Коллектив авторов - Экономическое право Российской Федерации: инновационный проект

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Экономическое право Российской Федерации: инновационный проект"
Описание и краткое содержание "Экономическое право Российской Федерации: инновационный проект" читать бесплатно онлайн.
Монография представляет собой обоснование концепции актуальности, целесообразности и необходимости выведения новой отрасли российского права – экономического права Российской Федерации – с целью признания его в этом качестве официальной доктриной отечественной юридической науки.
Книга ориентирована на широкий круг читателей: депутатов законодательных и руководителей исполнительных органов власти, научных и практических работников, студентов и аспирантов юридических и экономических вузов.
Очевидно, что внешнеэкономическая деятельность является одним из сегментов экономической деятельности любого государства.
Рассматривая экономические общественные отношения в целом (Общие положения), мы обратили внимание на возможность представления следующих классификаций этих отношений по объекту правового регулирования:
1. наиболее укрупненная классификация – это отношения по перераспределению в области финансовых активов и отношения по перераспределению в области нефинансовых активов;
2. более детализированная классификация по рынкам, любого государства:
• перераспределительные отношения на финансовых рынках (на рынке капиталов: акционерного капитала и долгового капитала;на денежном рынке;на рынке производных инструментов;на валютном рынке);
• перераспределительные отношения на нефинансовых рынках товаров, работ, услуг (таких рынков множество и их классификация в нашей стране возможна в соответствии с действующими статистическими кодами: сельское хозяйство, лесоводство, строительство, транспорт, торговля и т. д.).
Так называемая, «мировая архитектура», отражающая взаимосвязь финансовых и нефинансовых рынков государств мира, позволяет представить указанные перераспределительные отношения аналогично в национальном и мировом масштабе (финансовый мировой рынок и нефинансовый мировой рынок товаров, работ, услуг). Участие субъектов (государств, международных организаций, частных лиц) в перераспределительных отношениях на мировых рынках возможно, прежде всего, в рамках внешнеэкономической деятельности (в ее широком и узком значениях). При этом отношения в области внешнеэкономической деятельности, будучи осложнены иностранным элементом, регулируются в масштабах отдельно взятого государства, как правило, как нормами национального законодательства, так и нормами наднационального законодательства.
Отметим, что для оптимизации внешнеэкономического сотрудничества все более актуальной становится повсеместная практика создания различного рода межгосударственных образований и надгосударственных структур (такая тенденция является следствием процесса глобализации). Например, в 1944 году создается Международный банк реконструкции и развития, тогда же было заключено генеральное соглашение по торговле и тарифам, превратившееся позже во Всемирную торговую организацию. В 1945 году решением Бреттон- Вудстокской конференции был создан Международный Валютный Фонд. Немногим позже (в 1948 году) учреждается Организация Европейского Экономического Сотрудничества (позже – Организация экономического сотрудничества и развития) и уже в 1951 году начинается первый этап европейской интеграции, завершившийся впоследствии созданием Европейского союза (ЕС).
В свете последних событий обострения экономико-политической ситуации России со странами западной Европы и США очевидной становится возрастающая роль успешного функционировании Таможенного союза, Единого Экономического Пространства (ЕЭП), ЕврАзЭС и использования европейского опыта в деле построения надгосударственных экономических структур. Действительно «становление Таможенного союза и ЕЭП идет гораздо динамичнее, поскольку учитывает опыт ЕС и других региональных объединений»[43].
История создания Таможенного союза (ТС) и ЕврАзЭС будет рассмотрена в четвертой главе настоящего раздела монографии.
В рамках таких межгосударственных образований получают развитие единые условия предоставления международных кредитов; унифицируются расчетные и валютные отношения; гармонизируются налоговые системы и совершенствуются отношения по совместному противодействию уклонению от уплаты налогов; наблюдается сближение иных финансово-экономических отношений.
Одновременно, с целью нивелирования условий для производителей товаров, работ, услуг, продуктов интеллектуальной собственности стран-членов межгосударственных образований на наднациональном уровне законодательно проводится единая таможенная политика, способствующая достижению максимального единообразия внешнеторговой деятельности на созданном экономическом пространстве.
Таким образом, создаваемые фрагменты наднационального экономического законодательства постепенно складываясь в систему, могут быть рассмотрены в качестве прообраза единой мировой основы правового обеспечения экономической деятельности. При этом по аналогии с системой стандартизации (принятой в отношении различных явлений общественной жизни: время, вес, например), представляется целесообразным в ближайшем будущем развитие системы создания на наднациональном уровне рекомендательных актов, призванных регулировать различные аспекты экономики разных стран (например, международные стандарты аудита, учета и отчетности рекомендательно регулируют сферу обозначенных услуг на международном уровне уже не одно десятилетие). Эта тенденция должна способствовать унификации и гармонизации правового обеспечения экономик различных стран.
Итак, в целом можно, как представляется, констатировать (на основе укрупненной дифференциации экономических рынков), что внешнеэкономическая деятельность (будучи сегментом экономической деятельности), в свою очередь включает в себя:
• внешнеэкономическую финансовую деятельность (экономическая деятельность на внешнем международном финансовом рынке);
• внешнеэкономическую торговую деятельность (внешнеторговая деятельность на международном рынке товаров, работ, услуг, интеллектуальной собственности);
• внешнеэкономическую инвестиционную деятельность, которую можно соотнести как с внешним финансовым, так и нефинансовым рынками.
Действительно, представляется целесообразным обособить инвестиционную деятельность как особый вид экономической деятельности, который может осуществляться как на финансовых рынках (инвестиции в форме финансовых активов), так и на нефинансовых рынках (инвестиции в форме нефинансовых активов: товаров, работ или услуг; интеллектуальной собственности)[44]. В этой связи рынок инвестиций занимает, образно говоря, промежуточное место и может быть условно обособлен.
Общий анализ отдельных характерных экономико-правовых особенностей внешнеэкономической деятельности позволяет утверждать следующее (первый параграф настоящей главы).
Во-первых, в процессе внешнеэкономической деятельности государства, международные организации, юридические и физические лица участвуют в перераспределительных отношениях в масштабах мировых рынков (финансовых и нефинансовых: товаров, работ, услуг).
Во-вторых, отношения в области внешнеэкономической деятельности регулируются как нормами национального законодательства, так и нормами наднационального законодательства.
В-третьих, в Российской Федерации эти отношения урегулированы комплексно:
• прежде всего, нормами конституционного, международного публичного права, международного частного права;
• кроме того, нормами гражданского, финансового, административного, предпринимательского, таможенного (комплексная отрасль, не имеющая официального статуса) и некоторых других отраслей российского права.
В настоящем разделе монографии далее будут последовательно ррассмотрены отдельные аспекты правового регулирования перераспределительных процессов, имеющих место как на финансовых рынках (валютный рынок, рынок долгового капитала: государственный кредит), так и нефинансовых рынках (внешнеторговая деятельность, международная транспортная деятельность, рынок инвестиций), в которых принимает участие Российская Федерация, как суверенное государство.
Особенности правового регулирования внешнеэкономической деятельности. Далее представляется целесообразным сделать акцент на особенностях правового регулирования двух указанных сегментов внешнеэкономической деятельности (внешнеэкономическая финансовая деятельность и внешнеторговая деятельность).
Внешнеэкономическая финансовая деятельность по общему правилу регулируется международным финансовым правом, которое представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения в таких сферах, как валютно-финансовые отношения, расчетные отношения, кредитные отношения, отношения по финансовому обеспечению коммерческих сделок, по совершенствованию валютного рынка, по созданию и деятельности международных валютнокредитных организаций[45]. Отношения в международной финансовой сфере, как правило, регулируются двусторонними соглашениями общего и специального характера (клиринговые соглашения, платежные соглашения, кредитные соглашения). В рассматриваемых отношениях выделяются традиционно межгосударственные отношения (регулируются международным экономическим правом) и отношения между частными субъектами (регулируются национальным правом). В качестве источников международного финансового права вступают такие акты, как Женевские конвенции об унификации права в отношении векселей (1930 г.), чеков (1931 г.).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Экономическое право Российской Федерации: инновационный проект"
Книги похожие на "Экономическое право Российской Федерации: инновационный проект" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Экономическое право Российской Федерации: инновационный проект"
Отзывы читателей о книге "Экономическое право Российской Федерации: инновационный проект", комментарии и мнения людей о произведении.