» » » » Александр Чумаков - Глобализация. Контуры целостного мира. 2-е издание


Авторские права

Александр Чумаков - Глобализация. Контуры целостного мира. 2-е издание

Здесь можно купить и скачать "Александр Чумаков - Глобализация. Контуры целостного мира. 2-е издание" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Чумаков - Глобализация. Контуры целостного мира. 2-е издание
Рейтинг:
Название:
Глобализация. Контуры целостного мира. 2-е издание
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Глобализация. Контуры целостного мира. 2-е издание"

Описание и краткое содержание "Глобализация. Контуры целостного мира. 2-е издание" читать бесплатно онлайн.



Второе дополненное и переработанное издание монографии представляет собой основополагающий фрагмент разрабатываемой автором общей теории глобализации, в которой он стремится воссоздать холистическую (целостную) картину мира и рассматривает глобализацию, с одной стороны, как естественно-исторический процесс, а с другой – как сферу взаимоотношений и противоборства различных сил и интересов. История предстает как единый, разворачивающийся во времени процесс, проходящий определенные этапы, смену которых знаменуют основные поворотные пункты общественного развития, в результате чего происходят эпохальные метаморфозы. В конечном счете логика развития объективных событий порождает глобализацию, охватывающую всю Землю на уровне трех ее основных сфер: геологической, биологической и социальной, которым дается объединенное название – триосфера. В книге показано, как проходило зарождение и становление глобалистики в качестве междисциплинарной области научного знания, образуемого на «стыке» философии, естественных, технических и гуманитарных наук. Книга носит междисциплинарный характер и адресована как научным работникам, преподавателям, студентам, аспирантам, так и широкому кругу читателей. Всех их, несомненно, заинтересует обширный фактический материал, оригинальные обобщения и увлекательный, доступный стиль изложения проблем, от решения которых зависит будущее человечества.






И если этот мир становится для людей адом, то это уже проблема не природного свойства, а самого человека, который в стремлении построить идеальное общество совершает насилие над несогласными, над окружающей его природой и в конечном счете получает прямо противоположное тому, к чему изо всех сил стремился. Как отмечает в этой связи крупнейший философ ХХ в. К. Поппер: «Можно искать небесный град в прошлом или в будущем, можно звать “назад к природе” или “вперед к миру любви и красоты”, но это всегда – призыв к нашим эмоциям, а не к разуму. Даже лучшие намерения создать на земле рай могут превратить ее только вад – вад, который человек – и только он – может создать своим собратьям» [16].

Другими словами, человеку не нужно создавать рай на Земле. Он уже существует, ибо именно здесь, на нашей планете, и без креативного, преобразующего активизма человека есть абсолютно все, что нужно людям для их счастливой, полной радости жизни: изобилие воды и фантастическое разнообразие продуктов питания, богатейшие энергетические и сырьевые ресурсы, наконец, широчайший диапазон климатических и природных условий, которые при необходимости с помощью современных научно-технических достижений могут поддерживаться на идеальном уровне любое заданное время. А вот что действительно человеку следует сделать (и ввиду необходимости предстоит сделать, если это в принципе возможно) – так это разобраться в себе самом и своих отношениях с собратьями по разуму и окружаю щей средой, чтобы сполна воспользоваться всем тем, что людям так щедро даровала земная природа.

Итак, нигде в мире больше нет и быть не может таких же как на Земле, а тем более еще лучших, действительно райских условий для того, чтобы человек мог в полной мере реализовать себя в качестве и биологического (чувствующего), и социального (мыслящего) существа, ибо он и продукт, и плоть от плоти этой и именно этой природы – всецело соответствующий ее естественным условиям и параметрам (что, собственно, справедливо и в обратном отношении), идеально «подогнанный» под нее, «выкроенный», «вылепленный» из ее материала, т. е. «выходящий» из нее и в нее же, в конечном счете, уходящий.

Как отмечает один из крупнейших специалистов по проблемам современной глобалистики Э. Ласло: «Парадигма, возникающая ныне в науках, изучающих сознание, согласуется с тем, что выходит на первый план в новой физике и в новой биологии. Новая парадигма свидетельствует о том, что между объектами, сосуществующими в космосе и биосфере, имеется постоянная связь и коммуникация, и что человеческое сознание является развивающейся частью этой сети взаимосвязей, покрывающей планету… Мы неотделимы друг от друга и от планетарной окружающей среды. Мы все участники действа природы: взаимодействуя друг с другом, мы простираем свое воздействие на биосферу, которая, в свою очередь, уходит корнями во Вселенную» [17]. И более того, даже здесь, на Земле, каждый человек чувствует себя наиболее комфортно именно там, где он родился, где прошло его детство, взросление, становление личности.

Например, для бедуина жаркий климат и пустыня гораздо более привлекательны, нежели ядреный мороз и снежная зима, в то время как представители северных народов жаркому климату предпочтут стужу, а раскаленному на солнце песку скрипящий на морозе снег. Примечательным в этом отношении является беседа с чукотскими детьми, которые, впервые побывав на черноморском побережье в детском оздоровительном лагере, с восхищением рассказывали, как им понравилось теплое море, обилие зелени, цветов и т. п. Однако на вопрос, хотели бы они там жить постоянно, ответили отрицательно, добавив при этом, что в тундре лучше. Если это и шутка, то очень похожая на правду.

Итак, любая попытка поместить человека в еще «лучшие» условия по определению может означать лишь одно – неминуемое ухудшение привычной и, следовательно, комфортной для него среды. За изменением же среды обитания в лучшем случае должна последовать соответствующая адаптация, как правило, нежелательная и всегда имеющая для любого живого организма те или иные последствия и точно определенные пределы, за которыми наступает как минимум дискомфорт или элементарная деградация, а то и вовсе смерть.

Разумеется, как любой другой живой организм и человек в отдельности, и общество в целом были, есть и будут всегда связаны с определенным набором сопутствующих им проблем, устранить которые полностью можно лишь ценой смерти живого организма. Отсюда гармонизация отношений человека с окружающей средой, сведение к возможному минимуму сопровождающих его проблем и трудностей является важнейшей жизненной задачей и человека, и общества.

Люди верующие, в том числе в загробную жизнь, могут возразить, что для рая небесного такие рассуждения некорректны, ибо в этом случае дело касается бытия чистой души, потусторонних сфер… Но при таком повороте дела разговор выходит за пределы разума и покидает сферу даже фантастического будущего (см. § 8 гл. 4 настоящей книги), где еще можно обнаружить хоть какой то элемент знания, и перемещается в область верований, субъективных переживаний, домыслов и представлений, где сомнениям и голосу разума не придается большого значения. Там почетное место уготовано не знаниям, а вере, не рассуждениям, а молитвам, не аргументам, а «истине в последней инстанции» – слову от Бога, и потому любые дискуссии переходят в другую плоскость – запредельную.

Но можем ли мы не принимать во внимание реальное положение человека на Земле, когда его все возрастающая деятельность подрывает естественные основы как его собственного существования, так и планетарной жизни вообще. Еще в XIX в. Ф. Энгельс высказал мысль, которая теперь приводится практически в любом учебнике по экологии: «Людям, которые в Месопотамии, Греции, Малой Азии и других местах выкорчевывали леса, чтобы получить таким путем пахотную землю, – писал он, – и не снилось, что они этим положили начало нынешнему запустению этих стран, лишив их вместе с лесами центров скопления и сохранения влаги… Еще меньше они предвидели, что этим они на большую часть года оставят без воды свои горные источники, с тем чтобы в период дождей эти источники могли изливать на равнину тем более бешеные потоки» [18]. С тех пор как были сказаны эти слова, повторяемые на многие лады и, казалось бы, основательно усвоенные еще со школьной скамьи, прошло почти полтора столетия, причем таких, когда и представление о законах взаимодействия природы и общества существенно изменилось, и преобразующие возможности человека несоизмеримо выросли, но, по существу, не изменилось отношение людей к природе, к тем основам жизни, уничтожив которые, человек уже нигде помимо Земли не сможет их воссоздать. Иначе говоря, за указанное время, огромное по меркам динамично развивающегося мира, человечество так и не сделало должных выводов, так ни чему и не научилось, о чем не без иронии пишет И. В. Бестужев Лада: «На протяжении всей истории человечества, вплоть до самых послед них лет люди большей частью в основном относились к породившей их матери – земной природе как малый ребенок к злой мачехе. Они боялись ее, униженно молили ее о милости, а где могли – торжество вали над ней свои маленькие победы. Справедливости ради надо сказать, что и природа далеко не всегда баловала людей приятными сюрпризами. Нередко она беспощадно стирала с лица земли целые села и города, целые племена и народы» [19].

Подводя итоги сказанному, отметим, что проблемы человечества – категория подвижная и динамичная. Они изменялись в процессе развития самого человека, роста уровня социальной организации и степени освоения им территориальных пространств. По мере того как увеличивалось население, расширялись и вовлекались в хозяйственную деятельность все новые и новые территории, росла мощь социума, и его техническая оснащенность – изменялся и характер сопутствующих ему проблем. Это происходит сродни тому, как по мере взросления конкретного человека изменяется и характер, масштаб его личных проблем – от «катастрофы» потери игрушки в детском саду и полученной в школе «роковой» (как кажется хорошему ученику) двойки до неожиданной потери, например, работы в зрелом возрасте и различных заболеваний в старости.

Точно так же и у человечества в целом по мере перехода его к новому состоянию – глобальному – помимо всех существующих уровней трудностей и забот, которые никуда не делись, просто по определению не может не быть новых проблем, но теперь уже мирового масштаба. Другими словами, у глобального человечества и проблемы соответствующие – глобальные, а поэтому ставить, например, задачу их преодоления, как-то еще нередко предлагают некоторые исследователи и политики, значит просто не понимать сути происходящего.

«Преодолеть глобальные проблемы», «ликвидировать глобальные угрозы» или «справиться с общечеловеческими проблемами», «элиминировать» их из жизни общества – не только нереальная задача, но в принципе неверно сформулированная установка, задающая и соответствующее видение ситуации, и определенную программу действий. В конечном счете все это может оказаться не таким уж безобидным заблуждением, ибо не только не сулит положительных результатов, но грозит потерей драгоценного времени, разочарованием и утратой веры в собственные силы, так как при таком походе ставится цель решить задачу, у которой при данной постановке вопроса не может быть решения в принципе.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Глобализация. Контуры целостного мира. 2-е издание"

Книги похожие на "Глобализация. Контуры целостного мира. 2-е издание" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Чумаков

Александр Чумаков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Чумаков - Глобализация. Контуры целостного мира. 2-е издание"

Отзывы читателей о книге "Глобализация. Контуры целостного мира. 2-е издание", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.