов сознания для получения принципиально новых продуктов, рассмотренных ранее (выявление слоев сознания, которые считаются областью бессознательного; активизация сознания; получение опыта не обусловленной никакими факторами волевой активности и ее конструктивного использования; конструирование новых реальностей сознания, выходящих за рамки обычного опыта), а потом (не только потом, но и параллельно) рассмотрим соответствия построенных практик и онтологических тезисов.
В комментариях к «Активному сознанию» я не раз наталкивался на упрек в насыщенности текста специальной терминологией: как выражались некоторые оппоненты, в книге «слишкам многа букав». Но здесь ничего не поделаешь – психонетическая работа требует строгости и потому неизбежно введение новых терминов. Этой судьбы не избежала и предлагаемая работа. В терминологической защищенности есть и своя польза: преодоление терминологических барьеров требует определенной сосредоточенности, а без нее любые попытки использовать текст в качестве инструкции принесут только вред или в лучшем случае разочарование.
Психонетическая практика развивается усилиями ее участников, и я постарался отразить их опыт и их находки в предлагаемой работе. Часть глав и параграфов этой книги написана моими коллегами, участвующими в разработках, ведущихся психонетическим сообществом. Эти главы и параграфы помечены их именами.
Введение
Эту книгу можно рассматривать как продолжение «Активного сознания». Но если «Активное сознание» строилось как движение от методик к онтологии, то «Технологии свободы» предлагают двойственное движение – и от методик к онтологии, и от онтологии, породившей психонетические технологии, к методологии психонетической работы и конкретным методикам как отражению онтологии и методологии. Вопрос о том, что является исходным пунктом работы – эмпирически найденные методики работы с сознанием или базовые онтологические основания, не вполне корректен. Однозначный ответ на него всегда будет односторонним и ложным. На самом деле разработка новых технологий – это всегда многомерный и объемный процесс, идущий отнюдь не по единственной линии. Как правило, все «делается сразу» – эмпирика появляется благодаря онтологии, а онтология поверяется и прорабатывается эмпирикой.
Психонетика располагает достаточно развитым корпусом методов работы с сознанием, и возникает вопрос о его применении. Реальными представляются три аспекта психонетической работы. Технологический аспект психонетики: использование технологий работы с сознанием (консциентальных технологий – К-технологий) для разработки принципиально новых технологических направлений. Социокультурный аспект: использование психонетического подхода, «психонетической идеологии» для конструирования альтернативных социокультурных систем. Личностный аспект: достижение внутренней свободы и необусловленности, т. е. пробуждение свободной воли.
0.1. Формирование принципиально новых технологийОбычно такие технологии называют опережающими или «преждевременными». Они не являются ответом на запросы рынка или текущей культурной ситуации. Для разработки «своевременных» и актуальных технологий обычно уже существуют заделы и вполне определенные подходы, а если их нет, то можно выявить давление «из завтра», понимаемого как продолжение «сегодня». «Завтра» всегда содержится в «сегодня» как «зона ближайшего развития». Психонетика скорее сориентирована на «послезавтра», и ее лозунгом является не от «сегодня к завтра», а от «послезавтра к сегодня». В этой своей устремленности она хорошо соотносится с позицией противопоставления развития того, что есть, творению Иного, – позицией, звучащей в работах В. А. Никитина и Ю. Чудновского[2] и С. А. Дацюка.[3] Психонетика как раз и направлена на создание того, чего еще нет: «пойди туда, не знаю куда, создай то, не знаю что». Свобода – не только в освобождении от обусловленности, но и в создании ранее не существовавшего.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Технологии свободы"
Книги похожие на "Технологии свободы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Олег Бахтияров - Технологии свободы"
Отзывы читателей о книге "Технологии свободы", комментарии и мнения людей о произведении.