Э. Шнайдер - Правоведение. Шпаргалка. Учебное пособие
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Правоведение. Шпаргалка. Учебное пособие"
Описание и краткое содержание "Правоведение. Шпаргалка. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.
Данное издание содержит ответы на основные вопросы по учебной дисциплине «Правоведение». Данное пособие не является альтернативой учебнику, но станет незаменимым помощником для студентов в закреплении изученного материала при подготовке к сдаче зачета и экзамена.
Э. В. Шнайдер
Правоведение
Правоведение
1. Понятие и признаки государства
Государство – это организация политической власти, устанавливающая определенный порядок взаимоотношений между членами общества, имеющая свою территорию, аппарат принуждения и устанавливающая налоги, необходимые для осуществления внешних и внутренних функций.
Признаки государства: 1) территория. Государственная власть распространяется на всех людей, находящихся на определенной территории. В состав территории государства входят суша и воды с находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, пределы которых определяются государственной границей; 2) население – совокупность людей, проживающих на территории государства. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным; 3) публичная власть. Государство – организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом управления обществом (законодательные и исполнительные органы), а также особым аппаратом принуждения (армия, полиция, прокуратура, судебные органы, система исправительных учреждений); 4) суверенитет. Данный признак выражается в верховенстве государства во внутренних и в его независимости во внешних делах; 5) издание правовых норм. Через право государство формирует свою внутреннюю организацию, устанавливает основные направления деятельности, руководит обществом, обеспечивая реализацию принимаемых им решений мерами государственного принуждения; 6) налоги и сборы. Государство взимает налоги и сборы в целях финансового обеспечения публичной власти.
2. Форма государства
Форма государства – совокупность приемов и методов осуществления государственной власти.
На форму государства влияют как социально-экономические, так и национально-исторические особенности, климатические условия и др.
Элементами формы государства являются:
1) форма правления – система организации, порядок образования и компетенция высших органов власти, а также их взаимоотношения с населением. По формам правления государства подразделяются на: а) монархии (абсолютные и относительные); б) республики (президентские, парламентские и смешанные);
2) форма государственного устройства – национально-территориальная структура государства, правовое положение его территориальных единиц, а также взаимоотношения между государством в целом и составляющими его территориальными единицами. В зависимости от формы государственного устройства выделяют: а) унитарные государства – цельные государственные образования, состоящие из административно-территориальных единиц, которые не обладают признаками государственной независимости; б) сложные государства – союз суверенных государств или обособленных государственных образований (федерации, конфедерации, империи);
3) государственный (политический) режим – система методов, способов и средств, с помощью которых осуществляется государственная власть. По государственному (политическому) режиму государства делятся на две группы: а) демократические; б) недемократические (авторитарные и тоталитарные).
3. Форма правления: понятие и виды
Форма правления – система организации, порядок образования и компетенция высших органов власти, а также их взаимоотношения с населением.
Виды форм правления:
1) монархия – форма правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха и переходит, как правило, по наследству. Виды монархии: а) абсолютная – вся полнота власти сосредоточена в руках монарха и ничем не ограничена, конституция и парламент отсутствуют, нет разделения властей. Сегодня таких монархий уже нет, хотя наиболее близка к данному виду Саудовская Аравия; б) ограниченная – наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие государственные органы, ограничивающие его власть (Великобритания, Дания, Швеция и др.);
2) республика – форма правления, при которой верховная власть осуществляется только выборными органами. Виды республик: а) президентская – президент является как главой государства, так и главой исполнительной власти. Правительство несет ответственность перед президентом, который по своему усмотрению назначает и отстраняет от должности членов правительства (США, Сирия и др.); б) парламентская – правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте (Германия, Италия и др.); в) смешанная – парламент имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом, при этом президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (Украина, Польша и др.).
4. Форма государственного устройства: понятие и виды
Форма государственного устройства – внутренняя национально-территориальная структура государства, правовое положение его территориальных единиц, а также взаимоотношения между государством в целом и составляющими его территориальными единицами.
В зависимости от формы государственного устройства выделяют:
1) унитарные государства – цельные государственные образования, состоящие из административно-территориальных единиц, которые не обладают признаками государственной независимости, и характеризующиеся наличием единой системы центральных органов государственной власти, единой системы законодательства и единого гражданства;
2) сложные государства – союз суверенных государств или обособленных государственных образований: а) федерация – союзное государство, состоящее из государственных образований, которые в той или иной мере обладают государственным суверенитетом и другими признаками государственности (РФ, Бельгия, ОАЭ, Индия, Судан, Канада и др.); б) конфедерация – временный союз суверенных государств, образуемый либо для достижения политических, экономических и других целей с последующей трансформацией в федерацию (Швейцарский союз стал федерацией в 1848 г.) либо при постепенном распаде федерации на самостоятельные государства (Сенегамбия: Сенегал + Гамбия, 1982–1989 гг.); в) империя – насильственно созданное многонациональное монархическое государство (Римская империя (27 до н. э. – 476 н. э.), Византийская империя (395—1453)).
5. Государственный (политический) режим: понятие и виды
Государственный (политический) режим – система методов, способов и средств, с помощью которых осуществляется государственная власть.
Существует две точки зрения о соотношении понятий «политический» и «государственный» режимы. Согласно одной точке зрения данные понятия тождественны. Согласно другой понятие «политический режим» более широкое по сравнению с государственным, поскольку включает в себя методы и способы осуществления власти со стороны не только государства, но и со стороны негосударственных политических организаций.
По государственному (политическому) режиму государства делятся на две группы: 1) демократические, при которых: а) единственным источником власти признается народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа; б) решения принимаются большинством с учетом мнения меньшинства; в) действует принцип, в соответствии с которым разрешено все, что не запрещено; г) отсутствует цензура (США, Канада, Великобритания, Франция и др.); 2) недемократические: а) авторитарный, основанный на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении невмешательства государства в частную жизнь граждан (Египет, Иран, Сирия, Малайзия и др.); б) тоталитарный, при котором государство вмешивается во все сферы общественной жизни. Этот режим основывается на официальной религии или идеологии и характеризуется крайним центризмом и культом личности правящего вождя (КНДР, Ливия и др.).
6. Понятие и признаки правового государства
Правовое государство – это особая организация политической власти, при которой наиболее полно обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, а также взаимная ответственность государства и личности в целях недопущения злоупотреблений.
Основные признаки правового государства: 1) признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; 2) признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; 3) верховенство права: государственным органам позволено только то, на что их уполномочил закон; 4) верховенство закона по отношению ко всем другим нормативным правовым актам; 5) верховенство и прямое действие Конституции: соответствие всех законов Конституции, а также непосредственное действие норм Конституции, в первую очередь касающихся прав и свобод человека и гражданина; 6) соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права либо их прямое действие; 7) концентрация всех государственно-властных полномочий в системе государственных органов, созданных и действующих на основе права; 8) принцип разделения властей: одна ветвь государственной власти ограничивает другую, действуя как система сдержек и противовесов; 9) взаимная ответственность государства и личности: государство должно выполнять возложенные на него правом обязанности по отношению к гражданам, а граждане – по отношению к государству; 10) наличие развитого гражданского общества.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Правоведение. Шпаргалка. Учебное пособие"
Книги похожие на "Правоведение. Шпаргалка. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Э. Шнайдер - Правоведение. Шпаргалка. Учебное пособие"
Отзывы читателей о книге "Правоведение. Шпаргалка. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.