Рашид Мухаев - Политология. Конспект лекций

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Политология. Конспект лекций"
Описание и краткое содержание "Политология. Конспект лекций" читать бесплатно онлайн.
Настоящее издание не является альтернативой учебнику профессора Мухаева Р.Т. «Политология», в котором сформулированы и раскрыты фундаментальные положения современной политической науки, а служит лишь пособием для успешной сдачи экзаменов. Материал отредактирован в соответствии с учебной программой курса «Политология». Используя данную книгу при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы.
• представлена государством, его учреждениями и ресурсами, возможностью легитимного насилия;
• способствует эффективному удовлетворению общезначимых, групповых и частных интересов;
• выступает главным объектом борьбы и взаимодействия групп, партий, движений, государства, индивидов.
Тем не менее власть представляет собой самое таинственное, загадочное явление в политике.
Как справедливо заметил французский философ Э. Шартье, «власть необъяснима, и в этом ее сила». Однако потребности общественного развития требуют выяснения, является ли власть абстракцией, символом или реальным действием.
2. Еще в XVIII веке французский мыслитель Г. де Мабли (1709–1785) так определил социальное назначение власти: «Цель, которую ставят себе люди, объединенные законами, сводится к образованию общественной власти для предотвращения и пресечения насилия и несправедливости отдельных лиц» 10. Власть в те времена рассматривалась как ограничитель произвола монархов, дворян, класса собственников.
Социальная сущность власти определяется тем, что она:
• возникает в обществе, поскольку без власти наступает хаос, дезорганизация, саморазрушение социальных связей;
• создавая общие для всех правила поведения, придает взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность;
• выступает в качестве универсального механизма интеграции, согласования, упорядочения многообразных несовпадающих интересов и потребностей людей с помощью различных средств, в том числе и принуждения (дело в том, что люди занимают в обществе неодинаковое социальное положение, имеют различный уровень жизни, материального богатства, образования, заняты разными видами труда, общественные оценки которого также различаются. Наконец, одни люди талантливы, другие – не очень, одни активны, другие – пассивны и т. д.).
3. Однако социальная функция власти по обеспечению целостности и упорядочению разнообразных интересов и отношений между людьми может достигаться различными способами, что определяет социальное содержание власти. При этом социальное содержание власти неоднозначно. Властное воздействие может:
• быть конструктивным, созидающим;
• иметь разрушительные последствия;
• осуществляться вопреки интересам управляемых путем манипулирования массовым сознанием;
• быть реализовано путем гармонизации человеческих интересов и потребностей, реализации интересов большинства населения;
• поддерживать целостность общества посредством прямого подавления интересов одной группы (управляемых) другой группой (управляющих).
Вопрос 18. Подходы к определению природы власти
Поведенческая трактовка власти
Социологический подход
1. Существуют различные трактовки и подходы к определению природы власти.
Сторонники поведенческого подхода:
• характеризуют власть как особенную сущность, носителем которой выступает отдельная личность и которая выражается в локализованной энергии, заставляющей других людей повиноваться;
• отождествляют власть с вещью (силой), обладание которой дает им право на повелевание;
• для придания власти большей величественности (могущества) рассматривают ее как божественный дар и наделяют такими ценностными качествами, как справедливость, ответственность, добропорядочность;
• объясняют природу власти биологическими и психическими особенностями человека – ее носителя.
2. С позиций социологического подхода: власть трактуется в терминах социального взаимодействия как отношения чего-нибудь или кого-нибудь. Взаимодействие предполагает наличие по крайней мере двух сторон. Наиболее распространенным в рамках этого подхода является позитивистско-социологическое определение власти немецким социологом М. Вебером, который:
• понимал власть как способность и возможность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению другого;
• полагал, что в основе властных отношений лежат отношения господства и подчинения, складывающиеся между субъектом властной воли (тем, кто обладает способностью влиять на другого и добиваться поставленных целей) и объектом властного воздействия (тем, кто выстраивает свое поведение в соответствии с содержанием властного воздействия).
Вопрос 19. Концепции власти в рамках поведенческого подхода
Теологическая концепция власти
Биологическая концепция
Бихевиористская концепция
Психоаналитическая концепция
Мифологическая концепция
1. Одно из наиболее ранних определений власти исходило из теологического объяснения ее природы и строилось с помощью теории божественного права. Согласно данной концепции:
• по своей сущности власть является божественным установлением, которое основано на христианских заповедях;
• всякая государственная власть происходит от Бога, а все монархи, осуществляющие власть, – лишь исполнители божественной воли;
• потребность во власти обусловлена «естественной греховностью» человека;
• подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода.
2. Представители биологической концепции власти:
• рассматривают ее как механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в наиболее фундаментальных инстинктах человека как биологического существа;
• в структуре биологических свойств, присущих и людям, и животным, рассматривали агрессию как инстинкт борьбы, направленной против представителей той же особи.
Следуя этим положениям, Ф. Ницше утверждал, что власть есть воля и способность к самоутверждению.
Впоследствии биологические трактовки власти послужили обоснованием права одних народов повелевать другими. Так, А. Гитлер выдвинул идею, что волей и способностью к самоутверждению обладают исключительно представители арийской расы – в этом заключается их богоизбранность и призвание управлять всем миром.
3. Поведенческое понимание власти более активно стало разрабатываться в 30-х годах XIX века благодаря введению в политическую науку бихевиоризма, связанного с именами американских ученых Ч. Мерриама, Г. Лассуэла и английского исследователя Дж. Кетлина, которые:
• выводили властные отношения из природы человека, его естественных свойств, отказываясь от моральных оценок политики;
• рассматривали человека как «властолюбивое животное», в основе поступков и действий которого лежит стремление (чаще всего неосознанное) к власти;
• полагали, что именно стремление подчинить своей воле других индивидов выступает в качестве доминирующего мотива политической активности конкретной личности;
• сам же политический процесс представляли как столкновение индивидуальных стремлений к власти, в котором побеждает самый сильный. Баланс стремлений к власти политических сил обеспечивается системой политических институтов. Нарушение равновесия политических сил приводит к кризисам и конфликтам в обществе.
4. В 50–60-х годах XX века в рамках поведенческого подхода сложилась психоаналитическая концепция. Ее основные положения:
• власть – это способ господства бессознательного над человеческим сознанием;
• индивид подчиняется силам, находящимся вне его сознания. Это происходит в результате того, что средствами скрытого и открытого манипулирования человеческой психике задается особая установка;
• подавляя рациональные мотивы поведения, манипуляция обеспечивает доминирование иррационального в политической деятельности (страха, агрессивности, стремления к разрушению). Американский психоаналитик К. Хорни определяющим мотивом политического поведения считал страх, порождаемый враждебной человеку социальной средой. Стремление избежать ситуаций, внушающих страх, определяет модели поведения людей в конкретных обстоятельствах («неврозы»):
• «невроз привязанности» выражается в жажде любви и одобрения любой ценой;
• «невроз власти» – в погоне за престижем и обладанием;
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Политология. Конспект лекций"
Книги похожие на "Политология. Конспект лекций" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Рашид Мухаев - Политология. Конспект лекций"
Отзывы читателей о книге "Политология. Конспект лекций", комментарии и мнения людей о произведении.