Иван Соловьев - Налоговая амнистия. Учебное пособие
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Налоговая амнистия. Учебное пособие"
Описание и краткое содержание "Налоговая амнистия. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена вопросам проведения налоговой амнистии в России. С понятием «налоговая амнистия» нередко связывают и легализацию капиталов, и экономическую амнистию, и реструктуризацию налоговой задолженности, и еще ряд мероприятий, направленных на снижение налогового бремени и упрощение процедур налогового администрирования. Однако в данной работе приведены «классические» определения налоговой амнистии, экономической амнистии и др. Автором рассмотрен исторический опыт разработки и проведения налоговых амнистий в нашей стране (1993-2007 гг.). Кроме того, проанализирован зарубежный опыт на примере стран СНГ, а также экономически развитых и развивающихся стран мира. В пособии вы найдете ответы на вопросы: какими должны быть условия и порядок проведения амнистии, гарантии власти, рекламная кампания, чтобы в нее поверили и она принесла успех как экономике, так и имиджу государства-инициатора. Вы узнаете, что лежит в основе провальных попыток вернуть неуплаченные налоги или сокрытые денежные средства в бюджет, и многое другое. Издание подготовлено по состоянию законодательства на октябрь 2008 г. Книга рассчитана на широкий круг читателей: налогоплательщиков, ученых, сотрудников налоговых и правоохранительных органов, аудиторов, адвокатов, аспирантов и студентов юридических и экономических вузов, специалистов, интересующихся данной проблемой.
И. Н. Соловьев
Налоговая амнистия
Учебное пособие
Вступление
Налоговая амнистия, экономическая амнистия, легализация капиталов или доходов, валютная либерализация – как только не называют власти мероприятия, направленные на привлечение в отечественную экономику сокрытых от налогообложения или уведенных за рубеж (или и то и другое) денежных средств.
Единственное, пожалуй, к чему привыкли многие россияне, это то, что подобные мероприятия имеют ярко выраженную политическую окраску. А еще и то, что в процессе обсуждения целесообразности и условий их проведения участвуют практически все слои общества: от мелких предпринимателей до «политиков-тяжеловесов», не говоря уже об ученых, адвокатах, налоговиках, аудиторах, журналистах и др.
Это легко объяснимо, так как интересы обсуждающих разнятся, подчас кардинально, а также то, что от успеха или неуспеха проведения налоговой или любой другой амнистии зависит не только авторитет власти, ее начавшей, но и имидж всего государства на международной арене, инвестиционный климат, места в рейтингах доверия и т. д.
Еще один извечный вопрос, который волнует большинство населения страны: в чьих интересах проводится налоговая амнистия? Понятно, что выиграть должно государство, его экономика. А с другой стороны, со стороны амнистируемых, кто выиграет от ее проведения? Будут ли это широкие слои предпринимателей, которые, поверив государству, возвратят деньги в национальный бюджет и тем самым поспособствуют дальнейшему формированию, развитию и укреплению «среднего класса», или это будет верхушка бизнеса, его элита, испугавшаяся за свое безоблачное будущее и желающая создать себе запас прочности и безопасности. Ведь амнистия не только освобождает от ответственности нарушителей налогового законодательства, но и ставит их в привилегированное положение по сравнению с законопослушными гражданами, которые уже добросовестно уплатили все налоги.
По большому счету, весьма многим гражданам нашей страны в практическом плане абсолютно не важны условия и контингент налоговой амнистии, так как декларировать и выводить из тени пока особенно нечего. С 2001 года каждый может задекларировать свои доходы под 13-процентную налоговую ставку. И здесь мы видим, что налоговая амнистия предназначена для достаточно узкого круга лиц. Однако это все важно с моральной, этической, психологической точки зрения. Люди должны верить в то, что это благо для страны, а не придание вида законного владения преступно нажитым деньгам.
Говоря о степени исследованности данной темы, отмечу, что затрагивалась она в основном журналистами в связи с периодически появляющейся информацией о целесообразности проведения мероприятий по амнистии капиталов, имущества, неуплаченных налогов и т. д.
Объектом глубоких специальных научных исследований данная, безусловно, интересная тема до последнего времени еще не выступала. И в большинстве случаев она рассматривается в связке с зарубежным аналогичным опытом, что, в принципе, вполне объяснимо, так как всегда интересны новации, успехи и ошибки других, хотя бы потому, что лучшее надо учесть, а ошибок избежать. Однако в основном все ограничивается описанием условий и результатов зарубежных амнистий без экстраполяции на нашу действительность1.
Тем не менее в последнее время стали появляться научные исследования, посвященные непосредственно самим проблемам налоговой амнистии в Российской Федерации, основанные на результатах эмпирических исследований по данной тематике. В них подробно рассматриваются факторы, оказывающие влияние на принятие государством решений в области налоговой амнистии, делаются попытки оценить эффективность подобного инструмента, используя характер его воздействия на развитие участвующих сторон, финансового сектора и экономики в целом, отмечается многогранность и комплексность данного процесса.
Глава 1. Теоретические основы проведения амнистии
1.1. История появления понятия «амнистия», ее значение при сборе налогов
Слово «амнистия» произошло от греческого amnestia – забвение, прощение. Данный правовой институт является весьма древним и имеет глубокие исторические корни.
Амнистия – акт законодательной власти, отменяющий не только наказание, но также и преступление. Со времен Средневековья существует международный обычай включать в текст международного договора положение об амнистии в отношении всех лиц, заключенных во время ведения войны по политическим причинам. Законы об амнистии также использовались, чтобы предотвратить наказание виновников нарушения прав человека2.
Указанный инструмент использовался во внутренней политике как диктаторами, так и просвещенными поборниками демократии.
Как мы видим, амнистия в различных ее формах и проявлениях вот уже много сотен лет применяется государством по отношению к лицам, совершившим в основном уголовные преступления. Однако в истории встречаются случаи использования амнистии применительно к неплательщикам налогов.
Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором. Процентная ставка сбора была достаточно определенной. В Пятикнижии Моисея сказано: «…и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу»3.
Историки считают, что налогообложение берет начало с городских налогов в древнем государстве шумеров (3000 лет до н. э.). С тех пор история изобилует войнами, восстаниями и революциями, причиной которых были высокие налоги.
Рассматриваемое нами понятие налоговой амнистии существует, наверное, со времени возникновения самих налогов – во всяком случае, дефицита примеров из жизни самых разных государств не наблюдается. Историки утверждают, что уже за 200 лет до н. э. в Древнем Египте по специальному распоряжению из тюрем были выпущены те, кто содержался там за уклонение от уплаты налогов.
Практически на всех исторических этапах для государств было характерным стремление сделать систему сбора налогов более эффективной, снизить потери казны при самом процессе сбора налогов, выработать меры, направленные на исключение возможности уклонения от уплаты налогов и иных платежей. И это было большой удачей для населения, когда налоговая амнистия «вписывалась» в данные задачи как одна из мер по ее решению.
Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей различных эпох. Один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723–1790) говорил о том, что налоги для того, кто их выплачивает, признак не рабства, а свободы. Немецкий философ Г. В. Ф. Гегель (1770–1831) отмечал, что право собственности – высокое право, оно священно, но при этом остается очень подчиненным, оно может и должно нарушаться. Государство требует уплаты налогов, это требование сводится к тому, чтобы каждый отдавал часть своей собственности, тем самым государство лишает граждан части их собственности. Налоги не нарушают права собственности, и требование налогов не есть нечто неправомерное. Право государства выше права отдельного человека на его собственность. Большинство людей рассматривают требование уплаты налогов как нарушение их особенности, т. е. их права развиваться, как нечто им враждебное, препятствующее осуществлению их цели, однако сколь истинным им это ни кажется, особенность цели не может быть удовлетворена без всеобщего, и страна, в которой бы не платили налогов, не способна сама развиваться и отличаться усилением права4.
Исторически сложилось, что проведение налоговых амнистий было связано в основном с теми случаями, когда чрезмерный уровень налогообложения или несправедливые налоги, сборы или пошлины ставили население стран на грань разорения или даже голода. История изобилует войнами, восстаниями и революциями, причиной которых были высокие налоги. Во время французской революции в 1789 году 50-тысячную армию солдат и таможенников бросили собирать налог на соль. За неуплату и контрабанду соли ежегодно отправляли на галеры мужчин, женщин и детей. В 1524 году из-за непомерных поборов в Германии восстали крестьяне.
При этом, в «просвещенной» Европе считали, что в деспотических государствах народ платит лишь невысокие налоги, тогда как в конституционном государстве налоги возрастают в силу собственного сознания народа5. И тем не менее, соотношение «прилежных» и «нерадивых» налогоплательщиков в Европе на протяжении веков практически не менялось. Среди уклоняющихся от уплаты налогов был и министр финансов Германии, писатель Гете, ежегодно получавший жалованья более 3000 талеров и в два раза больше зарабатывавший гонорарами, однако плативший в казну всего 150 талеров6. Впоследствии великий писатель провел реформу в интересах мелких налогоплательщиков. Не смог он уклониться только в 1808 году, когда в Веймар вошли наполеоновские войска. Всем, и Гете в том числе, пришлось оплачивать «военный заем».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Налоговая амнистия. Учебное пособие"
Книги похожие на "Налоговая амнистия. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иван Соловьев - Налоговая амнистия. Учебное пособие"
Отзывы читателей о книге "Налоговая амнистия. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.