П. Черникин - Обществознание. Шпаргалка. Учебное пособие
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Обществознание. Шпаргалка. Учебное пособие"
Описание и краткое содержание "Обществознание. Шпаргалка. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.
Издание содержит экзаменационные вопросы по дисциплине «Обществознание». Вы получите комплексное представление об экономической и политической системах, о финансовых и банковских институтах, религии и морали, СМИ и демократии и др. Данное учебное пособие не является альтернативой учебнику, но станет незаменимым помощником для студентов в закреплении изученного материала при подготовке к сдаче зачета и экзамена.
П. И. Черникин
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
ШПАРГАЛКА
Учебное пособие
1. ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА
У термина «экономика» есть огромное число значений, которые зависят в том числе от масштаба (например, говорят «экономика региона», «экономика страны»):
1. Экономика как хозяйство, в котором осуществляется производство, распределение, обмен, потребление, производство, распределение, обмен, потребление, развиваются хозяйственные отношения.
2. Экономика как наука, изучающая хозяйство, хозяйственные отношения. Субъектами в этом смысле оказываются люди, которые изучают экономику.
Предметом экономики как науки выступает экономика как хозяйство, то есть то, что изложено в первом определении экономики. Как и любая наука, экономика выполняет ряд функций:
• познавательная;
• методологическая;
• практическая;
• образовательная;
• идеологическая.
Стоит отметить, что здесь перечислены лишь основные функции экономики, кроме этого перечня возможно добавление и других функций.
В экономической науке принято выделять несколько разделов, которые характеризуют предметную область данной дисциплины:
1. Макроэкономика – раздел экономики, изучающий хозяйство страны и мира в целом. Проблемная область этого раздела ограничивается вопросами занятости, объемами производства страны и региона, инфляцией, кризисами и т. п.
2. Микроэкономика – раздел об отдельных отраслях производства, деятельности производителей и рациональном поведении потребителя. Внимание в этом разделе сфокусировано на динамике спроса и предложения конкретных товаров, проблемы ценообразования.
Субъекты экономических отношений строятся по поводу экономических благ. Экономическое благо – это благо, удовлетворяющее двум условиям: ограниченность, относительная редкость; способность удовлетворять потребности, полезность.
Цена – это оценка участниками рынка степени ограниченности и полезности какого-либо блага. Чем благо более редкое и полезное, тем больше его цена.
Экономические отношения реализуются в четырех стадиях, или циклах воспроизводства товара: производство, распределение, обмен, потребление.
Важным понятием экономической науки также является понятие экономической культуры. Под этим термином понимается общественная система мотивов, ценностей, установок хозяйственной деятельности, экономических отношений, а также совокупность знаний, оценок, предопределяющие деятельность людей в экономической сфере. Экономическая культура содержит в себе три компонента – это экономические знания, экономическое мышление и экономическая направленность, то есть потребности, интересы и мотивы, личности.
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ
Экономическая система – установленная и действующая система принципов, способов, правил, законов, регулирующих форму и содержание экономических отношений, способы распределения ресурсов производства и произведенных экономических благ.
В экономике выделяют такие формы:
• натуральное хозяйство – хозяйство, в котором люди производят продукты только для удовлетворения собственных потребностей, а не для последующего обмена;
• товарное хозяйство – хозяйство, при котором участники производства создают экономические блага для последующей продажи. Люди специализируются на какой-то узкой сфере производства, а то, что не умеют изготовлять – покупают – налаженная система разделения труда.
Теперь можно перейти к основным типам экономических систем:
1. Традиционная экономика. В ее основе лежит натуральное хозяйство. Излишек производства практически не бывает, так как производят ровно столько, сколько нужно для поддержания домашнего хозяйства. Таким образом, рынок и обмен или не развиты, или слабо развиты.
2. Командно-административная (или плановая, командная, централизованная) экономика. В ее основе лежит тотальное вмешательство государства в экономику. Для осуществления этой системы необходимо государственное централизованное планирование и распределение ресурсов, экономических благ. Существует только государственная собственность. Государство – основной производитель, именно оно отвечает на основные вопросы экономики.
3. Рыночная экономика. В основе лежит свободный обмен на рынке. Цена товара определяется спросом на него и предложением. На главные вопросы экономики отвечают производители, которые постоянно держат руку на пульсе потребителей. Хорошо развита частная собственность и предпринимательство.
Однако в чистом виде эти типы экономических систем нет в мире. Всегда речь идет о смешанной экономике.
Государство – это активный субъект экономических отношений при любом типе экономической системы. Именно государство определяет правовые основы функционирования рынка, покупает и продает товары и услуги, выпускает деньги и т. п.
Государство может вмешиваться в экономику прямыми или косвенными способами. К прямым методам вмешательства относятся директивные (приказные) решения государства. В свою очередь к косвенным методам относится участие государства в экономике как равноправного субъекта.
Свое вмешательство в экономику государство осуществляет в нескольких ключевых направлениях:
1. Денежно-кредитная политика – направлена на регулирование сферы денежного обращения, системы финансовых институтов. Данную линию осуществляет Центральный банк России.
2. Бюджетно-налоговая политика – направлена на установление, взимание и перераспределение налогов, формирование и исполнение бюджета. Линия Правительства РФ.
3. Правовое регулирование – в рамках этого направления устанавливаются законодательные основы экономической деятельности, определение правил поведения участников экономических отношений. Линия Федерального Собрания РФ.
3. РЫНОК И РЫНОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
В обществознании рынок понимается в двух смыслах. В узком смысле рынок – это конкретное место встречи покупателя и продавца с целью обмена товаров. В широком смысле под рынком понимается обычно совокупность отношений, форм сотрудничества между покупателями и продавцами по поводу обмена товаров.
Рынок выполняет целый ряд функций:
• посредническая;
• ценообразующая;
• информационная;
• регулирующая;
• оздоровительная (санирующая).
Рынки можно разделить на мировые, национальные, региональные и местные рынки, а также, например, на легальные и нелегальные (теневые) рынки. В рамках обществознания рассматриваются следующие классификации рынков.
1. По критерию товаров и услуг, продающихся на рынке, можно выделить следующие виды рынков.
2. По критерию объема товаров и услуг, продающихся на рынке, выделяют (розничные и оптовые).
3. По степени монополизации рынки.
Особый вид рынка – биржа. Это высокоорганизованный, постоянно действующий рынок однородных товаров, продающихся, как правило, оптом (крупными партиями).
На рынке существуют определенные механизмы, которые диктуют свои объективные законы. Рассмотрим несколько ключевых рыночных механизмов.
1) Конкуренция. Конкуренция – это соревнование производителей за право продать свой товар покупателям. Иногда возможна и конкуренция потребителей за право покупки товара. Конкуренцию можно разделить на ценовую (осуществляется посредством уменьшения цены) и неценовую (осуществляется средствами рекламы, повышения качества товара или обслуживания).
2) Спрос и предложение. Рынок – это место взаимодействия двух субъектов: покупателя и производителя. Первый формирует спрос, второй предложение. Под спросом принято понимать желание и возможность покупателя приобрести товар. Под предложением – желание и возможность производителя продать товар. Регулятором равновесия на рынке этих двух сил является цена, если она уравновешивает спрос и предложения, то она называется равновесная. Отсюда закон спроса и предложения: при увеличении предложения товаров и услуг, либо снижается спрос, либо цена уменьшается, и цена увеличивается, если растет спрос и снижается предложение.
Спрос на разные товары при изменении цены ведет себя по-разному. Это зависит от эластичности спроса – степени его изменения при колебаниях цены. Эластичный спрос на товары сильно меняется даже при не очень больших колебаниях цены. Товары с неэластичным спросом востребованы даже при значительных колебаниях цены. Такие рынки государство, как правило, контролирует.
3) Закон убывающей предельной полезности. Он отражает взаимосвязь между количеством потребляемого блага и степенью удовлетворенности от потребления каждой дополнительной единицы. Закон утверждает тот факт, что по мере увеличения количества потребляемого блага, общая полезность от его потребления возрастает, но во все меньшей пропорции, а предельная полезность, или дополнительная полезность от потребления дополнительной единицы, будет сокращаться.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Обществознание. Шпаргалка. Учебное пособие"
Книги похожие на "Обществознание. Шпаргалка. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "П. Черникин - Обществознание. Шпаргалка. Учебное пособие"
Отзывы читателей о книге "Обществознание. Шпаргалка. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.