Коллектив авторов - Интеграционное право в современном мире: сравнительно-правовое исследование. Монография

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Интеграционное право в современном мире: сравнительно-правовое исследование. Монография"
Описание и краткое содержание "Интеграционное право в современном мире: сравнительно-правовое исследование. Монография" читать бесплатно онлайн.
В монографии в доступной для восприятия широкого читателя форме рассматриваются основные направления и сферы правового регулирования интеграционных процессов в современном мире на примере ведущих интеграционных правовых систем (правопорядков), существующих на глобальной арене и в различных регионах земного шара: на глобальной арене – право Всемирной торговой организации; на региональном уровне – право Европейского Союза, право Европейской ассоциации свободной торговли и Европейского экономического пространства, правовые достижения Северного сотрудничества (право Северного совета), право Западноафриканского экономического и валютного союза (включая правовой режим единой валюты «африканский франк»), право Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), правовое регулирование международного регионализма и субрегионализма в Европейском Союзе и Совете Европы. Особое внимание уделяется ведущим региональным интеграционным правопорядкам на постсоветском пространстве – праву формируемого Евразийского союза и праву Союзного государства России и Беларуси. В отдельной главе анализируются основные тенденции и особенности правового регулирования военно-политической интеграции, в том числе между Россией и другими республиками бывшего СССР. Для бакалавров и магистрантов юридических вузов и факультетов, студентов факультетов международных отношений, работников органов государственной власти, внешнеэкономических и внешнеполитических организаций, аспирантов, преподавателей, а также для всех заинтересованных читателей.
В целом целью Союза является повышение благосостояния народов, входящих в эту организацию.
Правоохранительные цели – Союз предлагает своим гражданам пространство свободы, безопасности и правосудия без внутренних границ, в рамках которого обеспечивается свободное передвижение лиц во взаимосвязи с соответствующими мерами по вопросам контроля внешних границ, предоставления убежища, иммиграции, а также предотвращения преступности и борьбы с этим явлением.
Внешнеполитические цели – в своих отношениях с миром Союз утверждает и продвигает свои ценности и интересы и содействует защите своих граждан. Союз способствует миру, безопасности, устойчивому развитию планеты, солидарности и взаимному уважению народов, свободной и справедливой торговле, искоренению бедности и защите прав человека, в том числе прав ребенка, а также неукоснительному соблюдению и развитию международного права, особенно принципов Устава Организации Объединенных Наций.
«Союз достигает свои цели надлежащими средствами в пределах компетенции, которая предоставлена ему в Договорах» (п. 6 ст. 3 ДЕС).
§ 4. СодержаниеЕвропейская модель интеграции, получившая развитие в рамках Европейского Союза и других, созданных по его примеру региональных организаций, стремится к достижению солидарности между входящими в него членами на основе осуществления общей политики, введения единой валюты, формирования общих фондов для оказания помощи менее развитым странам и регионам или осуществления других мероприятий, которые относятся к позитивной интеграции. Негативная интеграция шире использовалась на начальных этапах развития ЕС, но по мере динамичного движения вперед она все более заменяется на позитивную интеграцию, опирающуюся на растущее взаимное доверие и обеспечивающую более эффективное и целенаправленное воздействие на общественно-экономические и особенно политические процессы.
Лиссабонский договор наделил Европейский Союз как субъект права единой правосубъектностью (ст. 47 ДЕС). Европейский Союз стал правопреемником Европейского сообщества (абз. 3 ст. 1 ДЕС), а архаичная система опор Союза была ликвидирована91. В каждом из государств-членов Союз обладает максимально широкой правоспособностью, признаваемой национальными законодательствами за юридическими лицами (ст. 335 ДФЕС). Он может приобретать или отчуждать движимое и недвижимое имущество, выступать стороной в суде. С этой целью его представляет Комиссия. В свою очередь, на основании своей административной автономии каждый из институтов представляет Союз по вопросам, связанным с его функционированием.
На территории государств-членов Союз пользуется привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для выполнения его задач, согласно условиям, определенным в Протоколе о привилегиях и иммунитетах (ст. 343 ДФЕС).
Деликтоспособность ЕС определена абз. 1 и 2 ст. 340 ДФЕС. Договорная ответственность Союза регулируется правом, подлежащим применению по соответствующему договору. В области внедоговорной ответственности Европейский Союз, в соответствии принципами, являющимися общими для правовых систем государств-членов, должен возмещать убытки, причиненные его институтами или сотрудниками при осуществлении своих функций.
Строго говоря, содержание права Европейского Союза – это те сферы общественной жизни, которые регулируются этой самостоятельной правовой системой, а также те полномочия, которыми обладают в этих сферах олицетворяющие Европейский Союз его институты, органы и учреждения. Оно, следовательно, предопределяется содержанием и природой компетенции этой специфической наднациональной организации политической власти.
Исходя из двойственной правовой природы Союза компетенция ЕС характеризуется чертами, характерными как для международной организации, так и для (федеративного) государства.
Изначально, подобно международным организациям, в соответствии с принципом предоставления полномочий (ст. 3, 5 Договора об учреждении ЕС) компетенция ЕС является производной от суверенных прав государств-членов, дающих в учредительных договорах Союзу полномочия действовать от их имени в определенных этими договорами сферах общественной жизни. Следовательно, она как бы ограничена рамками учредительных договоров. Строгие и четко сформулированные положения договоров ограничивают рамки компетенции Союза, а абстрактные – позволяют трактовать их весьма расширительно.
Подобно государству, компетенцию ЕС характеризует властность, поскольку институты Союза издают в отношении государств и иных субъектов права ЕС общеобязательные нормы и индивидуальные предписания.
Категории компетенции, предусматривающие перечень исключительных полномочий Союза, перечень совместной компетенции ЕС и государств-членов, а также сферы поддерживающей компетенции Союза при предоставлении остаточной компетенции государствам-членам, также очень напоминают распределение компетенции в федеративных государствах.
Содержание компетенции ЕС, подобно государству, делится на внутреннюю и внешнюю компетенцию.
К внутренней компетенции ЕС (ст. 26—197 ДФЕС) относятся полномочия институтов Союза издавать правовые акты и предпринимать разнообразные действия в тех сферах общественных отношений, которые складываются между государствами, лицами и иными субъектами права ЕС внутри его территории. Это обширнейшая сфера, включающая такие важнейшие области, как внутренний рынок, свободное передвижение товаров, сельское хозяйство и рыболовство, свободное передвижение услуг и капиталов, пространство свободы, безопасности и правосудия, транспорт, общие правила конкуренции и т. д.
Предметами внешней компетенции Европейского Союза являются отношения ЕС с государствами, не являющимися его членами, и международными организациями. К ним относятся: внешнеполитическая деятельность Союза, общая торговая политика, сотрудничество с третьими странами и гуманитарная помощь, ограничительные меры в отношении третьих стран, внешняя политика и политика безопасности и т. д.
В системе предметов ведения ЕС можно выделить четыре основных компонента:
• экономическое пространство;
• пространство свободы, безопасности и правосудия;
• общая оборонная политика;
• политика в области науки, образования и культуры.
Полномочия Европейского Союза, т. е. его права и обязанности по управлению подведомственными ЕС сферами общественной жизни, как и предметы ведения, могут быть представлены в определенной системе.
В зависимости от их характера и содержания система полномочий Европейского Союза представлена 5 основными элементами.
Законодательные полномочия ЕС или полномочия по осуществлению правового регулирования общественных отношений посредством издания нормативных актов, реализуются прежде всего Европейским парламентом и Советом Европейского Союза. Правотворчество является основным направлением их деятельности при осуществлении законодательной функции.
Эти полномочия также осуществляет Европейское комиссия, которая является главным источником законодательных инициатив и издает акты делегированного законодательства. В сфере экономического и валютного союза законодательными полномочиями наделен также Европейский центральный банк. Практически вторгается в законодательную деятельность и дополняет ее прецедентное право Суда Европейского Союза.
Финансовые полномочия ЕС включают в себя полномочия по правовому регулированию доходов и расходов Союза. Они реализуются в форме принятия и исполнения Общего бюджета Европейского Союза. «Власть кошелька» осуществляют совместно два законодательных института Союза – Европейский парламент и Совет.
Исполнительно-распорядительные полномочия включают в себя полномочия по осуществлению текущего управления общественной жизнью. В ЕС эти полномочия прежде всего осуществляет Комиссия, которая традиционно рассматривается в качестве главного исполнительного органа Союза. Принятие ряда административных мер осуществляют и другие институты, органы и агентства ЕС (Совет, Европейский центральный банк и т. д.)
Юрисдикционные полномочия представляют собой полномочия по разрешению правовых споров, возникающих в ходе практического применения в жизни норм права ЕС. На уровне Европейского Союза эти полномочия осуществляет Суд Европейского Союза, который в соответствии с Лиссабонским договором состоит из Суда, Трибунала и специализированных трибуналов.
Контрольные полномочия – это полномочия по осуществлению проверки выполнения норм права ЕС и других решений Сообщества. Контрольную деятельность осуществляют практически все институты: Европейский парламент и Совет осуществляют контроль за Комиссией (с правом вынесения ей Парламентом вотума недоверия); суды ЕС при рассмотрении дел осуществляют судебный контроль; Комиссия ЕС в рамках осуществления своей исполнительной функции контролирует соблюдение законодательства ЕС государствами-членами и частными лицами, и т. д.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Интеграционное право в современном мире: сравнительно-правовое исследование. Монография"
Книги похожие на "Интеграционное право в современном мире: сравнительно-правовое исследование. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Интеграционное право в современном мире: сравнительно-правовое исследование. Монография"
Отзывы читателей о книге "Интеграционное право в современном мире: сравнительно-правовое исследование. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.