» » » » Евгений Ищенко - О криминалистике и не только: избранные труды


Авторские права

Евгений Ищенко - О криминалистике и не только: избранные труды

Здесь можно купить и скачать "Евгений Ищенко - О криминалистике и не только: избранные труды" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Ищенко - О криминалистике и не только: избранные труды
Рейтинг:
Название:
О криминалистике и не только: избранные труды
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "О криминалистике и не только: избранные труды"

Описание и краткое содержание "О криминалистике и не только: избранные труды" читать бесплатно онлайн.



В сборнике в логической последовательности и во взаимосвязи представлены наиболее актуальные из числа опубликованных ранее статей видного российского ученого-криминалиста, специалиста в области алгоритмизации расследования преступлений Е. П. Ищенко, с 1997 г. – бессменного заведующего кафедрой криминалистики Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). В сборник также вошли несколько фрагментов из научно-популярных изданий. Авторский подход к решению проблем противодействия преступности представляет несомненный интерес для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, сотрудников правоохранительных и правоприменяющих органов.






Получается, что действовавший ранее 10-летний срок возрастания количества зарегистрированных преступлений на 1 млн. урезался до 3 лет. И эта крайне опасная тенденция, похоже, сохраняется. В 2006 г. было зарегистрировано 3855 тыс. преступлений, следовательно, годовой прирост составил 301 тыс.

Происходит все это на фоне усложнения системы учета и регистрации преступных посягательств, а также значительной декриминализации преступлений, осуществленной в конце 2003 г. посредством внесения изменений в УК РФ. В этой связи известные российские криминологи говорят о кризисе российской уголовной политики, причины которого они однозначно связывают с преобладанием в проведении судебной реформы и последующих реформ уголовного и уголовно-процессуального законодательства радикально-либерального подхода130. Единственным «невероятным» событием, которое произошло в 2002 г., на наш взгляд, как раз и стало введение в действие УПК РФ.

В этой связи криминологи задаются и таким вопросом: «Адекватна ли в настоящее время государственная политика борьбы с преступностью состоянию и тенденциям последней? Не покривя душой, на этот вопрос можно ответить только отрицательно. Тенденции современной российской преступности… настолько неблагоприятны, что вполне правомерно можно и нужно говорить о том, что преступность создает угрозу национальной безопасности и что сама Россия постепенно превращается в криминальное государство»131.

Не ставя под сомнение постулат, что борьба с преступностью должна вестись сугубо законными средствами, полагаю, что очень ревностно следует защищать и обеспечивать права и законные интересы лиц, потерпевших от действий преступников, а в конечном счете – от бездействия государственных структур, обязанных не только расследовать, но и предупреждать совершение преступных посягательств.

О предупреждении преступлений в последние полтора-два десятилетия упоминается крайне редко, как, впрочем, и об искоренении преступности – этого негативнейшего социального явления, совершенно несовместимого с построением правового государства, если его понимать как государство, в котором соблюдаются права и законные интересы всех его граждан.

Думается, что правовое государство в первую очередь должно заботиться об обеспечении прав и свобод человека и гражданина законопослушного, социально полезного, не запятнавшего себя нарушениями закона, в особенности уголовно наказуемыми. На социально полезной деятельности таких граждан и зиждется благополучие, процветание, прогресс государства.

Преступность должна рассматриваться как тормоз, помеха в деле построения правового государства, которая может и должна быть преодолена. В противном случае на государственном, официальном уровне необходимо признать, что преступность имеет биологические, генетические корни, не зависящие от уровня экономического развития страны и степени благополучия ее граждан132. Тогда в доктрину социального развития России, если таковая имеется, должны быть внесены соответствующие коррективы, учитывающие затраты и издержки, необходимые для решения государственной проблемы борьбы с преступностью, которую можно только минимизировать, но не искоренить.

И в том, и в другом случае проблема остается, однако подход к ее разрешению существенно изменяется, конкретизируется. Зная, что часть наших сограждан по врожденным, генетическим причинам должна совершать преступления, общество будет искать пути и средства ранней диагностики таких аномалий, излечения людей от врожденного влечения к совершению преступлений. Деликты, обусловленные социальными причинами, могут быть постепенно ликвидированы устранением таких причин133, а также внедрением технических средств защиты объектов и субъектов от противоправных посягательств. В целом же это должно будет привести к существенному сокращению числа преступных посягательств в РФ, укреплению в ней основ правового демократического государства.

Следует исходить из того, что современная преступность – системное социальное явление глобального масштаба. Для ее преодоления или хотя бы минимизации необходим комплексный государственный подход, предполагающий координацию деятельности ряда министерств и ведомств, которые так или иначе задействованы в этом многоаспектном процессе. Без управляющей координации их усилия будут разрозненными, нецеленаправленными, эпизодическими, что и наблюдается, если посмотреть объективно и непредвзято на современное состояние борьбы с преступностью вообще и расследование преступлений в особенности.

Кто сейчас в РФ занимается решением общих проблем борьбы с преступностью? Вроде бы ответ очевиден: Министерство внутренних дел, Генеральная прокуратура, Федеральная таможенная служба, Госнаркоконтроль, Федеральная служба безопасности и др. Перечень ведомств этим не исчерпывается, но и без того ясно, что каждая из названных государственных силовых структур решает свои частные проблемы, имеет на преступность и расследование ее проявлений свой, ведомственный взгляд. В итоге получается, что общей координацией усилий различных правоохранительных органов по раскрытию и расследованию совершаемых в стране преступлений должно заниматься Правительство РФ либо Совет Безопасности, однако каких-либо серьезных подтверждений этому нет. Отдельные эпизодические попытки (скорее декларируемые, чем реальные) покончить с терроризмом, незаконным наркотрафиком, коррупцией среди должностных лиц положения дел не меняют.

Поэтому и необходима государственная программа борьбы с преступностью, составленная четко и профессионально, которая ориентировала бы все государственные органы на преодоление преступности, в первую очередь путем раскрытия и расследования всех совершаемых в стране преступлений. Нет особой нужды доказывать, что оставшиеся невыявленными, латентными либо нераскрытыми, а также не должным образом расследованные преступления ведут к дальнейшему ухудшению криминогенной обстановки в стране, создают у преступных элементов уверенность в безнаказанности криминального поведения, формируют благоприятную почву для распространения уголовных традиций, для эскалации обусловленных ими уголовно наказуемых деяний.

Указанная программа стала бы одной из основ построения в России правового государства, в котором права и свободы законопослушных граждан будут надежно защищены от любых преступных посягательств. Пока же, судя по общей направленности УПК РФ и усилиям международных и отечественных правозащитных организаций, основное внимание нацелено на обеспечение прав и интересов лиц, совершающих преступления, в том числе членов организованных преступных групп и сообществ. Чем это чревато – нетрудно спрогнозировать.

Нет необходимости доказывать, что качество расследования преступлений напрямую зависит от тех уголовно-процессуальных условий, в которых реализуется эта деятельность. Последняя должна осуществляться в строгих рамках норм УПК РФ, которые, мягко говоря, не создают оптимальных условий для расследования преступлений, на что уже было указано134.

К ранее сказанному, однако, хотелось бы добавить, что поскольку разработчики УПК РФ создали его, опираясь на две антагонистические по своей сути системы континентального и островного (англосаксонского) права, привнеся в традиционно континентальную систему российского уголовно-процессуального законодательства дополнительные ограничения и запреты, свойственные англо-американскому процессу, то следственная деятельность в России оказалась под двойным: прокурорским и судебным контролем, очень осложнившим и формализовавшим, а частично и парализовавшим ее.

В России, по сравнению с Западом, совершенно иная система расследования. «В западном судопроизводстве нет процессуальной фигуры следователя. Лицо, производящее расследование, осуществляет и процессуальные действия, и оперативно-розыскные мероприятия. Это неизбежно влияет на объективность выводов такого субъекта расследования. Поэтому необходим контроль за законностью отдельных действий этого субъекта со стороны суда. Однако «соединение следствия и суда до судебного разбирательства уголовного дела не решает вопрос о законности уголовного судопроизводства… может породить новые проблемы»135. И это воистину так.

Современный российский следователь не столько занимается своей непосредственной деятельностью, сколько обивает пороги прокурорских и судебных кабинетов, копирует материалы дела, выступает в суде и т. д.136 Все это существенно осложняет расследование уголовных дел, находящихся в производстве, ставит под вопрос их судебную перспективу, в особенности если расследуется преступление повышенной общественной опасности, подсудное суду присяжных137. Тогда следователю приходится не только нейтрализовать негативное противодействие адвокатов, препятствующих установлению по делу истинных обстоятельств произошедшего путем совершения правонарушений и преступлений, нарушения требований УПК, Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» и адвокатской этики138, но и предпринимать всевозможные меры, чтобы присяжные заседатели в очередной раз не оправдали заведомо виновного, как это случалось и случается практически повсеместно.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "О криминалистике и не только: избранные труды"

Книги похожие на "О криминалистике и не только: избранные труды" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Ищенко

Евгений Ищенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Ищенко - О криминалистике и не только: избранные труды"

Отзывы читателей о книге "О криминалистике и не только: избранные труды", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.