Лолита Волкова - В клочья комплексы! 140 приемов счастливой жизни
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "В клочья комплексы! 140 приемов счастливой жизни"
Описание и краткое содержание "В клочья комплексы! 140 приемов счастливой жизни" читать бесплатно онлайн.
Наличие комплексов естественно для любого человека. Только вот комп лексы бывают разными. Одни делают нас привлекательнее в глазах окружающих, а другие мешают нам жить. Первые нужно не только холить, лелеять, но и научиться управлять ими. От вторых надо избавляться. В этой книге вы найдете множество способов, которые помогут вам понять и изменить свое отношение к комплексам.
Лолита Волкова
В клочья комплексы! 140 приемов счастливой жизни
© ООО Издательство «Питер», 2017
© Серия «Сам себе психолог», 2017
От автора
Как пользоваться этой книгой
Мы дышим, видим, ходим, восторгаемся, ругаемся… и комплексуем. Я, вы, они. Ну заложено это в человеке! Вернее, в нашем мозге. Комплексы – это просто естественное состояние человека. Другое дело, что кому-то они мешают, кому-то не мешают, а кому-то и вовсе помогают жить.
«Я дура, но при этом умная. Дура – потому что обычная женская глупость всегда служит прекрасным фоном для ума. За счет этого сочетания и произвожу впечатление», – говорит Алла Пугачева.
Всем бы так!
Впрочем, можно попытаться. Ведь гораздо легче живется тем, кто осознает свои комплексы и может их скрывать. Или использовать – тут уж как фишка ляжет.
Я борюсь с комплексами всю жизнь. И на деле это не так сложно. Общаясь с людьми, учишься у них очень многому.
Знаменитая фраза преподавателей «Я отвечаю не потому, что знаю, а потому, что спрашивают» раздвигает горизонты познания. Именно так мы и растем – все время отвечая на вызовы, которые бросает нам жизнь.
В этой книге я собрала те рецепты, которые помогали справиться с комплексами мне и моим друзьям, знакомым, учителям и ученикам. Сразу скажу, что приемов, которые можно использовать, намного больше. Но здесь – только проверенные на личном опыте.
Будьте осторожны! Советы, предложенные в этой книге, не универсальны – они годятся не для всех и не всегда. У одного человека они могут вызывать скепсис, но другому внезапно помогут. Некоторые приемы выглядят простыми, но на них не хватает сил, а другие поначалу отпугивают, а удаются неожиданно легко.
Просмотрите бегло все рекомендации, выберите те, что вам приглянутся. И отработайте их до автоматизма.
Начинайте с тех, которые вам уже знакомы или кажутся очень легкими. А потом переходите к тем, что вроде бы подходят для борьбы именно с вашим комплексом, но при этом сложнее или более трудоемки для вас.
В первой части книги вы найдете некоторые сведения, схемы и тесты, которые помогут вам подобрать нужные приемы и исключить явно неподходящие вам. Но не обязательно вникать во всю эту теорию – если вы хорошо знаете, с чем хотите бороться, открывайте сразу разделы с практикой.
В конце книги – небольшой словарик, кратко описывающий наиболее часто встречающиеся комплексы (я по себе знаю, что многие из них мы даже не осознаем, пока не узнаем: «Ого, вот откуда мои проблемы!»).
Так что развлекайтесь и анализируйте сами себя. Желаю каждому читателю успехов в выявлении своих комплексов! Ну а с тем, что знаешь, бороться уже гораздо проще…
Часть 1
Что такое комплексы и зачем с ними бороться?
Комплексы – неотъемлемая часть эмоционального отклика на любое событие, вызывающее у нас оценочное суждение «нравится – не нравится», «хочу – не хочу».
Они существуют уже миллионы лет, появившись задолго до того, как теорию комплексов развил легендарный психоаналитик Альфред Адлер. Более того, они начали формироваться вместе с нашим эмоциональным интеллектом раньше, чем обезьяна слезла с дерева.
Так что наличие комплексов говорит лишь о том, что у вас есть эмоциональный интеллект.
С точки зрения науки комплекс – это эмоциональная реакция, то есть субъективный эмоциональный отклик, переживание. Аффект наступает в тот момент, когда наше сознание отключается и все бразды правления переходят к эмоциям. Если это разовая реакция, то мы почувствуем радость или испуг. Если же реакция закрепилась в нашей памяти, то любое событие, которое может вызвать аффект, порождает устойчивое привыкание к этой реакции – комплекс.
Впрочем, в жизни мы называем комплексами не любую, а только свою негативную реакцию. А зря. Порой правильная постановка вопроса способна перевернуть наш внутренний мир.
В этой книге вы найдете множество простых и не очень простых, но всегда эффективных способов гармонизировать свои комплексы и снизить их воздействие. Зачем? Да просто для того, чтобы быть счастливее и добиваться желаемого.
Глава 1. Мозг и комплексы
Мозг, возраст, комплексы
Мы – это наш мозг. Все остальное тело – оболочка, защита и питательная среда для него.
Мозг развивается неравномерно. Слух, зрение, осознание, ассоциации – всему свое время.
Мне нравится заниматься картингом. Садишься за руль и чувствуешь себя почти пилотом «Формулы-1». Но только до тех пор, пока на трассу не выезжает какой-нибудь подросток. Он ничего не боится. Он гоняет так, что постоянно создает аварийные ситуации – не только для себя, но и для других. Почему же взрослые ведут себя на трассе гораздо корректнее?
Оказывается, дело в неравномерном развитии мозга. Увы, он развивается не сразу, некоторые зоны формируются довольно поздно. Ну не способен ребенок думать в терминах опасности и смерти! Для него это лишь слова, понятия абсолютно абстрактные, не относящиеся к нему лично (некоторые взрослые изо всех сил пытаются заглушить в себе развитие нужных отделов мозга и умудряются сохранить в себе эту уверенность на всю жизнь, искренне веря, что, к примеру, попасть в автокатастрофу может кто угодно, только не они).
Объем мозга новорожденного составляет лишь 25 % от объема мозга взрослого человека. В течение первого года жизни человека его мозг стремительно растет (гораздо быстрее, чем все остальное тело). Но! Физическое увеличение объема мозга вовсе не означает его наполнение. Дом построен, теперь его нужно заселить жильцами.
Наш мозг – это не только размер черепной коробки или наличие серого вещества. Потому что мозг состоит из нейронов (нервных клеток). Если вы его развиваете, между нейронами образуются связи. Но и это не все. Просто большое количество этих связей не делает человека умнее – их еще нужно оптимизировать!
Простой факт: мозг ребенка семи лет содержит в 2–3 раза больше связей, чем у взрослого человека.
В процессе оптимизации связей происходит развитие нашего сознания. Мозг постепенно упорядочивает одни представления о мире и избавляется от других, причем пополнение «базы данных» лучше всего производится в тех областях, которые уже хоть как-то упорядочены (поэтому зарядка для мозга крайне важна в любом возрасте).
Утверждение, что «нервные клетки не восстанавливаются», – всего лишь красивая отговорка черствых людей. Они восстанавливаются, как, впрочем, и любые другие клетки нашего организма. То есть на смену разрушающимся клеткам все время приходят новые. Сколько бы мы ни скоблили пятки, кожа на них все равно нарастает.
Итак, мозг растет, накапливает массу сведений, упорядочивает их… и порождает все новые и новые вызовы, с которыми не всегда может справиться. В результате включаются примитивнейшие реакции и формируются все новые и новые страхи, фобии и комплексы.
Маленькие дети могут бояться темноты или буку; расширение круга общения и опыта добавляет страхов, плохой учитель одним словом может внушить отвращение к своему предмету и твердую убежденность ученика «у меня нет способностей к…», развитие сексуальности одаривает нас новыми комплексами…
Отчасти на формирование комплексов неполноценности, вызывающих повышенную агрессию, влияет бедность. Американские ученые установили, что если до девяти лет ребенок рос в бедности, то в возрасте старше 20 лет он с большим трудом, чем сверстники, росшие в нормальной обстановке, может контролировать свои эмоции, гораздо легче впадает в ярость, хуже справляется со стрессами.
Не лучше обстоит дело и с бедностью, внезапно обрушившейся на взрослых. Попытки решить свои текущие проблемы в состоянии бедности за короткий срок (2–3 месяца) снижают базовый IQ на 10–15 пунктов – это очень и очень много (примерно столько отделяет человека с высшим образованием от выпускника школы).
Некоторые детские комплексы очень сильны и могут остаться с нами на всю жизнь. Впрочем, большинство их выветривается из нашего сознания уже к 25 годам. Или они просто вытесняются новыми. От 50 до 80 % устойчивых комплексов формируются у нас в возрасте 21–30 лет. То есть когда мы осознаем себя как личность и пытаемся вписать свое «Я» в окружающую действительность. Почему так происходит?
Лобные доли мозга (те самые, что отвечают за принятие решений, индивидуальность, самоидентификацию) формируются у человека лишь к 21–23 годам.
И вот тут-то нас и поджидает его величество «взрослый» комплекс. Он захватывает наш мозг, вбрасывает панические гормоны в организм, жестоко манипулирует нами, вынуждает трусить и ругаться, драться и спасаться, замыкаться и смиряться, отказываться и избегать.
Малейшая победа в этом возрасте делает нас сильнее и увереннее в себе. Малейшая неудача (или даже мысль о возможной неудаче) делает нас осторожными, опасливыми, пугливыми или спонтанно агрессивными – и это закрепляется в виде моделей поведения, порождая множество комплексов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "В клочья комплексы! 140 приемов счастливой жизни"
Книги похожие на "В клочья комплексы! 140 приемов счастливой жизни" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Лолита Волкова - В клочья комплексы! 140 приемов счастливой жизни"
Отзывы читателей о книге "В клочья комплексы! 140 приемов счастливой жизни", комментарии и мнения людей о произведении.