» » » » Сергей Дробышевский - Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография


Авторские права

Сергей Дробышевский - Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография

Здесь можно купить и скачать "Сергей Дробышевский - Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Дробышевский - Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография
Рейтинг:
Название:
Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография"

Описание и краткое содержание "Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография" читать бесплатно онлайн.



В монографии на базе достижений отечественного и зарубежного обществоведения рассмотрены важнейшие вопросы общей теории, а также истории политической организации общества и права: место в структуре социальной реальности, происхождение, последующее развитие и исторические судьбы политической организации общества и права. Кроме того, проанализированы наиболее общие закономерности функционирования этих явлений на всех этапах политико-правовой эволюции и дана подробная характеристика исторически первого типа политической организации общества и права. Издание адресовано политологам, юристам, студентам вузов, изучающим политологические и юридические дисциплины. Книга будет полезна также всем желающим приобрести фундаментальные знания в области политологии и юриспруденции.






Разумеется, цитаты – не то доказательство, на которое можно всецело положиться. Но нарисованная современной Л.Г. Моргану наукой картина существования многих десятков древнейших людей в больших общих домах с едиными для всех их обитателей запасами предметов потребления и орудий, откуда каждый мог брать столько, сколько ему надо, очень не походила на образ жизни цивилизованных сограждан выдающегося американского мыслителя. Поэтому Л.Г. Морган склонен был допустить, что семейно-брачные отношения в глубокой древности также разительно отличались от наблюдаемых им в XIX в.[254].

И вот на эту-то подготовленную почву и упала трактовка обозначений классификационных систем как терминов родства, означавшая признание наличия у каждого человека десятков «отцов», нередко сотен «братьев», «сестер» и т. д. Л.Г. Морган предположил, что многочисленные «отцы» в классификационных системах – подтверждение идеи И.Я. Бахофена о том, что в незапамятные времена женщина имела половые отношения с рядом мужчин и не знала точно, от кого из них каждый ее ребенок. Неудивительно поэтому, что классификационные системы показались Л.Г. Моргану оставшимися от давно прошедших времен частицами древнейшего семейного строя, а следовательно, и доказательствами его функционирования на ранних этапах истории человечества, по своей достоверности выгодно отличавшимися от самых лучших цитат И.Я. Бахофена.

В нецивилизованных обществах присутствуют два типа классификационных систем: менее и более сложный. Социальная структура по мере своего развития, сознавал Л.Г. Морган, постепенно усложняется. Отсюда следовало, что древнейшая классификационная система – самая простая, а та, что посложнее, появилась позже[255].

Наиболее ранняя, по Л.Г. Моргану, совокупность классификационных обозначений, а именно гавайская система, включала пять категорий терминов, звучавших в моргановском переводе как «деды» и «бабки», «отцы» и «матери», «братья» и «сестры», «сыновья» и «дочери», «внуки». Поскольку люди каждого поколения оказывались по отношению друг к другу «братьями» и «сестрами» и они же все вместе выступали для любого из представителей предыдущих и последующих поколений соответственно «внуками», «детьми», «родителями» и, наконец, «дедами» и «бабками», то Л.Г. Морган посчитал, что первая историческая форма супружества, о которой есть весомые, как он думал, свидетельства классификационных систем, – это «групповой брак между родными и коллатеральными братьями и сестрами»[256], а в предполагаемой таким матримониальным общением «состоявшей из братьев и сестер кровнородственной семье мужья жили в полигинии, а жены в полиандрии»[257].

Кровнородственная семья – не та группа «кровных родственников, соединившихся для взаимной защиты и совместного добывания пропитания»[258], которая представляла собой изначальное человеческое социальное объединение. Эпоха дикости, по Л.Г. Моргану, начиналась с орды, живущей в условиях ничем не ограниченных половых отношений, т. е. промискуитета[259], что согласовывалось с отмеченной позицией И.Я. Бахофена. Правда, Л.Г. Морган не находил в нецивилизованном обществе фактов, которые могли бы эмпирически доказать древний промискуитет. «Общественное состояние, которому свойственна кровнородственная семья, – по мнению Л.Г. Моргана, – с логической необходимостью указывает на предшествующее состояние промискуитета. Этого заключения, по-видимому, нельзя избежать, хотя… самое большее, что с уверенностью можно утверждать по этому трудному вопросу, это – что кровнородственная семья… представляла улучшение предшествовавшего неорганизованного состояния, каково бы оно ни было»[260].

Люди, полагал Л.Г. Морган, еще с древнейших времен заметили, что чем ближе родство лиц, вступающих в брак, тем менее жизнеспособно потомство[261]. В результате некогда, уже в условиях кровнородственной семьи, «братья перестали жениться сперва на своих родных сестрах, а позднее… также и на своих коллатеральных сестрах. Но остальные жены у них по-прежнему были общими. Подобным же образом сестры перестали выходить замуж сперва за своих родных братьев, а затем… и за своих коллатеральных братьев; но остальные мужья оставались у них общими»[262]. Одного первого из двух отмеченных последовательных шагов было достаточно, по мнению Л.Г. Моргана, для формирования социальных организмов, отражавшихся в общественном сознании в виде классификационной системы, отличающейся от гавайской. Эта, как он считал, вторая в человеческой истории совокупность классификационных обозначений, обычно именуемая Л.Г. Морганом туранской или ганованской системой, с его точки зрения, с необходимостью вытекала из человеческого объединения, «в котором по распространенному порядку несколько сестер состояло в групповом браке с мужьями каждой из них и несколько братьев состояло в групповом браке с женами каждого из них»[263]. Соответствующие группу, брак и семью Л.Г. Морган называл пуналуальными.

Женская ветвь указанной группы, т. е. «сестры с их детьми и потомками по женской линии дают весь состав рода архаического типа»[264] – важнейшего общественного объединения в теории Л.Г. Моргана, на средней стадии дикости сменившего предшествующие ему социальные организмы, часто именуемые первобытными человеческими стадами современными исследователями, в основном разделяющими теорию социальной эволюции Л.Г. Моргана[265]. Род характеризуется кровной связью своих членов, происхождением, которое «ведется по женской линии, так как отцовство детей не могло быть установлено достоверным образом»[266], и недопущением брака в его пределах, «что избавляло… от зла кровнородственных браков и содействовало таким образом укреплению силы всей человеческой породы»[267]. Причем родовая организация с момента ее конституирования оказалась должна «принять форму пар родов, потому что дети мужчин исключались из рода и… было в одинаковой мере необходимо организовать оба класса потомков. При одновременном возникновении двух родов должный результат и был бы достигнут, поскольку мужчины и женщины одного рода вступали бы в брак с женщинами и мужчинами другого рода, а дети, оставаясь в родах своих матерей, распределялись бы по этим двум родам»[268]. Так появились племена, каждое из которых первоначально состояло только из двух родов.

Родоплеменные объединения в ходе своего развития переступили порог дикости и функционировали на всем протяжении эпохи варварства. Со временем они стали включать фратрии, а также выступать в форме конфедераций племен, став базой для складывания политической организации общества. Семья в результате этого движения вперед на границе дикости и варварства превратилась в организм, охватывающий лишь двух супругов с их детьми, что в конечном счете привело к исчезновению второго в истории типа классификационных систем. Его место заняла совокупность родственных обозначений, вытекающая из семейного строя цивилизованного общества, функционирующая в государствах по сей день[269].

Сказанного, пожалуй, вполне достаточно, чтобы показать, насколько важной явилась для конкретного содержания концепции Л.Г. Моргана его трактовка обозначений классификационных систем как терминов родства, ибо именно она обусловила весьма многие его заключения о человеческом обществе эпох дикости и варварства. И уже упомянутое внимание к указанной трактовке исследователей древнейшей истории, пришедших на смену Л.Г. Моргану, ясно демонстрировало осознание ими ее значения.

Эти специалисты имели возможность судить о начальном этапе жизни человечества на основании данных многочисленных этнографических и археологических исследований нецивилизованных обществ, предпринятых в конце XIX в. и в XX в. Сложившаяся в их сознании в результате осмысления всей совокупности таких сведений картина социальной реальности периодов дикости и варварства не походила на реконструированную Л.Г. Морганом, исходя из его понимания классификационных терминов как обозначений родственных отношений[270]. В частности, находящаяся в их распоряжении информационная база свидетельствовала, что даже в самых древних обществах, принадлежащих по уровню своего развития, согласно моргановской классификации, к этапу дикости, элементарной социальной ячейкой была индивидуальная семья, представлявшая собой, как правило, союз мужчины с одной или несколькими женщинами[271]. На высшей стадии дикости, где, как считал Л.Г. Морган, исходя из имевшихся у него этнографических данных и своей схемы исторического развития, должен универсально присутствовать материнский род, типичной оказалась состоящая из этих семей община, комплектующаяся на основе родства по материнской, отцовской или обеим линиям, а также на базе иных социальных связей[272]. Что же касается классификационных систем, которые, по Л.Г. Моргану, при наличии индивидуальной семьи не могли не отмирать, являясь атавистическими, пережиточными формами, то они, напротив, «работали» и весьма активно, упорядочивая совместную деятельность людей эпохи дикости в условиях господства в обществе такой семьи.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография"

Книги похожие на "Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Дробышевский

Сергей Дробышевский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Дробышевский - Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография"

Отзывы читателей о книге "Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.