Ольга Сиземова - Механизм правового регулирования межбанковских расчетов. Монография

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Механизм правового регулирования межбанковских расчетов. Монография"
Описание и краткое содержание "Механизм правового регулирования межбанковских расчетов. Монография" читать бесплатно онлайн.
В монографии впервые предложены разработанные автором научная концепция платежного права и теория механизма правового регулирования межбанковских расчетов. В рамках концепции платежного права сформулировано его понятие, определены предмет, метод, структура, принципы и иные элементы платежного права, место платежного права в системе отраслей российского права, которые могут быть положены в основу формирования общей концепции сближения регулирования платежных и иных финансовых услуг в условиях глобализации и международной интеграции. Законодательство приведено по состоянию на январь 2016 г. В теории построения механизма правового регулирования межбанковских расчетов поставлены цели и принципы его построения, разработана структура и система правовых средств на каждой его стадии (этапе), определены критерии эффективности правовых средств и в целом правового механизма.
С этой целью было сформировано законодательство, регулирующее инфраструктуру финансовых рынков, но признакам системности и эффективности оно пока не отвечает, что снижает его качество. Следует отметить, что первые шаги в данном направлении уже сделаны в 2011 году, когда был актуализирован процесс введения в действие законодательства, определяющего правовое регулирование национальной системы платежей86 и расчетов87, способной функционировать без сбоев в режиме реального времени.
Нужно признать, что существенным стимулом к развитию межбанковских расчетных правоотношений, национальной платежной системы, банковской и в целом финансовой системы является принятый Правительством РФ и Центральным банком РФ План мероприятий по созданию международного финансового центра88 в г. Москве. Выбор Москвы в таком качестве неслучаен и обоснован географическими и социально-экономическими показателями: Москва расположена в центре европейской части России, в ней зарегистрировано и действует наибольшее количество кредитных и иных финансовых организаций, Московская межбанковская валютная биржа. В Москве, по сравнению с другими российскими городами, наиболее развита городская инфраструктура. Кроме того, в ней сосредоточены финансовые ресурсы, в том числе имеющие государственное происхождение, некоторые московские кредитные организации являются центрами платежных систем с широкой сетью корреспондентских связей с зарубежными банками. Все это позволяет определить Москву в качестве российского национального финансового центра.
Российский финансовый центр в Москве имеет перспективу в ближайшее время получить статус регионального международного финансового центра для стран СНГ, а также некоторых стран Восточной Европы, Ближнего Востока и Азии. В частности, платежные и расчетные системы основных партнеров России по СНГ – Казахстана, Беларуси и Украины пока находятся в стадии формирования и перехода от сложившейся в советские годы системы расчетов (плана счетов, расчетов с использованием бумажных носителей, банковских кодов и др.). Кроме того, в этих странах отдано предпочтение перспективе развития единой платежной системы, организованной государством, а не развитию при равных конкурентных возможностях государственной и частных платежных и расчетных систем при условии мониторинга их функционирования и надзора за их деятельностью уполномоченными государственными органами и общественными организациями. К примеру, в Украине в 2010 году89 более 98 % всех межбанковских переводов было осуществлено через государственную систему электронных платежей Национального банка Украины. Примерно такая же статистика в Казахстане. В Беларуси только в 2008 году начало функционировать ЕРИП (единое расчетное и информационное пространство), созданное Национальным банком Республики Беларусь. До этого момента граждане не могли оплатить услуги из любого региона, «для оплаты услуг по даче или дому, которые находятся в соседнем районе, или оплаты услуг за родных и близких, живущих в другом населенном пункте, необходимо специально ехать в район или населенный пункт»90. В Китае на внутреннем платежном рынке действует собственная платежная система Union Pay, однако, выезжая за рубеж, китайские пользователи платежных услуг вынуждены пользоваться платежными картами международных платежных систем Visa и MasterCard, что неудобно и невыгодно самим китайским кредитным учреждениям, таким образом, китайская платежная система вынуждена интегрироваться в международный платежный рынок, устанавливая межбанковские связи с зарубежными банками.
Присоединение России к ВТО является еще одним важным стимулом развития банковской, платежных и расчетных систем. Данный процесс предполагает поэтапную работу по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения, направленную на улучшение условий доступа предпринимателей на рынки товаров и услуг, эффективную защиту прав потребителей, разработку и широкое применение международных стандартов деятельности в различных сферах хозяйствования.
Реализуясь в банковской сфере, данный процесс приобретает свою специфику. Действительно, должен быть обеспечен свободный доступ на российский рынок банковских услуг иностранных кредитных организаций через дочерние и зависимые хозяйственные общества, созданные и действующие в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако первоначально Банк России оставляет за собой право ограничивать долю присутствия иностранного капитала в российской банковской системе путем установления разрешительного порядка создания кредитной организации с иностранным участием, включая дочерние и зависимые общества. Кроме того, увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидента (нерезидентов), а также отчуждение акций (долей) кредитной организации в пользу нерезидентов требует предварительного согласия Банка России. Общий объем участия иностранного капитала не должен превышать 50 %. Для деятельности кредитных организаций на фондовом рынке предусмотрен 25 %-ный барьер участия. Во всем остальном, что касается защиты прав потребителей и разработки стандартов банковской деятельности, ограничения не устанавливаются, а Российская Федерация берет на себя обязательства расширения доступа кредитных организаций с иностранным участием к системе страхования вкладов физических лиц. Впоследствии эти ограничения и исключение из банковской системы РФ филиалов иностранных банков были закреплены федеральным банковским законодательством. Все это свидетельствует о приоритете национальных финансовых интересов перед международными, предусмотренными нормативными документами ВТО, что позволяет российским банкам избежать конкуренции на равных условиях с иностранными банками. Не стоит сомневаться и в ограничении доступа кредитных организаций с иностранным участием к государственным финансовым ресурсам, в том числе и в период кризиса. Все это может оказать негативное влияние на развитие международных платежных и расчетных систем, участниками которых являются как российские, так и иностранные кредитные организации, что не соответствует цели создания международного финансового центра в Москве.
Основным фактором, изменяющим национальные банковские системы и влияющим на развитие безналичных расчетов, организуемых кредитными организациями, являются перманентные мировые финансовые кризисы, источником которых нередко становятся и сами кредитные организации.
Невозможность устранить причины системных финансовых кризисов приводит к тому, что национальные центральные банки и иные надзорные органы вынуждены объединяться, сосредоточив усилия на поиске эффективных методов прогноза кризисных явлений и смягчения их негативных последствий. Все это фиксируется в наднациональных правовых актах, приобретающих силу обязательности во все возрастающем числе стран, как принимавших участие в их разработке и утверждении, так и присоединившихся путем рекомендации их к применению в своих странах. При этом деятельность центральных банков, имеющая целью обеспечение стабильности и развития национальных денежно-кредитных систем, изменяется. Контроль финансовой устойчивости отдельных кредитных организаций, оценка индивидуальных рисков и применение мер ответственности к нарушителям уже не столь эффективны. Процесс создания платежных и расчетных систем, включения кредитных организаций в данные системы в качестве операторов и участников требует новых подходов к наблюдению и надзору. Теперь необходим контроль всей системы с целью установления и предотвращения системных рисков (совокупных рисков всех участников), в том числе рисков снижения ликвидности. Кроме того, проведение постоянного мониторинга использования преимущественно стимулирующих мер в таких системах, наблюдение за деятельностью в них кредитных организаций должно в результате привести к совершенствованию деятельности самого надзорного органа, поиску и внедрению им новых экономических стимулов развития национальной платежной, банковской системы и укреплению ее стабильности.
Перечисленные действия важны для управления денежно-кредитной системой в целом. Центральным банком РФ избрана для этого монетарная политика, приоритетным направлением деятельности которой являются регулирование и контроль инфляционных процессов. Причиной инфляции часто становятся действия самих кредитных организаций, которые приводят к снижению их платежеспособности и ликвидности. Среди основных мер, направленных на преодоление недостаточной ликвидности кредитных организаций, Банком России предлагается финансовая помощь крупнейшим кредитным организациям на возвратной основе. Они, являясь центрами платежных систем, должны перенаправлять полученные средства к средним и мелким кредитным организациям, способствуя не только восстановлению их платежеспособности и ликвидности, но и непрерывности и бесперебойности осуществления межбанковских расчетов. При этом сохраняются средние и мелкие региональные банки.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Механизм правового регулирования межбанковских расчетов. Монография"
Книги похожие на "Механизм правового регулирования межбанковских расчетов. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ольга Сиземова - Механизм правового регулирования межбанковских расчетов. Монография"
Отзывы читателей о книге "Механизм правового регулирования межбанковских расчетов. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.