» » » » Коллектив авторов - Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. 2-е издание


Авторские права

Коллектив авторов - Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. 2-е издание

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. 2-е издание" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. 2-е издание
Рейтинг:
Название:
Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. 2-е издание
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. 2-е издание"

Описание и краткое содержание "Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. 2-е издание" читать бесплатно онлайн.



Второе издание курса лекций «Правотворческая политика в современной России» является междисциплинарным и комплексным, охватывающим темы, посвященные проблемам усовершенствования правотворческого процесса. В книге правотворческая политика рассматривается как особая форма реализации политики правовой, как ее специфическая разновидность. Законодательство приведено по состоянию на июнь 2015 г. Издание рассчитано на магистрантов и аспирантов юридических вузов, депутатов, ученых-юристов и практиков.






На стадии работы над проектом нормативного акта законодатель должен иметь информацию о мере согласия с концепцией готовящейся правовой новеллы (а в случае необходимости, – и с отдельными, наиболее спорными положениями законопроекта) всех основных социальных групп, интересы которых она затрагивает. Изучение общественного мнения должно занять существенное место в системе комплексного социологического обеспечения законотворчества89. Создание данной системы, охватывающей все стадии работы по совершенствованию законодательства, является актуальной задачей правотворческой политики. Как справедливо отмечается в литературе, нынешняя ситуация, когда законодатель вынужден работать в условиях острого дефицита достоверной социологической информации и прежде всего о состоянии массового сознания, становится все более неприемлемой90. Сохранение этой «традиции» является одной их основных причин деформаций социального механизма правотворчества, о которых говорилось выше.

Еще одним специфическим, имеющим непосредственное отношение к правотворческой политике, является принцип опережающего реагирования. Он самым тесным образом связан с рассмотренным выше принципом отражения общественного мнения. Содержание этого принципа заключается в необходимости преодоления порочной практики «догоняющего правотворчества», заключающейся во внесении бесконечных изменений и дополнений в действующее законодательство. Задачей правотворческой политики в данных условиях является опережающее реагирование на возможные вызовы времени, на изменяющиеся запросы общества и государства.

Так, на начальных этапах, связанных с выявлением потребности в правовом регулировании, законодатель должен получить от исследований общественного мнения, главным образом, сведения о наличии социальной проблемы, требующей правового решения, а также определенный импульс для разработки концепции нового закона. Одна из важнейших задач организационного обеспечения правотворчества в современных условиях – постоянно информировать законодателя о состоянии общественных отношений, об актуальных и перспективных потребностях практики, акцентируя внимание на возможности возникновения тех или иных проблемных ситуаций91 в развитии общественных отношений.

Лишь при хорошо налаженном социально-правовом мониторинге, имеющем прогностическую направленность, законодатель может своевременно принять правовые решения, способные предотвратить или сгладить социальную напряженность. При разработке концепции правовой новеллы необходимо опираться на обширный комплекс знаний, который в идеале должен охватывать теоретические и эмпирические данные о наличии социальной проблемы, требующей правового решения, результаты исследований эффективности действующего в данной области законодательства, материалы поисковых прогнозных разработок (основанных на экстраполяции существующих тенденций) и альтернативных нормативных прогнозов (т. е. прогнозов эффективности различных вариантов решения проблемы). Каждое из этих направлений исследований в той или иной мере должно включать в себя и изучение общественного мнения, ориентированное на выявление оценки населением существующего положения дел в соответствующей сфере социальной жизни, его возможной реакции как на сохранение этого положения (т. е. сохранение прежнего режима правовой регуляции), так и на социальные последствия новых правовых решений92.

Таким образом, задачей правотворческой политики как фактора модернизации правотворчества является обеспечение постоянного мониторинга социальной ситуации во всех областях общественной и государственной жизнедеятельности с целью своевременного обновления соответствующих правовых массивов; выработка на основе полученной прогностической информации концептуальных идей и целей в сфере нормативно-правового регулирования; недопущение отставания такого регулирования от реально складывающихся и возможных в перспективе изменений в общественных отношениях. Правотворческая политика должна не «бить по хвостам», как в случаях с авариями на Саяно-Шушенской ГЭС, шахте «Распадская», терактами в московском метро и аэропорту «Домодедово», природными катастрофами, типа лесных пожаров летом 2010 г., наводнениями в Крымске в 2012 г. и на Дальнем Востоке в 2013 г. и т. д. и т. п., а выявлять возможные варианты развития событий в той или иной области и предлагать научно обоснованные упреждающие правотворческие решения.

В этой связи принцип концептуальности правотворческой политики выступает одновременно продолжением рассмотренного выше принципа опережающего реагирования, а также своеобразным развитием принципа научной обоснованности.

Смысл данного принципа заключается в том, что модернизация отечественного правотворчества нуждается сегодня в надежном концептуальном основании. Это объясняется тем, что с помощью средств и методов правотворческой политики должна осуществляться не только сиюминутная корректировка действующей системы правовых норм для решения самых острых текущих проблем, но также определяться долгосрочные ориентиры нормативно-правового развития государства и общества. Так, В. Б. Исаков замечает: «… как и во всей сегодняшней общественной жизни, в российском законотворчестве отсутствуют научное предвидение, культура постановки целей и объективная оценка достигнутых результатов. Недооценка идейной, концептуальной основы законотворчества приводит к тому, что законотворческая деятельность заполняется слабо подготовленными «законодательными экспромтами», формирование правовой базы гражданского общества затягивается, и люди не видят тех конкретных позитивных результатов законодательной деятельности, на которые они вправе рассчитывать»93.

Нужна современная научная концепция, позволяющая предвидеть динамику развития российского законодательства, соотношение его отраслей и подотраслей, определять приоритетные законы на ближайшую перспективу последовательность принятия иных законов, исходя из интересов граждан и государства, потребностей экономики, социальной и политической сфер94. Отсюда, концептуальность правотворческой политики предполагает разработку программных документов, отражающих как тактические (ближайшие) задачи текущего периода, так и стратегические цели повышения эффективности правового воздействия на общественные отношения.

Формирование основ и тех или иных направлений правотворческой политики начинается, как правило, на доктринальном уровне. Ученые в своих монографиях, статьях, комментариях предлагают пути усовершенствования правотворчества, способы повышения результативности отдельных элементов нормотворческой деятельности. В этой связи научная разработка концептуальных основ организации правотворческой деятельности, издания правовых актов и упорядочения действующего законодательства является одной из важных задач правотворческой политики.

Понятие «концепция» применяется в науке и в законотворческой практике как к отдельным законопроектам, так и к их совокупности и даже ко всей правовой (а не только правотворческой) политике. Использование этого термина целесообразно потому, что в идеале в процессе правотворчества всегда должна ставиться задача максимально точного отражения в нормативных правовых предписаниях явлений общественной жизни и правильного реагирования на возникающие проблемные ситуации. Другими словами, концепция должна характеризовать степень отражения в правотворческой политике происходящих в обществе процессов и точность проецирования этих процессов на будущее. На этом должен основываться выбор оптимальных путей видоизменения общественных отношений в желательном направлении при помощи права95. Таким образом, специфическая роль принципа концептуальности правотворческой политики заключается в том, чтобы концентрировать наиболее существенные интересы граждан, государства и общества в целом, обособляя их в качестве объекта правового регулирования.

Чаще всего «концепция» понимается как система связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов на то или иное явление96. Исходя из подобного определения, можно заключить, что понятия «концептуальность» и «систематизированность» синонимичны друг другу. А. П. Коробова, например, полагает, что концепция правовой политики – это разработанная на государственном уровне система представлений о перспективах совершенствования правовой жизни общества, о целях, задачах, приоритетах, принципах, направлениях, формах и средствах правовой политики государства97.

Как можно заметить, принцип концептуальности тесно связан еще с одним важнейшим принципом правотворческой политики – принципом системности. Именно системность правотворческой политики обеспечивает единство правового регулирования общественных отношений, иерархию, комплексный характер и взаимосвязь издаваемых нормативных правовых актов, а также реальность и исполнимость содержащихся в них требований и предписаний.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. 2-е издание"

Книги похожие на "Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. 2-е издание" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. 2-е издание"

Отзывы читателей о книге "Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. 2-е издание", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.