» » » » Владимир Залесский - Генрих Мореплаватель и судовые журналы, Генрих Шлиман и дневники. Очерк истории дневникового творчества. (Из сборника «Очерки об истории цивилизации и ее деятелях»)


Авторские права

Владимир Залесский - Генрих Мореплаватель и судовые журналы, Генрих Шлиман и дневники. Очерк истории дневникового творчества. (Из сборника «Очерки об истории цивилизации и ее деятелях»)

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Залесский - Генрих Мореплаватель и судовые журналы, Генрих Шлиман и дневники. Очерк истории дневникового творчества. (Из сборника «Очерки об истории цивилизации и ее деятелях»)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Залесский - Генрих Мореплаватель и судовые журналы, Генрих Шлиман и дневники. Очерк истории дневникового творчества. (Из сборника «Очерки об истории цивилизации и ее деятелях»)
Рейтинг:
Название:
Генрих Мореплаватель и судовые журналы, Генрих Шлиман и дневники. Очерк истории дневникового творчества. (Из сборника «Очерки об истории цивилизации и ее деятелях»)
Издательство:
ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Генрих Мореплаватель и судовые журналы, Генрих Шлиман и дневники. Очерк истории дневникового творчества. (Из сборника «Очерки об истории цивилизации и ее деятелях»)"

Описание и краткое содержание "Генрих Мореплаватель и судовые журналы, Генрих Шлиман и дневники. Очерк истории дневникового творчества. (Из сборника «Очерки об истории цивилизации и ее деятелях»)" читать бесплатно онлайн.



Как и когда возникло дневниковое творчество? Какую культурную роль сыграла мореходная школа, основанная в Португалии принцем Генрихом Мореплавателем? Почему Генриха Шлимана можно назвать выдающимся представителем дневникового творчества? Таковы темы очерка.






Генрих Мореплаватель и судовые журналы, Генрих Шлиман и дневники. Очерк истории дневникового творчества

(Из сборника «Очерки об истории цивилизации и ее деятелях»)

Владимир Залесский

© Владимир Залесский, 2016


ISBN 978-5-4483-3568-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Античность и дневниковое творчество

Завершив написание книги «Учебник писательского успеха. Генрих Шлиман, Николай Гоголь, Максим Горький и их уроки» и начав писать книгу о закономерностях интеллектуального успеха на примере Генриха Шлимана, Николы Теслы, Томаса Эдисона (в сопоставлении), я продолжал анализировать систему саморазвития Г. Шлимана, «три кита» этой системы:

(1) заучивание,

(2) написание писем,

(3) ведение дневника.

Генрих Шлиман вел дневники. В этом был смысл, это давало результаты. Но как возникли «дневники», как возникло дневниковое творчество?

11 августа 2016 года заглянул в Википедию, в статью «Дневник», и в Большую Советскую Энциклопедию (1969—1978 гг.), в статьи «Эпистолярная литература» и «Дневник».

Полученная информация меня несколько удивила.

Эпистолярное творчество было широко представлено в античности (В. С. Муравьев называет, в частности, Эпикура и Цицерона, Плиния Младшего, Катона и Сенеку).

Что же касается ведения дневников, то И. Б. Воскресенская излагает следующую мысль: «реальные дневники» «впервые» получили «широкое распространение в Англии 17 века». В числе примеров на первой позиции – «судовой дневник мореплавателя Дж. Кука».

В статье Википедии «Дневник» делается следующее замечание: «Определенное воздействие на практику ведения дневника оказал протестантизм с его навыками рационального управления „душевным хозяйством“ – учетом сделанного, продуманного, перечувствованного за день. (…) Подавляющая часть известных дневников относится к XIX – XX вв. и приходится на Европу».

Какова причина того, что античные авторы – зачастую выдающиеся по уровню культуры люди – не проявили себя в дневниковом творчестве? Да и вообще, верна ли такая точка зрения?

Что же в прошлом?

Флетчер, Пигафетта, Лас Касас, Шпренгер

На память пришел Фрэнсис Флетчер, протестантский священник, который вел «журнал» плавания – дневник в ходе второго (в мировой истории) кругосветного плавания Фрэнсиса Дрейка (годы плавания 1577—1580).

Еще глубже в прошлое: дневник Пигафетты Антонио Франческо, итальянца, участника первой в истории кругосветной экспедиции Магеллана – Эль-Кано (годы кругосветной экспедиции Магеллана 1519—1522).

Еще глубже: дневники Христофора Колумба (годы первой экспедиции 1492—1493). Однако с дневниками Колумба ситуация оказалась не такой уж простой. В тексте «дневников» о Христофоре Колумбе пишется в третьем лице. В размещенных в интернете «дневниках» Колумба указывается автор: Бартоломе де Лас Касас. В Википедии имеется упоминание: «Лас Касас… был редактором опубликованного судового журнала Христофора Колумба». Видимо, на сто процентов нельзя исключать создание Лас Касасом самостоятельного исторического труда, представленного в виде дневника.

Между «дневником» Колумба и дневником Антонио Пигафетты, участника кругосветного плавания Магеллана, на хронологической шкале находятся дневники немецких приказчиков (купцов или представителей купцов), принявших участие в португальской экспедиции в Индию (к этой португальской экспедиции, начавшейся в 1505 году, был причастен и Магеллан).

Достоверность и ценность этих дневников, в частности, дневника немецкого приказчика Балтазара Шпренгера из Фильса на Лехе, судя по литературе, сомнений не вызывает.

Таким образом, историко-культурные поиски результатов дневникового творчества привели меня к рубежу между 1400-ми и 1500-ми годами.

На этом рубеже находятся два документа: (1) первый (под некоторым вопросом) судовой журнал Колумба (мне встретилось упоминание этого судового журнала лишь в связи с его гипотетической обработкой Лас Касасом),

(2) второй (бесспорный) дневники немецких купцов (представителей немецких купцов), участников португальской экспедиции в Индию, начавшейся в 1505 году, в их числе выделяется дневник немецкого приказчика Балтазара Шпренгера из Фильса на Лехе.

В этой хронологической точке мы встречаем два важных упоминания. Во-первых, о судовых журналах, во-вторых, о купцах.

Великие мгновения мировой истории

Характеризуя события, состоявшиеся сразу после завершения кругосветной экспедиции Магеллана (вокруг света прошло одно судно – под управлением Эль-Кано – из пяти отправившихся; Магеллан погиб в ходе плавания) Стефан Цвейг пишет:

«Император Карл только что вернулся из Германии – одно за другим переживает он два великих мгновения мировой истории. На сейме в Вормсе он воочию видел, как Лютер решительным ударом навеки разрушил духовное единство церкви; здесь он узнает, что одновременно другой человек перевернул представление о вселенной и ценой жизни доказал пространственное единство морей».

Таким образом, к упоминаниям о купцах и судовых журналах, добавим упоминания Вормса, немецкого города (порта) на берегу Рейна, Вормсского рейхстага, Лютера, одного из основоположников протестантизма. (Вормсский эдикт 1521 года, указ, изданный императором «Священной Римской империи» Карлом V в мае 1521 года, объявлял Лютера еретиком и ставил его вне закона; этот эдикт был оглашён на рейхстаге в г. Вормсе).

Русскоязычная статья «Лютер», размещенная в Википедии, содержит следующие высказывания: «Одним из центральных и востребованных положений взглядов Лютера считается концепция „призвания“… …Лютер полагал, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется Божья благодать. Бог предназначает людей к тому или иному виду деятельности, вкладывая в них различные таланты или способности, и долг человека прилежно трудиться, исполняя своё призвание. В глазах Бога нет труда благородного или презренного».

Принятие человеком такого тезиса предполагало периодическую или регулярную самооценку, чему способствовало ведение дневника.

Если еще принять во внимание то, что авторами дневников, составленных в ходе португальской экспедиции в Индию, были немецкие купцы, то приходит на память Ганзейский союз (Ганза), даты существования:. 1370 – 1669 гг. (Даты весьма ориентировочные. «Закат» Ганзы происходил весьма постепенно: к примеру, в 1494 году в Новгороде ликвидируется немецкий двор).

Размышление в таком направлении является довольно-таки логичным, поскольку купцы, объединявшиеся Ганзейским союзом, зачастую были и мореплавателями, и торговцами.

И торговля, и мореплавание способствовали систематическому ведению записей. Купцы вели торговые книги, мореплаватели в какой-либо форме вели более или менее систематические записи об обстоятельствах экспедиций. И торговля и мореплавание предполагали некоторый уровень образования и грамотности. Таким образом, формировалась культура систематической непрерывной последовательной подневной письменной фиксации происходящих событий.

Конечно, такая письменная фиксация должна была с «уровня» торговой фирмы или с «уровня» корабля дойти до «уровня» конкретного человека. Видимо, здесь определенную роль сыграли те духовные и культурные тенденции, которые привели к появлению протестантизма.

Не будем, конечно, фокусироваться исключительно на Ганзе. Вспомним, например, о Генуе и о Венеции, если шире – то об Италии. В торгово-культурных центрах Италии были представлены и купечество и мореплавание.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Генрих Мореплаватель и судовые журналы, Генрих Шлиман и дневники. Очерк истории дневникового творчества. (Из сборника «Очерки об истории цивилизации и ее деятелях»)"

Книги похожие на "Генрих Мореплаватель и судовые журналы, Генрих Шлиман и дневники. Очерк истории дневникового творчества. (Из сборника «Очерки об истории цивилизации и ее деятелях»)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Залесский

Владимир Залесский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Залесский - Генрих Мореплаватель и судовые журналы, Генрих Шлиман и дневники. Очерк истории дневникового творчества. (Из сборника «Очерки об истории цивилизации и ее деятелях»)"

Отзывы читателей о книге "Генрих Мореплаватель и судовые журналы, Генрих Шлиман и дневники. Очерк истории дневникового творчества. (Из сборника «Очерки об истории цивилизации и ее деятелях»)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.