Коллектив авторов - Управление персоналом: теория и практика. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Управление персоналом: теория и практика. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации"
Описание и краткое содержание "Управление персоналом: теория и практика. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации" читать бесплатно онлайн.
Рассматриваются вопросы теории и практики управления социальным развитием и организации социальной работы в организациях. Освещаются предпосылки возникновения, этапы развития и современное содержание функций управления социальной сферой предприятий за рубежом и в России. Особое внимание уделяется актуальным проблемам и задачам планирования и организации деятельности по управлению данной сферой организаций. Описываются организационная структура управления социальным развитием и схема взаимодействия подразделений, связанных с выполнением данных функций. Подробно освящаются механизмы организации выплаты социальных пособий сотрудникам и членам их семей согласно законодательству и по инициативе трудовых коллективов с учетом особенностей их социально-демографического состава и экономического состояния организации. Приводятся примеры составления коллективного договора и социальной программы.
К. Э. Оксинойд, Е. В. Розина
Управление персоналом: теория и практика
Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации
Учебно-практическое пособие
Под редакцией доктора экономических наук, профессора кафедры управления персоналом
Государственного университета управления, заслуженного деятеля науки РФ А. Я. Кибанова
1. ПОНЯТИЕ, ОБЪЕКТ И ЦЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ
В настоящее время управление социальным развитием организации – одна из актуальных задач социального управления как важнейшей функции общества. Хотя решение этой задачи и происходит на микроуровне, оно вносит существенный вклад в достижение макросоциальных целей государства. Управление социальным развитием организаций составляет ведущее направление корпоративной социальной политики, поскольку обеспечивает прямую связь между конкретным трудовым вкладом работников и возможностями удовлетворения их социальных потребностей, существенно смягчая проблему социального неравенства, уменьшая общую социальную напряженность в стране1. В условиях рыночной экономики, где в качестве основных субъектов экономической активности выступают частные предприятия, естественно ожидать, что их собственники и менеджмент должны взять на себя основную часть ответственности и за решения задач социального развития общества в целом.
Социальное развитие организации представляет собою процесс качественного изменения социальной подсистемы организации. Другими словами, социальное развитие организации – это не любые положительные изменения ее социальных элементов («к лучшему»), а существенные перемены, связанные с переходом организации в новое, принципиальное иное, более высокое социальное качество. Это уточнение понятия социального развития необходимо акцентировать потому, что многие менеджеры ошибочно называют развитием изменения, связанные с «ростом» или «расширением», несмотря на то, что сами по себе эти процессы не сопровождаются приобретением персоналом организации как социальным целым качественно новых, существенных для ее деятельности свойств. Тех, которые перед организацией как хозяйственным и социальным субъектом открывают новые широкие горизонты и большие возможности. Подросток акселерат, достигший роста взрослого, социально зрелого индивида, таковым еще не является, это ему лишь предстоит, и вовсе не обязательно, что генетически заложенный потенциал развития будет им реализован. Очевидно также, что отделение плохо обученных и недисциплинированных солдат, превратившееся в результате пополнения новобранцами во взвод или в батальон, в боевом отношении никак не изменилось. Приведенные примеры означают, что управление социальным развитием требует от воспитателей и «командиров», субъектов управления принципиально других, более серьезных усилий, опирающихся на глубокое понимание сущности объекта управления и видение целей организации в долгосрочной перспективе.
Под управлением социальным развитием организации понимается процесс упорядоченного воздействия на социальную подсистему организации с целью ее качественного изменения, обеспечивающего оптимальное решение стратегических задач организации как субъекта хозяйственной деятельности.
В организации, действующей на рынке в качестве экономического субъекта, процессы управления, так же, как и процессы основной (производственной) деятельности, осуществляются на основе функционально-целевой специализации и разделения труда. Однако при этом экономические цели и функции являются ведущими (рис. 1).
Рис. 1. Социальные цели в системе базовых целей хозяйственной организации
Доминирующая роль экономических задач часто мешает руководителям коммерческой организации увидеть социальную или человеческую сторону жизни управляемой ими организации и понять важнейшую роль этого компонента в достижении основной цели. Тем не менее успешная реализация экономической функции и достижение экономических целей возможны лишь благодаря выполнению других, базовых функций, в частности, социальной, заключающейся в удовлетворении личных, групповых и коллективных потребностей сотрудников организации как членов ее общности. Существование социальной функции хозяйственной организации обусловлено ее человеческой природой, персональным составом и личностными особенностями сотрудников, жесткой «включенностью» последних в конкретную социокультурную среду.
Посмотрев на рис. 1, можно увидеть, что социальные цели принадлежат к числу трех базовых целей хозяйственной организации. В практическом плане базовые цели представляют собой определенные планируемые результаты ее деятельности. Они имеют различную природу и связаны с функционированием принципиально разных подсистем управления и видами деятельности персонала. Вместе с тем они тесно взаимосвязаны между собой, поскольку достижение одних является условием осуществления других и существования организации как целостной системы.
Научно-технические цели заключаются в модернизации существующих или создании новых устройств, машин, приборов, оборудования, технологий и т. п. Но их достижение неизбежно предполагает ряд соответствующих, более или менее существенных, социальных изменений, в частности изменений профессионально-квалификационных характеристик персонала, его знаний, навыков и умений.
Производственно-коммерческие цели ориентированы на производство определенной продукции, ее продажу потребителям, получение дохода и прибыли. Их реализация обеспечивается определенным образом организованным взаимодействием между сотрудниками, сотрудничеством, доверием и взаимопониманием. То есть снова оказывается зависящей от социальных факторов – личностных характеристик и характера отношений между людьми в организации.
Социальные цели организации возникают и существуют в связи с необходимостью удовлетворения потребностей занятых в ней работников и членов их семей в определенном наборе жизненных благ, обеспечивающих условия их воспроизводства не только как рабочей силы, но и как личностей, участников определенных социальных групп и общества в целом. Таким образом, в управлении социальной сферой организации важно учитывать, что ее социальные цели связаны с наличием и жизнедеятельностью не только отдельных работников, но и различных групп, из которых складывается и социальная общность персонала, и организация в целом. Это обстоятельство значительно усложняет задачи социального управления, преследующего достижение названных целей.
В общем случае задача управления социальным развитием организации заключается в целенаправленном воздействии на ее социальную систему.
Согласно постулатам системного анализа любая подсистема является самостоятельной системой. Поэтому, анализируя задачи управления социальным развитием, правомерно говорить о социальной системе организации как об особом объекте управления (рис. 2).
Рис. 2. Общее строение социальной системы организации как объекта управления
Социальную систему организации образуют (рис. 3): во-первых, ее персонал, понимаемый не как некий набор безликих фигур, переставляемых руководством в силу иногда субъективно понимаемых требований производственной или экономической ситуации, а как социальная общность (социум) ее работников со всей совокупностью фактических значений признаков, характеризующих данный социальный феномен.
Социальная общность работников организации (персонала) характеризуется следующим рядом важных признаков: численностью и персональным составом работников, руководителей и лидеров, функционально-должностной и социально-ролевой структурами, культурой и системой социального контроля трудового поведения, социально-демографическими и профессионально-квалификационными признаками. Функционально-должностная и социально-ролевая структуры обусловливаются экономическими целями и производственно-технологическими свойствами организации.
Рис. 3. Детализированное строение социальной системы организации
Особое значение для функционирования и развития социума организации имеет персональный состав руководителей, в силу своих личностных качеств реализующих определенные, присущие конкретно им, стили лидерства и типы власти (влияния). Выполняя свои официальные управленческие функции, официальные руководители в процессе непосредственного взаимодействия с подчиненными, благодаря своему статусу, вольно или невольно создают систему не только формальных, служебных, операционально-трудовых отношений, но и оказывают существенное влияние на характер неформальных связей и отношений между остальными сотрудниками. Они во многом формируют и определяют особенности социально-психологического климата подразделений и организации в целом, а также особенности ее культуры как интегральной совокупности регуляторов поведения персонала. При отсутствии или недостатке у официальных руководителей качеств, необходимых для эффективного выполнения данной функции, выдвигаются неформальные лидеры, восполняющие дефицит управленческого воздействия и потребность исполнителей в организующем начале.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Управление персоналом: теория и практика. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации"
Книги похожие на "Управление персоналом: теория и практика. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Управление персоналом: теория и практика. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации"
Отзывы читателей о книге "Управление персоналом: теория и практика. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации", комментарии и мнения людей о произведении.