» » » » Ольга Околеснова - Общественный контроль. Информационно-правовые проблемы теории и практики


Авторские права

Ольга Околеснова - Общественный контроль. Информационно-правовые проблемы теории и практики

Здесь можно купить и скачать "Ольга Околеснова - Общественный контроль. Информационно-правовые проблемы теории и практики" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Управление, подбор персонала, издательство ЛитагентКнорусc6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Околеснова - Общественный контроль. Информационно-правовые проблемы теории и практики
Рейтинг:
Название:
Общественный контроль. Информационно-правовые проблемы теории и практики
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4365-0152-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Общественный контроль. Информационно-правовые проблемы теории и практики"

Описание и краткое содержание "Общественный контроль. Информационно-правовые проблемы теории и практики" читать бесплатно онлайн.



Общественный контроль является институтом, составляющим важный элемент демократической модели общества. Для устойчивого и сбалансированного функционирования аппарата государственной власти, сформированного при помощи демократических институтов, общество должно располагать современными и эффективными инструментами независимого контроля деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Информационно-правовые механизмы могут наделить гражданское общество такими рычагами влияния.

В монографии представлены результаты информационно-правового исследования института общественного контроля в преддверье принятия нового федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».






Ольга Околёснова

Общественный контроль: информационно-правовые проблемы теории и практики: монография

Введение

Правовое регулирование отношений в сфере организационного обеспечения эффективности общественного контроля посредством использования новых информационно-коммуникационных технологий, обоснованно считается одним из наиболее актуальных вопросов в условиях необходимости модернизации правовой системы страны на основе расширения гражданского участия в управлении делами государства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Право граждан на информацию, право на непосредственное участие в управлении делами государства вместе с правом на индивидуальные и коллективные обращения и презумпцией того, что источником власти в Российской Федерации является народ, формируют концептуальную основу такого правового явления как общественный контроль. Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет вовлечь каждого гражданина в процесс общественного контроля. Информационно-коммуникационные технологии, применённые в сфере общественного контроля, стирают пространственные границы для субъектов общественного контроля. Максимально полная информационная открытость в сфере общественного контроля может быть обеспечена только при условии применения информационно-коммуникационных технологий.

Существующие сегодня процедуры общественного контроля нуждаются в усилении и дополнении. Множественность форм общественного контроля в должной мере может быть поддержана именно внедрением информационно-коммуникационных технологий, что, по мнению ряда специалистов, позволит коренным образом изменить ситуацию к лучшему.

Практика общественного контроля зачастую опережает процесс формирования его нормативного регулирования. Сталкиваясь с определёнными трудностями при осуществлении процедур общественного контроля, его субъекты нуждаются в оптимизации существующей правовой базы, появлении новых норм правового регулирования в данной сфере. Сейчас отсутствует единообразие понимания термина «общественный контроль», в правоприменительной практике недостаёт комплексного толкования права на информацию и права на участие в управлении делами государства. Одним из возможных путей решения этих, и многих других правовых проблем в рассматриваемой сфере нам видится в скорейшем принятии федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», который, с одной стороны, мог бы увязать общественный контроль с правом на информацию и систематизировать существующее законодательство об общественном контроле, а с другой, должен, по нашему мнению, содержать специальные положения (раздел или главу) о порядке обеспечения эффективного функционирования системы общественного контроля средствами информационно-коммуникационных технологий, которые позволят сделать такой общественный контроль открытым и всеобщим, обеспечив полноту реализации конституционных гарантий в рассматриваемой сфере.

Таким образом, необходимость проработки и решения проблем выбора и закрепления в законодательстве эффективной модели информационно-правового обеспечения общественного контроля, предопределили выбор темы диссертационного исследования.

Глава 1

ОБщественный контроль как объект информационно-правового исследования

§ 1. Категория «общественный контроль» в науке информационного права и информационном законодательстве

Проблема контроля едва ли не наиболее актуальная и ответственная в комплексе глобальных проблем современности. Это объясняется широким внедрением и использованием контроля во всех сферах жизни общества.

Используемое в современном русском языке понятие «контроль» имеет французские корни. Оно произошло от французского слова «controle», применявшегося для обозначения встречной, вторично записи с целью проверки первой. В русской речи данное понятие стало активно использоваться в XVIII веке, во времена франко-русского двуязычия. Первоначально в официальных кругах данное понятие использовали в качестве синонима понятия «проверка», но с течением времени значение слова «контроль» дистанцировалось от своего первоначального значения, приобретя несколько иной смысл[1].

Сложность понятия «контроль» состоит, прежде всего, в том, что в нормативных правовых актах Российской Федерации не закреплено его легальное определение. Законодатель, широко применяет данное понятие, но не поясняет, в чем заключается его содержание. Но, первый взгляд, вполне очевидный для понимания термин содержит в себе скрытые угрозы, без учёта которых его использование может нанести вред как контролирующей инстанции, так и подконтрольной.

Контроль является довольно широкой и объёмной правовой категорией. Он рассматривается как один из способов обеспечения законности. Он не ограничивается кругом вопросов, связанных с соблюдением обязательных предписаний – законов и других нормативных актов, но и проверяет целесообразность деятельности, включает в себя корректировку действий[2].

Эффективность контроля в существенной степени определяется состоянием его теории. Положение усугубляется тем, что в современных условиях всё больший вес приобретают сложные объекты, контроль которых не вписывается в рамки сложившихся методологических представлений. Ошибки контроля таких объектов приводят к серьёзным моральным и материальным потерям общества[3]. Это напрямую относится к общественному контролю. Для построения целостной картины требуется проанализировать сложившиеся определения контроля, его основные признаки и свойства. Это поможет выстроить систему общественного контроля с его особенностями, но при этом попробовать сохранить рассуждения в рамках общепризнанной теории.

Для начала обратимся к различным определениям понятия «контроль», сформулированным рядом специалистов.

Достаточно широкий спектр понятий, используемых для определения сущности контроля, подчёркивает его особую важность, многогранность и сложность, а также неопределённость подходов в разграничении сущности контроля и других форм специфической активности человека в какой-либо области.

Кроме того, множество разработанных точек зрения на определение сущности понятия «контроль» и наличие определённой противоречивости в подходах привели к появлению точки зрения, что не может быть общего определения этого понятия[4].

Например, Мельник М. В. считает, что говорить о контроле вообще невозможно. Существует различные виды контроля, каждый из которых характеризуется такими элементами как субъект контроля; субъект, принимающий решение; объект контроля; предмет контроля; цель контроля; задачи контроля; принципы контроля; методы, техника и технологи контроля, а также его процесс[5]. Очевидно, что здесь произошло совмещение понятий контроля и деятельности по его проведению.

В научной литературе «контроль» определяется как проверка, наблюдение с целью проверки исполнения законов, постановлений, управленческих решений[6]; как проверка деятельности кого или чего-либо, наблюдение за кем или чем-либо с целью проверки; как механизм, обеспечивающий соблюдение определённых условий, нарушение которых приносит ущерб социальной системе[7]; как целостная система социальных регуляторов (государственных институтов, права, морали, обычаев, установок)[8]; как совокупность процессов в социальной системе, посредством которых обеспечивается следование определённым образцам деятельности, а также соблюдение ограничений в поведении, нарушение которых отрицательно сказывается на функционировании системы[9].

В сознании современного общества слово «контроль» приобрело более широкое значение, чем просто проверка или наблюдение с целью таковой[10]. Контроль всё чаще понимается не только как проверка кого или чего-либо, но и некоторую подотчётность, ограничение в действиях.

Понятие «контроль» используется в различных сферах человеческой деятельности.

Новиков А. В. рассматривает контроль в широком и узком смыслах. В широком смысле слова контроль – это совокупность политических, экономических и идеологических процессов и методов, призванных обеспечить стабильность общества и государственного строя, соблюдение социального порядка, влияние на массовое и индивидуальное сознание. В узком смысле слова контроль – это проверка решений вышестоящих организаций, решений, распоряжений различных уровней управленческой системы данной организации, соблюдение технических, экономических, организационных нормативов, выполнение плановых мероприятий, заданий, соблюдение трудовой дисциплины, правовых норм и т. д[11].

Страшун Б. А. рассматривает контроль как одну из неотъемлемых функций управления, позволяющую сопоставить фактический результат управленческой деятельности с желаемым, выявить недостатки и их причины.[12]


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Общественный контроль. Информационно-правовые проблемы теории и практики"

Книги похожие на "Общественный контроль. Информационно-правовые проблемы теории и практики" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Околеснова

Ольга Околеснова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Околеснова - Общественный контроль. Информационно-правовые проблемы теории и практики"

Отзывы читателей о книге "Общественный контроль. Информационно-правовые проблемы теории и практики", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.