Никита Лютов - Эффективность норм международного трудового права. Монография

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Эффективность норм международного трудового права. Монография"
Описание и краткое содержание "Эффективность норм международного трудового права. Монография" читать бесплатно онлайн.
В книге изложены результаты исследования проблем эффективности норм международного трудового права с точки зрения выработки данных норм, принятия государствами международных обязательств в сфере трудовых прав человека, а также степени реализации международных трудовых стандартов. Исследуются факторы, воздействующие на эффективность норм международного трудового права, и дается оценка существующим в настоящее время методикам оценки эффективности применения международных трудовых стандартов. Отдельное внимание уделяется проблемам соответствия внутреннего трудового законодательства России международным трудовым нормам. Книга рассчитана на специалистов в области трудового права, международного права, научных работников, студентов, аспирантов, а также на широкий круг читателей, интересующихся проблемами международных трудовых стандартов, воздействием на них процессов глобализации.
Договор с участием международной организации – это договор, в соответствии с которым, например, данная организация открывает свое представительство на территории той или иной страны, выступая в качестве стороны договора. Конвенции МОТ принимаются на МКТ, получают наименование конвенций МОТ, но это еще не означает, что МОТ – сторона данных конвенций. МОТ учреждена на основе международного (межгосударственного) договора (Версальского мирного договора 1919 г.) и обладает полномочиями на основе Устава, который является международным договором между государствами-членами. Конвенции МОТ вступают в силу через один год после набора минимума ратификаций, указанных в их технических статьях (указывается не менее двух государств). Но если два государства ратифицировали конвенцию МОТ, и она после этого вступила в силу, это не означает, что данная конвенция – двухсторонний договор между этими государствами. МОТ, не будучи стороной собственной конвенции, уполномочена осуществлять контроль за соблюдением конвенции на основе своего Устава – международного договора. Помимо этого, в контрольных процедурах, связанных с соблюдением конвенций МОТ, участвуют и негосударственные субъекты, не относящиеся к числу субъектов международного права. Таким образом, обязательства ратифицировавшего государства по вступившей в силу конвенции МОТ возникают в отношении всех государств-членов МОТ и самой Организации. Негосударственные субъекты права, имеющие право обращаться в контрольные органы МОТ, конечно, сторонами конвенций не являются, а лишь обращают внимание МОТ на факты нарушения государством своих обязательств. При этом сама постановка вопроса о том, между какими сторонами заключен международный договор – конвенция МОТ – вряд ли можно считать корректным.
Возможно, в связи с этой неясностью относительно сторон многосторонних международных договоров, принятых в рамках международных организаций, возникла дискуссия по поводу «международного трудового законодательства». Интересен тот исторический факт, что при создании МОТ на Парижской мирной конференции 1919 г. Франция и Италия, поддерживая предложения делегатов от работников, предлагали установить обязательный характер конвенций с момента их принятия Организацией в отношении всех государств-членов без необходимости ратификации, однако это предложение не было поддержано другими участниками первой МКТ исходя из соображений недопустимости ограничения собственного суверенитета249. В ранний период деятельности МОТ в отношении совокупности своих конвенций и рекомендаций нередко применялся не только термин «международный трудовой кодекс», но и «международное трудовое законодательство»250. В некоторых академических исследованиях такая формулировка использовалась и существенно позже251. Таким образом подчеркивалась определенная претензия МОТ на наднациональный характер своего статуса, а МКТ сравнивалась с парламентами государств, принимающими законодательство. В правовой науке развернулась дискуссия о статусе конвенций МОТ как «договоров-законов», либо «договоров-контрактов»252. Сторонники подхода к конвенциям МОТ как к актам, схожим с законами, говорили о том, что такие органы международных организаций как МКТ, принимающая на своих заседаниях конвенции МОТ, по своей сути напоминают парламенты государств, а государства-участники МОТ, ратифицируя конвенцию, по сути, присоединяются к уже действующему международному закону. Данная аналогия представляется в корне неуместной, что в отечественной правовой доктрине уже справедливо отмечал Э. М. Аметистов253. Ратификация конвенции в качестве необходимого условия ее обязательности для конкретного государства исключает законодательный характер конвенций МОТ. Государства – это адресаты конвенции. Совершенно очевидно, что в национальном праве любо страны вовсе не требуется согласия адресатов закона для того, чтобы он имел обязательную силу в их отношении, как это имеет место в случае с международными договорами. Поскольку конвенция МОТ – это не законодательный акт, в 1929 г. МКТ не смогла установить и возможность отмены конвенций МОТ. Было признано, что международная организация не может отменить факта добровольной ратификации конвенции суверенным государством254. В 1997 г. из-за явной необходимости отказаться от некоторых устаревших и непопулярных конвенций, МКТ все-таки приняла поправки в Устав МОТ, позволяющие отменять конвенции в порядке, аналогичном их принятию. Однако до сих пор эти поправки не набрали достаточного количества ратификаций государств-членов, необходимого для их вступления в силу. Это свидетельствует о сложности проблемы255. С национальным законодательством (конституциями) сравниваются и учредительные документы международных организаций. Дискуссия на эту тему велась в общем международном праве начиная с середины XX в.256 Как представляется, убедительный ответ на попытки приписать уставам международных организаций свойства конституций дал Г. И. Тункин, указывая на качественное отличие международных организаций от государств257.
Единственная международная (точнее – наднациональная) организация, которая принимает международные акты, вступающие в силу без необходимости их ратификации государствами-членами – это ЕС. Именно здесь государства-члены добровольно передали международной организации столь существенную часть своего суверенитета, что ЕС превратился в нечто среднее между международной организацией и государством, а принимаемые им директивы и регламенты обычно называют не международными, а наднациональными актами258. Ничего подобного в отношении статуса МОТ как международной организации и принимаемых ею конвенций сказать нельзя. Более того, полномочия МОТ в отношении контроля за соблюдением этих договоров достаточно слабы259.
§ 2.4. Толкование международных договоров и международный обычай в МТП
Политику ЕС в качестве «наднационального» регулятора в отношениях с государствами-членами в некоторой степени проводит и другая региональная европейская международная организация – Совет Европы (далее – СЕ), но, как представляется, без достаточных юридических оснований. М. В. Лушникова считает, что международные акты СЕ, в том числе, в области трудовых прав представляют собой односторонние обязательства государств и в этом смысле представляют собой нормы jus cogens260. Она также говорит о приоритете «международного законодательства» СЕ над национальным правом. Такая оценка отражает, скорее, отношение к данному вопросу структур СЕ, чем реально существующую ситуацию. Действительно, прежние представления о неограниченном суверенитете национальных государств ушли в прошлое261. Но ограничение суверенитета возможно либо по инициативе самих государств – в договорном порядке, либо на основании норм jus cogens262. Специалист в области международного права А. А. Моисеев определяет надгосударственность как «. правовое качество международной организации, позволяющее ей в соответствии с утвержденной государствами-членами процедурой [курсив мой – Н. Л.] принимать решения обязательного характера, в том числе без прямого согласия на то заинтересованного государства»263. Можно ли сказать, что государства-члены СЕ предоставили полномочия его органам принимать решения обязательного характера в их отношении без их согласия? Действительно, решения Европейского суда по правам человека (далее – ЕСПЧ) не требуют специального согласия на обязательность их применения в отношении государств-участников Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.264 (далее – ЕКПЧ). Но этого недостаточно. С точки зрения немецкого специалиста по международному праву Э. Кляйна, необходимо четко дифференцировать наднациональные и международные организации. Последние, с его точки зрения, отличаются от международных тем, что их юридические действия могут касаться не только отношений между членами, но и внутренних отношений в государствах-членах. Граждане государств-членов наднациональных (но не международных!) организаций становятся субъектами наднационального правопорядка265. Вместе с тем, как справедливо отмечает В. Л. Толстых266, решения ЕСПЧ в принципе не обязывают государства осуществлять меры общего характера, т. е. меры, направленные на изменение законодательства и правоприменительной практики в целом. Поэтому и Э. Кляйн относит СЕ не к наднациональным, а к международным организациям267, с чем вполне можно согласиться. Региональный международный орган, осуществляющий юрисдикцию в отношении соблюдения прав человека, существует не только в Европе, но и в Америке. В рамках Организации американских государств268 действует Межамериканский суд по правам человека, созданный во многом по модели ЕСПЧ и контролирующий соблюдение государствами-членами, в том числе, социально-трудовых прав. Однако американские региональные контрольные процедуры применяются в более мягком по отношению к государствам режиме – из-за большего разнообразия социальных и политических систем в регионе269.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Эффективность норм международного трудового права. Монография"
Книги похожие на "Эффективность норм международного трудового права. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Никита Лютов - Эффективность норм международного трудового права. Монография"
Отзывы читателей о книге "Эффективность норм международного трудового права. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.