Николай Посадский - О церковных свечах и лампадах
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "О церковных свечах и лампадах"
Описание и краткое содержание "О церковных свечах и лампадах" читать бесплатно онлайн.
Церковная свеча – символ нашего духовного союза с Церковью. Свечи есть знак добровольной жертвы Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска) и символ стремления к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету, она знаменует собой теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых свеча ставится. Об истории возникновения обычая зажигать свечи и лампады во время молитвы, о смысле этого действия рассказывается в этой брошюре.
Печатается по изданию: Наставление православному христианину о церковной свече. – М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры; «Новая книга», 1996.
О церковных свечах и лампадах
Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви
© Издательство Сибирская Благозвонница, текст, оформление, 2016
Как возник обычай возжигать свечи и лампады
Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, от которой при святом князе Владимире была получена нашими предками Православная вера. Но не в греческих церквях возник этот обычай. Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности. Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами – одно из первых, данных Моисею Господом (см.: Исх. 25, 31–37).
В ветхозаветной скинии Моисеевой светильники составляли необходимую принадлежность вечернего богослужения (см.: Исх. 30, 8). В храме Иерусалимском одновременно с ежедневной утренней жертвой, совершаемой во дворе храма, в святилище первосвященник безмолвно, благоговейно совершал приготовление светильников для вечернего возжигания, а вечером, после вечерней жертвы, – возжигал светильники на всю ночь.
Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия. Ты, Господи, светильник мой, – восклицает царь Давид после избавления от опасности, – слово Твое просвещает тьму мою (2 Цар. 22, 29). Слово Твое – светильник ноге моей, – говорится в другом месте (Пс. 118, 105).
Из храма в дома ветхозаветных верующих перешло употребление светильников при субботних и других праздничных вечерях, особенно же на Пасху. Так как Господь Иисус Христос совершил первую Евхаристию на пасхальной вечере, когда уже была ночь (Ин. 13, 30), то можно предполагать, что в это время в Сионской горнице, которая представляет собой первообраз православных храмов, также горели светильники. Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. Об этом прямо сказано в Книге Деяний святых апостолов: В горнице, где мы собрались, было довольно светильников (Деян. 20, 8).
Во время богослужения первых христиан всегда горели свечи и специальные светильники (лампады), что было продиктовано необходимостью: христиане, гонимые язычниками, собирались по ночам в подземельях и катакомбах, поэтому имели банальную нужду в освещении. Тем не менее значение лампад и свечей во время богослужения никогда не ограничивалось этим чисто утилитарным смыслом. «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, – говорил богослов II века Тертуллиан, – но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи (литургия совершается у нас при свете дневном), но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – Свет несотворенный, без Которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме».
Духовное значение светильников в храме доказывает чудо, совершившееся в конце II века в Иерусалимской Церкви: когда на Пасху в храме не оказалось елея для лампад, то епископ Наркис велел налить в лампады колодезную воду – и они горели всю Пасху, как будто были заправлены самым лучшим маслом. Именно поэтому, когда гонения на христиан прекратились и настал мир, Церковь не отказалась от обычая возжигать во время молитвы свечи и светильники. Ни одно богослужение, ни одно священное действие в древности не совершалось, как и теперь не совершается, без светильников.
В ветхозаветные времена пред Книгой закона Моисеева горела неугасимая лампада как символ того, что закон Божий есть светильник человеку в его жизни. А так как в новозаветные времена закон Божий содержится в Евангелии, то в Иерусалимской Церкви приняли за правило перед выносом Евангелия нести горящую свечу, а во время чтения Евангелия зажигать все свечи, показывая тем самым, что свет евангельский просвещает всякого человека.
Этот обычай перешел и к другим Поместным Церквям. Впоследствии стали ставить свечи и зажигать лампады не только перед Евангелием, но и перед другими священными предметами: перед гробами мучеников, перед иконами святых, чтобы выразить свое благоговение к святыне. Блаженный Иероним Стридонский в своей «Книге против Вигилянция» свидетельствует: «По всем Церквам Востока, когда следует читать Евангелие, возжигают светильники даже при свете солнечном, – конечно, не для прогнания темноты, но в знак радости… чтобы под образом света вещественного представлялся тот свет, о котором в Псалтири читаем: Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей (Пс. 118, 105)» (Книга против Вигилянция. С. 302). Он же свидетельствует о том, что в его время уже был благочестивый обычай возжигать свечи перед мощами мучеников (Там же. С. 301).
Святые отцы VII Вселенского Собора определяют, что в Православной Церкви святым иконам и мощам, Кресту Христову, Святому Евангелию воздается честь каждением фимиама и возжжением свечей. Блаженный Симеон Солунский (XV век) пишет, что свечи перед иконами святых ставятся потому, что «каждый из святых есть свет через причастие свету Христову, а душа его – как бы живая сияющая свеча» (Премудрость нашего спасения. С. 168).
Лампады и свечи, по словам святителя Софрония Иерусалимского, жившего в VII веке, – это символы сияния наших душ, воспламеняемых любовью к Христу – истинному Свету, пришедшему в мир. Сияние свечей, возжигаемых во время крестного хода, по его словам, являет, с одной стороны, «Божественное сияние Приходящего, от Которого все воссиявает и сущие в злейшем и кромешном мраке озаряются изобилием вечного света, а с другой стороны, прекрасно являя сияние души, с которым нам необходимо выходить навстречу Христу… Потому что, действительно, поскольку Свет пришел в мир и озарил окружающий мрак и так как посетил нас Восток свыше и осиял сидящих во тьме – и в этом и состоит наша тайна – то поэтому мы и выступаем в процессии, держа в наших руках светильники… обозначая таким образом, что Свет воссиял нам, а с другой стороны, символически представляя то сияние, которое будет дано нам от Него» (Слово на праздник Сретения Господня).
Символическое значение света в храме
Свет в православном храме – это образ небесного, Божественного света. В особенности он символизирует Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир. Древние византийские и русские храмы имели очень узкие окна, создававшие полумрак, сумрак в храме даже в самый яркий день. Но это не тьма, не полное отсутствие света. Этот сумрак подобен земной человеческой жизни, погруженной во тьму греха и неведения. В этой тьме, однако, светит свет веры, свет Божий: Свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1, 5). Небольшие узкие окна древних храмов, символизирующие источники света Божественного, создавали во время богослужения такую обстановку, которая в точности соответствовала приведенным словам Евангелия и правильно отображала природу вещей в духовной области жизни.
Сумрак в храме также является образом того духовного покрова, которым окружены тайны Божии. Внешний свет допускался внутрь храма лишь как образ света невещественного, и в очень ограниченном количестве. Светом в собственном смысле для церковного сознания является только Божественный свет – свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божием.
Этим определяется и характер внутреннего освещения храма. Оно никогда не предназначалось лишь для того, чтобы было светло. Светильники храма всегда имели духовно-символическое значение. Они возжигаются и днем, во время дневных служб, когда света из окон достаточно для общего освещения. И наоборот: в оговоренные уставом моменты вечерних и ночных богослужений церковные светильники зажигаются в очень небольшом количестве или даже вообще гасятся, как, например, во время чтения шестопсалмия на утрене, когда горят лишь свечи в середине храма, где стоит чтец, пред иконами Христа, Богоматери и святого покровителя храма в иконостасе.
Иногда сумрак в храме становится очень густым, но полного мрака не бывает никогда: свет во тьме светит. Зато при праздничных и воскресных богослужениях по уставу возжигаются все светильники, в том числе и верхние – паникадило и так называемые поликандила (аналог паникадила вместимостью от семи до двенадцати свечей), создавая образ того полного света Божия, который воссияет верным в Царстве Небесном и содержится уже в духовном значении празднуемого события.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "О церковных свечах и лампадах"
Книги похожие на "О церковных свечах и лампадах" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Посадский - О церковных свечах и лампадах"
Отзывы читателей о книге "О церковных свечах и лампадах", комментарии и мнения людей о произведении.