» » » » Александра Нечаева - Правовые проблемы семейного воспитания несовершеннолетних. Монография


Авторские права

Александра Нечаева - Правовые проблемы семейного воспитания несовершеннолетних. Монография

Здесь можно купить и скачать "Александра Нечаева - Правовые проблемы семейного воспитания несовершеннолетних. Монография" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александра Нечаева - Правовые проблемы семейного воспитания несовершеннолетних. Монография
Рейтинг:
Название:
Правовые проблемы семейного воспитания несовершеннолетних. Монография
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Правовые проблемы семейного воспитания несовершеннолетних. Монография"

Описание и краткое содержание "Правовые проблемы семейного воспитания несовершеннолетних. Монография" читать бесплатно онлайн.



В монографии освещается история нормативного регулирования семейного воспитания несовершеннолетних детей, обращается внимание на роль современного семейного законодательства в развитии личности ребенка. Одновременно рассматриваются вопросы соотношения семейного права и педагогики, уделяется внимание интересам ребенка в семье, анализируются споры о праве на семейное воспитание, семейно-правовая ответственность за ненадлежащее семейное воспитание, правовые предпосылки вмешательства в семейно-правовую сферу воспитания детей. Законодательство приведено по состоянию на январь 2016 г.






Глава II

Современное нормативное регулирование семейного воспитания ребенка

Окончание Второй мировой войны ознаменовалось вниманием мирового сообщества к основным правам человека, достоинству и ценности человеческой личности, что нашло свое отражение во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г.85 Не остались незамеченными в ее тексте и дети: в ч. 2 ст. 25 Декларации говорилось: «Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой». Данное положение нашло свое развитие в Декларации прав ребенка 1959 г.86, подчеркнувшей, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Здесь же подчеркивается, что «ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях и достоинства» (Принцип 2). И далее: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности» (Принцип 6). Таковы международно-правовые предпосылки нормативного регулирования государством семейного воспитания несовершеннолетнего. Пусть даже они выражены в самом общем виде, но этого достаточно, чтобы обратить внимание на такой важный пласт сферы семейно-правовых отношений, каким является формирование личности будущего гражданина, в частности путем его воспитания в семье.

Резонансом на требования международных актов, относящихся к семейному воспитанию детей, стал и Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г.87 В его статье первой, определяющей задачи семейного законодательства, входило «воспитание детей семьей в органическом сочетании с общественным воспитанием в духе преданности Родине, коммунистического отношения к труду и подготовка детей к активному участию в строительстве коммунистического общества». Так, ранее господствовавшие постулаты семейного воспитания, отражающие иную идеологию, уступили место в корне иным правовым предписаниям. В главе 8 этого Кодекса, посвященной правам и обязанностям родителей по воспитанию своих детей, давался перечень этих обязанностей: «воспитывать своих детей, заботиться об их физическом развитии и обучении, готовить к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества». Российское государство тех лет было заинтересовано в формировании именно таких качеств подрастающего гражданина, и по-своему воздействовало, пыталось воздействовать на родителей, осуществляющих свои воспитательные функции. К другим способам нормативного регулирования государством отношений, связанных с семейным воспитанием этого периода времени, относилось, например, лишение родительских прав родителей, если они уклоняются от выполнения родительских обязанностей (ч. 1 ст. 59 КоБиС РСФСР). Упоминает данный Кодекс и рассмотрение судом споров, связанных с семейным воспитанием детей (ст. 65 КоБиС РСФСР). Что же касается детей, оставшихся без попечения родителей, их передача под опеку (попечительство) объяснялась необходимостью воспитания в семье, заменяющей родительскую (ст. 119 КоБиС РСФСР). Словом, акцент на важности участия государства в нормативном регулировании семейного воспитания детей постепенно усиливался.

Еще одним источником влияния на семейное законодательство стала Конституция (Основной закон) СССР 1977 г., ст. 53 которой объявляла: «Семья находится под защитой государства»88, а позже Конституция Российской Федерации 1993 г., где говорилось: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитании – равное право и обязанность родителей»89. Но переломным моментом в сторону существенного расширения границ нормативного регулирования правоотношений, связанных с семейным воспитанием, стала Конвенция ООН 1989 г. «О правах ребенка», к которой Российская Федерация присоединилась в 1990 г.90 Она напомнила, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что «дети имеют право на особую защиту и помощь». Одним из направлений такой защиты можно рассматривать защиту прав несовершеннолетних, касающуюся его воспитания в семье. Тем более что «государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка».

Понятно, что в основу Конвенции о правах ребенка заложены именно его права, отличающиеся большим разнообразием. Но подавляющее их большинство так или иначе связано с его семейным воспитанием. Так, например, ч. 1 ст. 9 предлагает государствам-участникам обеспечивать, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию. Непосредственное отношение к его семейному воспитанию имеет и ст. 12 Конвенции, предусматривающая обеспечение ребенку, способному сформировать свои собственные взгляды, право свободно их выражать по всем затрагивающим его вопросам. Причем этим взглядам уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. Подобного рода положение находит свое отражение и в спорах о детях. Сугубо педагогическую предпосылку содержит и ч. 2 ст. 14 Конвенции, предлагающая государствам-участникам уважать «права и обязанности родителей и в соответствующих случаях законных опекунов руководить ребенком и осуществлять его права методом, согласующимся с развивающимися способностями ребенка».

Заложенные в Конвенции положения безотносительно к степени их близости к проблемам семейного воспитания помогают их решать в соответствии с интересами несовершеннолетнего, ориентация на которые пронизывает весь текст Конвенции. Приоритет его интересов, в свою очередь, определяет все нормативные предписания, относящиеся к семейному воспитанию в той его части, которая подвластна семейному праву.

Появлению Конвенции о правах ребенка способствовала озабоченность качеством подрастающего поколения. Тем более что по признанию ЮНИСЕФ, адресованному детям, «сегодняшние условия жизни формируют завтрашние возможности»91. Эта озабоченность нашла свое отражение и во Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, принятой на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей в Нью-Йорке 30 сентября 1990 г., где говорилось: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве. Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы и они обретают опыт»92. Красноречивость данного текста не утрачивает своего смысла и в России начала XXI в., когда «для многих детей реальности детства совершенно другие», что можно сказать и о современной России, где право ребенка на жизнь и воспитание в семье обеспечивается далеко не всегда, что подтверждается данными государственной статистики.

Первое, на что нельзя не обратить внимания с точки зрения неблагополучия детского населения, является количество в нашей стране несовершеннолетних, входящих в категорию утративших родительское попечение. Причем ЮНИСЕФ замечено, что «на фоне сокращения удельного веса детей в численности населения с начала 1990-х гг. в России наблюдался их рост». Отсюда следовал вывод: «Важной особенностью российской ситуации является высокая и постоянно растущая доля социальных сирот» (детей, родители которых живы. – А. Н.). Их часть составляла в процентах: в 1990 г. – 1,2; в 2010 г. – 2,6; в 2011 г. – 2,4693. А в абсолютных цифрах общее количество детей, оставшихся без попечения родителей, равнялось в 2012 г. 74 722 человекам94 Что же касается соотношения числа круглых сирот и социальных сирот, то в 2007 г. круглые сироты составляли 17 % в общей численности ежегодно выявленных осиротевших детей, тогда как социальные сироты составили 83 %, а в 2011 г. первых было 16 %, вторых – 84 %95.

Другое заметное в наше время событие, мешающее несовершеннолетнему обрести кровнородственную семью, иначе говоря, реализовать свое право на жизнь и воспитание в семье, заключается в отказе женщины-матери от своего новорожденного ребенка. По данным государственной статистики доля детей-отказников в общем числе выявленных в течение года детей, оставшихся без попечения родителей, составила в 2007 г. 10 %; в 2012 г. – 7 %96. По другим данным за 2011 г. от каждого десятого ребенка родители отказались при рождении97. По оценкам ЮНИСЕФ число так называемых детей-отказников составляет около 10 тысяч, что касается в основном женщин из группы риска, куда входят, в частности, нелегальные мигранты98.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Правовые проблемы семейного воспитания несовершеннолетних. Монография"

Книги похожие на "Правовые проблемы семейного воспитания несовершеннолетних. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александра Нечаева

Александра Нечаева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александра Нечаева - Правовые проблемы семейного воспитания несовершеннолетних. Монография"

Отзывы читателей о книге "Правовые проблемы семейного воспитания несовершеннолетних. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.