» » » » Ирина Кузина - Теория социальной работы. 2-е издание. Учебное пособие


Авторские права

Ирина Кузина - Теория социальной работы. 2-е издание. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Ирина Кузина - Теория социальной работы. 2-е издание. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ирина Кузина - Теория социальной работы. 2-е издание. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Теория социальной работы. 2-е издание. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Теория социальной работы. 2-е издание. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Теория социальной работы. 2-е издание. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии излагается содержание основных проблем теории социальной работы, в систематической форме анализируются ее практические и методологические основания, важнейшие концепции и понятия. Содержание учебного пособия соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 040400 «Социальная работа» и рабочему учебному плану подготовки социальных работников в Школе гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета. Учебное пособие предназначено для бакалавров и магистров направления «Социальная работа» высших учебных заведений, а также для специалистов социальной сферы, аспирантов, исследователей, преподавателей и всех интересующихся теорией и практикой социальной работы.






И. Г. Кузина

Теория социальной работы

2-е издание

Учебное пособие

[битая ссылка] [email protected]

Введение

В конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ в. в Российской Федерации сформировались предпосылки для становления и развития профессиональной социальной работы. В большинстве стран социальная работа как самостоятельная профессия сложилась уже в начале прошлого века и достигла к его концу больших успехов. Ее развитие шло от практики к теории, от возникновения феноменов социальной помощи и поддержки – к попытке их осмыслить и объяснить.

Сегодня социальная работа как вид деятельности в сфере профессий типа «человек – человек» остается объективно необходимой для общества, т. к. посредством этой деятельности устанавливаются приемлемые отношения между личностью и социальной системой. Удовлетворяя потребность в социальной защите прежде всего социально уязвимых слоев населения, социальная работа призвана обеспечить оптимальное сочетание общественных и личных интересов, поскольку улучшение функционирования членов общества и совершенствование самого социума неразрывно связаны. Одновременно общество посредством социальной работы создает условия для активного участия человека в оптимизации собственной жизни, в осознании ее смысла, поэтому уровень развития социальной работы отражает степень цивилизованности общества.

Повышение внимания к социальной работе в мире в настоящее время вызывается обострением глобальных проблем человечества в экологической, демографической, коммуникативной и других сферах, обусловливающих противоречия социального развития. Среди этих проблем следует указать на отсутствие социальной и культурной безопасности, политическую нестабильность, обесценивание человеческой жизни, высокие темпы роста социального неравенства и пр.

В данных условиях социальная работа решает задачи, связанные с адаптацией общества и личности к социальным изменениям. При этом макросоциальные предпосылки развития социальной работы, связанные с глобализацией социума, дополняются микросоциальными.

В России специалисты называют факторами, способствующими выходу социальной работы на профессиональный уровень, с одной стороны, наличие разнообразных теоретических и практических моделей социальной защиты в советский период, которые нуждались в юридическом оформлении. С другой стороны, это обострение кризисных явлений в экономике и значительное ухудшение социального здоровья общества в эпоху политических и социальных реформ 80–90-х гг. XX в., что потребовало объединения усилий государства и общества в направлении позитивной социализации личности (Бочарова В. Г. 2000. С. 4–5; Панов А. М. 1997. С. 3–4).

Понятие «социальная работа» включает в себя несколько составляющих. С позиции статуса и квалификации субъектов деятельности в ней выделяют профессиональную и непрофессиональную социальную работу. С точки зрения содержания самой деятельности социальная работа рассматривается как вид научного знания, сфера практической деятельности и учебная дисциплина. В области профессиональной социальной работы особо выделяют также деятельность руководителей, специалистов и социальных работников.

В марте – апреле 1991 г. профессия «социальная работа» была официально зарегистрирована в государственных документах, а в сентябре того же года в 20 вузах России началось обучение социальной работе, формирование системы высшего и среднего специального образования по данному направлению и специальности. Кадровое оформление социальной работы свидетельствовало о превращении социальной работы как вида практической деятельности в институт российского общества. В настоящее время более 140 учебных заведений страны ведут подготовку бакалавров и специалистов по социальной работе.

Говоря о теоретическом анализе практики социальной работы в России, следует заметить, что первоначальное накопление научных знаний в этой области включало в себя осмысление ведущих тенденций теоретической мысли зарубежных авторов, прежде всего, европейских государств и США. Однако постепенно начала формироваться российская школа теории социальной работы, анализирующая отечественный опыт социальной практики и опирающаяся на собственные научные традиции и инновации. Появились российские учебники, монографии, диссертационные исследования, начали издаваться специализированные журналы. Социальная работа стала рассматриваться как наука, интегрирующая фундаментальные положения социального и гуманитарного знания, но имеющая свою методологию, объект и предмет изучения.

За 20 с лишним лет в России сложился опыт практической деятельности в сфере социальной работы, предопределивший организационно-управленческие, экономические, технические, социально-психологические факторы ее дальнейшего развития. Появились новые формы деятельности и типы учреждений, направленные на совершенствование системы социальной защиты населения. Между тем становление социальной работы в России выявило существенное противоречие. Оно заключено, с одной стороны, в стремлении исследователей составить целостное представление о современных тенденциях оптимизации социальной работы и внедрить научные знания в практику, а с другой стороны – в отсутствии у государства последовательной политики и ресурсных возможностей для развития социальной работы на современном уровне, что снижает мотивацию к продуктивной деятельности у ее субъектов. В результате теория социальной работы продолжает оставаться в стадии научной идентификации, соответственно, эвристическое обеспечение практики социальной работы не дает нужного импульса для развития системы социальной защиты и социальной политики в целом.

Рассмотренные выше проблемы заставляют заинтересованных в результативности своего труда ученых и преподавателей предпринимать новые попытки создания научных и учебно-методических текстов, раскрывающих их взгляды на концептуальные основы социальной работы.

Предлагаемое учебное пособие имеет целью помочь студентам, в первую очередь направления 39.03.02 / 040400.62 «Социальная работа», овладеть знаниями в области одной из базовых дисциплин профессионального цикла – теории социальной работы. Изучение данной дисциплины, согласно компетентностному подходу, предусматривает формирование у студента способности выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере структурной и комплексно ориентированной социальной работы; готовности к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих специфику социокультурного развития общества. Студент должен знать формы и методы социальной работы; предмет, объект, основные категории и закономерности теории социальной работы; иметь представление о проблемах научной идентификации социальной работы, ее парадигмах, направлениях развития ее теории и практики в XXI в.; проблемах эффективности в социальной работе.

Учебное пособие состоит из семи глав, в которых последовательно излагаются содержание и категориальный аппарат теории социальной работы, анализируются ее важнейшие концепции. Индуктивный метод изложения материала в учебном пособии (от частного к общему) позволяет, отталкиваясь от простых для восприятия понятий, перейти к более сложным категориям и обобщениям. В результате овладения новыми знаниями в ходе работы с учебным пособием студенты приобретают навыки абстрактного мышления, учатся строить гипотезы и пр.

Постепенно, от рассмотрения вопросов, связанных с содержанием практики социальной работы, взаимодействий в ее пространстве и основных понятий, на которые опирается исследователь в области социальной работы, автор переходит к анализу методологических оснований, предмета и объекта теории социальной работы. Особое внимание при этом уделяется месту и роли в формировании теории социальной работы социологических концепций социального действия и социальных изменений. Изложение основ теории социальной работы завершается освещением тенденций развития профессиональной подготовки в области данного вида деятельности.

Рассматриваемый в учебном пособии материал строится на современной научной и учебной литературе и актуальной правовой основе. В каждой главе пособия содержатся проблемные и контрольные задания и вопросы, активизирующие самостоятельную работу студентов. Учебное пособие также включает типовые вопросы для итогового контроля, тематику рефератов по данной учебной дисциплине, библиографический список и словарь основных терминов, облегчающий усвоение теоретического материала.

Глава 1

Социальная работа как вид практической деятельности

1.1. Социальная деятельность и социальные отношения

Социальная работа как научная категория и социальное явление может рассматриваться через близкие понятию «работа» понятия «деятельность» и «активность», поэтому данные категории глубоко разрабатываются в теории социальной работы. Активность – это всеобщее свойство живой материи, обусловленное, прежде всего, потребностью выживания и адаптации ее объектов в социоэкологической среде. Деятельность является особой формой активности организмов, она возникает на основе отношений системы и окружающей среды в целях поддержания устойчивости системы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Теория социальной работы. 2-е издание. Учебное пособие"

Книги похожие на "Теория социальной работы. 2-е издание. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Кузина

Ирина Кузина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Кузина - Теория социальной работы. 2-е издание. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Теория социальной работы. 2-е издание. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.